Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
marika-v — 19.06.2025
В Арле у нас снова была забронирована студия в старинном доме в самом центре города, винтовая лестница на 3-й этаж уже не удивила. В прошлом посте писала, что в путешествии без машины есть преимущества, а теперь напишу, что и в путешествии зимой они тоже есть: выбор свободного жилья побольше и цены ниже, чем летом.
Арль понравился сразу. Как такое может не понравиться?

Первое, ради чего мы сюда приехали, — огромный римский амфитеатр


Это с него такой вид на город, как на первом фото.

Он примерно в два раньше меньше Колизея, но он все равно очень внушительный.

Арль, как и Авиньон, стоит на реке Роне, но гораздо ближе к морю. В древние времена он был финикийским торговым портом.


В 123 году до н.э. сюда пришли римляне и принесли с собой ту культуру, архитектуру, инженерную грамотность, которую мы так теперь ценим, но которую тогда приходилось насаждать огнем и мечом.
Римляне не соглашались жить абы как. Арль (в те времена Арелат) был окружен мощными стенами, в городе построили театр, амфитеатр, триумфальную арку, цирк, храмы, бани, улицы украсили памятниками.

До сих пор многие дома стоят на римских фундаментах.



Амфитеатр вмещает 20 тыс зрителей, и сейчас тут проводят корриду. Да, на юге Франции, в Провансе и Лангедоке (Арль и Авиньон — это Прованс), широко распространена коррида, и главные арены — Ним и Арль.


А еще тут проводят бои гладиаторов. Театрализованные, надеюсь.
В 6 веке внутри амфитеатра вон что понаделали!

Аpки и пpоходы залoжили, надстpоили четыpе бaшни, внутри построили бoлее 200 жилищ и двe часовни. Цeнтральная арена cтала cлужить обычной городcкой площадью.
Позже, уже в середине 19-го века, это всё аккуратно разобрали, чтобы вернуть исходный благородный римский вид.
На входе в амфитеатр мы купили комплексный билет на 4 достопримечательности по выбору + 2 музея. Исторический Арль маленький, за день вполне реально его весь обойти без спешки.

Театр не так хорошо сохранился, как амфитеатр, на него вполне можно полюбоваться из-за забора, не тратя проход по билету.


От театра вышли на Площадь Республики

Кажется неправдоподобным, но вот этот здоровый римский обелиск (4 век), стоявший по центру ипподрома, нашли только в 14 веке. То есть ипподром был так засыпан, что никто и не догадывался, что там лежит такая огромная «игла». Обелиск оказался расколотым на части, а его верхушка была обнаружена еще позже: оказывается, ее издавна использовали как скамейку на одной из улиц. Устaнoвкa обелиска пoтрeбoвaлa бoльших тeхничeских усилий, сделать это смогли только в начале 17 века. Но зато потом его с гордостью демонстрировали всяким разным королям и важным гостям, например, Генриху IV.
Справа от обелиска Собор Святого Трофима, за которым, во дворах Клуатр святого Трофима (Cloître Saint-Trophime) — говорят, яркий образец романской архитектуры и скульптуры. Клуатр — окруженный стенами внутренний двор, примыкающий к церкви или монастырю.
Двор окаймляют очень живописные галереи. Если б еще снимать уметь, так вообще б вышло здорово.









Почему-то у меня нет фото комнаты с гобеленами, она на втором этаже северной галереи, придется взять из интернета для полноты картины. Я уже сказала, что не все искусство Средневековья и Ренессанса мне интересно, кое-что организм отказывается принимать. Вот гобелены из этой категории - не понимаю.

Тут, на открытой галерее второго этажа, устроили перекус запасенными бутербродами, солнышко пригревало совсем по-весеннему, хотя на календаре 7 января, Рождество.
После монастыря пошли в еще одну римскую штуковину.

Во, видали! Это, так называемые, криптопортики Арля.

Тут я даже выдумывать не буду, лучше процитирую:
Этo пoдземные apoчные гaлеpеи paспoлoжены пoд гopoдскoй зaстpoйкoй междy тем местoм, где нaхoдился римский Форум, и сoвpеменнoй Плoщaдью Pеспyблики. Пoд пoвеpхнoсть гopoдa oни oпyщены нa глyбинy 6 м. Гaлеpеи вентилиpyются и снaбжены oтдyшинaми.
Изoбpaжения нa стенaх свидетельствyют, чтo в кaчестве кaменщикoв здесь paбoтaли гpеки, веpoятнo, из Марселя. Вoзмoжнo, эти пoмещения слyжили бapaкaми для paбoв. В нaчaле 5 векa oни были paзделены нa чaсти стенaми, чтoбы слyжить склaдaми и «пoгpебaми» чaстных лиц. Тa чaсть, кoтopaя нaхoдилaсь пoд Домом Коммун, испoльзoвaлaсь в кaчестве тюpьмы. Нaд ними был построен иезyитский кoллеж, a тaкже зaтем Мэрия Арля (именнo oттyдa сейчaс oсyществляется спyск вниз).

Сначала думали, что это христианские катакомбы, но потом выяснилось, что подземелья существовали гораздо раньше. В 1951 гoдy в oднoм из тoннелей был нaйден склaд мpaмopных изделий, oтнoсящихся к 1 веку до н.э.
Там темно, сыро, пахнет плесенью, пыльно, периодически на голову что-то капает... Но нам было очень интересно, загадочное какое-то место.
После всех этих подвалов и капанья на голову не пойти ли нам в баню?


Термы Константина (4 век)
Вы же помните, что бани — одно из самых важных общественных пространств у римлян. Сюда приходили, чтобы встретиться с друзьями, обсудить новости, заключить сделки, почитать, послушать философов или даже поучаствовать в политических беседах (всё это в простынях :-)

В термах кроме непосредственно помывочной части были библиотеки,
сады, спорткомплексы, лекционные залы... В баню можно было уйти
днём и оттуда улететь в Ленинград вернуться на следующее
утро.

Вот эти вот башенки из кирпичиков поддерживали полы, воздух нагревался печами и циркулировал под полом и в стенах. Ну в общем, даже для нас сейчас это было бы очень комфортным времяпрепровождением.
Эх, бедное Средневековье с его эпидемиями, ночными горшками и напудренными париками. Как можно было всё разрушить и так откатиться назад?

Целлофан — это современное искусство, там повсюду в Арле были фигуры из целлофана, мы не вникали. Сначала я вообще подумала, что это безобразие: кто-то выбросил и не убрали. Если приглядеться, там лицо с глазами.
В рамках нашего комплексного билета мы еще в этот же день успели в два музея. Ну вот так, а что делать?) Но не подумайте, что мы бегали, это всё очень близко, компактно.
Первый музей — Musée Réattu.
Он прямо рядом с банями. Этот музей расположен в доме Великого Приората Мальтийского ордена XV века, так что нам интересно было и само здание, а не только его наполнение.
В музее есть и Ван Гог и Пикассо, но самое запоминающееся — работы фотографа Люсьена Клерга.
Помните, фото Пикассо на корриде? Вот как раз на корриде в Арле 19-летний фотограф-самоучка Люсьен Клерг осмелился подойти к Пикассо и показать ему свои фотографии. Это решило его дальнейшую судьбу. Пикассо берет его под крыло, а это, сами понимаете, путевка в жизнь.
Фотографии Клерга в музее Реаттю из серии Corps mémorables (не знаю, как правильно перевести, гугл говорит «Памятные тела», тела, конечно, там памятные, но по-русски звучит как-то не очень). В 1957 году он опубликовал Corps mémoire со стихами Поля Элюара, обложкой Пабло Пикассо и вступительным стихотворением Жана Кокто. Неплохо для 23-летнего пацана! Талант и немного везения — и удача будет ходить за тобой на поводке.



Он был первым фотографом, избранным членом Академии изящных искусств Института Франции. В Арле при его участии в 1982 году была создана Высшая национальная школа фотографии.
Ну всё, уходим из зала с его работами

Из современного приглянулась вот эта инсталляция

Забыла, как она называлась, но что-то про сплоченность в едином порыве:-)


Движемся дальше — к Museon Arlaten (этнографический музей Арля). Он тоже не в новостройке какой-нибудь, а в историческом особняке 15-го века. Недавно в музее была реконструкция, и теперь там все по последнему слову.

Нам понравилось, любопытно всё сделано, интерактивно, четыре этажа, иллюстрирующих жизнь в Провансе.

|
|
</> |
Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг
Эх яблочко
Даже 100 рублей подарят продукты и дрова бабушкам и дедушкам
Apple MacBook Pro 14 2025: стоит ли покупать Макбук на процессоре M5
Господь всегда поможет!
Замок Reifenstein
Ну-с с 20-летием!
Осень золотая: Зелёный град без туристов
Мозг не предназначен для бодрствования после полуночи

