Французский киноактер Луи Де Фюнес
— 15.05.2010Луи Де Фюнес (Louis de Funes) (1914–1983),
французский киноактер. Полное имя – Луи Жермен де Фюнес де Галарза.
Родился 31 июля 1914 в Курбевуайе (деп. Верхняя Сена). В кино
пришел в 30-летнем возрасте, перепробовав множество профессий –
бухгалтера, художника-оформителя, тапера и т.д. Актерское
образование получил на драматических курсах Р.Симона, выступал в
кабаре, мюзик-холле, на радио.
Широкая известность пришла к Фюнесу после роли мсье Каломеля,
соседа главных героев, в комедии Ж.-П.Ле Шануа Папа, мама, служанка
и я (Papa, maman, la bonne et moi, 1954). Когда мсье Каломель
появился в продолжении этого фильма (Папа, мама, моя жена и я –
Papa, maman, ma femme et moi, 1956), на счету Фюнеса было уже не
менее десятка других комических ролей, снискавших популярность во
Франции и за ее пределами. Обладая чрезвычайно подвижной мимикой и
холерическим темпераментом, Фюнес легко превращал своих персонажей
в живую карикатуру, гротескное воплощение слабостей и пороков, будь
то лень (Семь смертных грехов – Les Sept peches capitaux, 1952) или
воровство (Не пойман – не вор – Ni vu, ni connu, 1958). В лице
Фернанделя, Тото, Бурвиля, М.Симона он имел маститых, прославленных
соперников, однако, работая с ними в одном жанре (а иногда и в
одном фильме: Через Париж – La Traversee de Paris, 1956, – с
Бурвилем; Дьявол и десять заповедей – Le Diable et les dix
commandements, 1962, – с Фернанделем и Симоном, Тото в Мадриде –
Toto in Madrid, 1959, – с Тото), Фюнес не оставался в тени.
Утверждению харизмы Фюнеса способствовало и то, что к началу 1960-х
в мировом кино возникает повышенный интерес к эксцентрической
комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора –
родной стихии французского актера.
В середине 1960-х годов родилась лучшая комическая маска Фюнеса –
комиссар Жюв, импульсивный, идиотически-бестолковый недомерок,
изображающий из себя гения сыска и предводителя борьбы с
инфернальным злом. В трех фильмах о Фантомасе (Фантомас – Fantomas,
1964; Фантомас разбушевался – Fantomas se dechaоne, 1965; Фантомас
против Скотланд-Ярда – Fantomas contre Scotland Yard, 1966),
пародийном римейке старого приключенческого киносериала 1913–1914
годов, Фюнес решительно затмил своими шутовскими эскападами и
благородного журналиста Фандора, и самого Фантомаса. Примечательно,
что при всех своих отрицательно-карикатурных чертах герой Фюнеса
вызывал наибольшую симпатию зрителя.
В то время как кассовый и художественный потенциал сюжетов о
Фантомасе был исчерпан уже во втором фильме, творческий взлет
Фюнеса нашел продолжение в целом ряде других комедий. Национальными
чемпионами по кассовым сборам стали Разиня (Le Corniaud (1964) и
Большая прогулка (La Grande vadrouille, 1966), где он сыграл в
дуэте с Бурвилем. Еще одной его популярной маской стал жандарм
Людовик Крюшо (Жандарм из Сан-Тропез – Le Gendarme de St. Tropeze,
1964; Жандарм в Нью-Йорке – Le Gendarme а New York, 1966; Жандарм
женится – Le Gendarme se marie, 1968), профессиональным амплуа и
идиотическим самомнением близкий комиссару Жюву, но с более
заземленными чертами провинциала-обывателя. В экранизации пьесы
К.Манье Оскар (Oscar, 1967), где Фюнес не только сыграл главную
роль, но и стал автором сценария, ощущалась весьма распространенная
в то время стилистика комедии абсурда.
В 1968 Фюнес был признан лучшим актером Франции. По размеру
гонораров (2,5 млн. франков за фильм) он превосходил всех своих
коллег. Однако именно с этого времени в его карьере наметились
первые признаки спада. В Замороженном (Hibernatus, 1969),
Человеке-оркестре (L"Homme orchestre, 1970), Приключениях Якоба
(Les Aventures de Rabbi Jacob, 1973) артист все с меньшим успехом
эксплуатировал свою излюбленную маску эксцентричного и
самовлюбленного простофили. Кроме того, со смертью Бурвиля (1970)
он потерял своего лучшего партнера. Попытки найти равноценную
замену, в том числе в лице сына Оливье (Большие каникулы – Les
Grandes vacances, 1966, Замороженный, Человек-оркестр, На древо
взгромоздясь – Sur un arbre perche, 1970), не увенчались успехом.
Последней значительной ролью знаменитого комика стал Гарпагон в
экранизации мольеровского Скупого (L"Avare, 1979), которую сам
Фюнес и поставил. Фильм был прохладно встречен прессой и не
окупился в прокате. Тем не менее выдающийся вклад Фюнеса во
французское и мировое кино (свыше 120 ролей) не подвергался
сомнению и в 1980 был отмечен почетной премией «Сезар».
Умер Луи де Фюнес в Нанте 27 января 1983.
источник