
Французский городок/ Оккупация

Реализм - мощный метод. И даже если применять его в ограниченных дозах - даёт хорошие результаты.
Взят именно что городок - меньше двух тысяч человек населения, только дома каменные, улицы узкие, потоку как всё довольно старое, с прошлого-позапрошлого века. Лесопилка, префектура, полицейский участок, школа, два десятка основных действующих лиц - как любит Стивен Кинг.
Только проблемы самые что ни на есть реальные.
Первоначально - практически полное исчезновение централизованной власти. Предыдущее начальство смылось. Своя армия прошла мимо. Полиция интересуется поимкой коммунистов(!). А на поле можно увидеть французский вариант картины "Фашист пролетел". Новое начальство, серое, которое только вот приехало, обещает платить в рейхсмарках, но требуется французская администрация.
Горожане решают выбрать префектом местного врача - хоть безвредный.
И тут как заверте...
Попытка отжать лесопилку, подведя её владельца под еврейство - показано.
Черный рынок, на котором прямо грузовиками оперирует племянник местного шефа полиции - показано.
Взятки и мелкие одолжения во всевозможных формах - показано.
Теснота стогов, в которых пытаются скрыться различные уклонисты от отправки в Германию - показано.
Но, главное, показан чрезвычайно парадоксальный процесс:
- общество достаточно быстро делится на условные стороны и середину;
- социальные, родственные связи никуда не исчезают. Люди могут держаться своей стороны, даже менять её но если нарастает вал действий, которыми они отсекают себя от этой паутины социальных связей, если они не только противники, но чужие - вот тут они загоняют себя в тупик.
Достаточно хорошо показаны периоды оккупации.
- первый год, до начала войны с Союзом - оккупация без перегибов, есть надежда сохранить мирную жизнь, как-то даже наладить бизнес. Идёт распространение листовок. Когда ловят коммуниста - его сажают на полгода. Префект, его брат, готов возглавить список заложником, но ничем особо не рискует, а составление списка коммунистов и евреев - саботирует;
- лето-осень 41-го - ожесточение. Одна из самых сильных сцен это заседание ячейки коммунистов. Надо стрелять в немцев. Звучат очень резонные голоса, что немцы будут стрелять в ответ. И вообще, немецкие солдаты это такие же пролетарии, только в другой форме. Но по линии
- 42-43 - листовок все больше, но нужны они всё меньше. Люди по большей части выбрали сторону. И каждая сторона заботится о том, чтобы свои не перебежали к противнику. Создание первого партизанского отряда - база, минимум оружия, попытка рейда. Парад по городку (немцев отвлекают и т.п.) большей частью с деревянными макетами оружия в руках. Ликвидация базы силами немцев. Бессудные расстрелы. Бешеное ожесточение со стороны подпольщиков и партизан (основная часть населения хоронится по углам и старается проскочить между капельками). После рейда - префекта-карьериста расстреливают вместе со взятым в плен коммунистом.
- 44-й - создатели сериала целый сезон отпустили на освобождение городка и все эксцессы, с этим связанные. Часть моментов довольно стандартных - с подрывом моста и т.п. Но очень подробно показан процесс распада карательного аппарата, который создали немцы, эксцессы ухода оккупантов, равно как и "перегибы на местах", которые начались уже у вчерашних подпольщиков. И на этом фоне - попытки как-то договориться, скруглить углы, выпрыгнуть из капкана. Людьми движет месть - причем почти всеми. Часть тех, для кого "ничего нельзя сделать" - прекрасно понимают, что они уже трупы, и хотя вот только договорились за других коллаборационистов, освободили каких-то пленных, вдруг теряют над собой контроль. Равно как и подпольщики - методично охотятся за представителями милиции (французская милиция 43-44 гг. показана очень фактурно). Маятник ненависти так просто не замирает.
Что проскользнуло в мелочах и деталях, но получилось интересно - оккупация держит в заложниках социальное тело человека (сумма предметов, которые обеспечивают его жизни), его положение в обществе и тот маленький личный проект (семья, бизнес, постройка дома и т.п.), что он развивает. И только потом доходит дело до составление списка заложников.
Чем больше разрушается общество - тем слабее на личность давят заботы прошлых лет.Тем легче человек берет в руки оружие. А чью сторону пример - часто дело случая.
Один из самых сильных образов - это ребенок, сын местного коммуниста (которого фактически первым расстреляли), племянник префекта-врача, заодно племянник барышни, которая прям вдохновенно отдавалась местному немецкому представителю. Во Франции таких не расстреливали, потому он научился врать, молчать, почти научился убивать, но, главное, отлично ненавидеть. Всех. Потому, когда приходит освобождение, и дядюшка-бывший-префект кричит - чего это ты делаешь, продовольствие растаскиваешь? - тот радостно обещает продать мясо на черном рынке. Четыре года сделали из него зверёныша.
Были моменты, когда явно перебирали с мелодраматизмом - версия "Английского пациента", когда обожженного немца приютила и полюбила француженка. Юная родственница нового префекта - то есть старого начальника школы. Поскольку времена суровые, освобождение требует нравственной чистоты и чистой анкеты - префект задушил малоподвижного немца подушкой. У него дела - ему коммунистов от власти отодвигать надо.
Равно как любовь французского полицейского и еврейки - его метания, её метания - из этого пытались выжать слишком много сюжетных коллизий и зрительских слез.
Местами подшучивали над политкорректностью. Убили по ходу дела одного чиновника из отдела ариизации - который бизнесы отжимал. Через неделю тело нашлось. Мстить за убийство приехал некий молодой человек, весьма заботящийся о своей внешности, которого полицейский отрекомендовал "партнером покойного по отношениям". Хотя, разумеется, это может быть неточностью перевода, потому как слишком широе распространение сведений о подобном грозило проблемами уже для отдела ариизации.
Актеры - очень разные как по известности, так и по качеству игры.
Декорации - да, это съемки в каком-то городке и окрестностях, есть костюмы, есть машины и т.п. Но иногда теряешься: общее впечатление "бедненько но чистенько" создавали специально под оккупацию или это эффект экономного вложения средств.
Итого: вполне достойная попытка показать, чего творилось во время Вишистской Франции. Столь многое, что отсутствует у Сименона - присутствует в сериале. При том, что сюжетных штампов хватает - создатели пытались показать линию рассуждений каждого из персонажей, не превращая их в пропагандистские клише. И это получилось.
|
</> |
