Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

топ 100 блогов marika-v19.06.2025

В Арле у нас снова была забронирована студия в старинном доме в самом центре города, винтовая лестница на 3-й этаж уже не удивила. В прошлом посте писала, что в путешествии без машины есть преимущества, а теперь напишу, что и в путешествии зимой они тоже есть: выбор свободного жилья побольше и цены ниже, чем летом.

Арль понравился сразу. Как такое может не понравиться?

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Первое, ради чего мы сюда приехали, — огромный римский амфитеатр

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Это с него такой вид на город, как на первом фото.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Он примерно в два раньше меньше Колизея, но он все равно очень внушительный.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Арль, как и Авиньон, стоит на реке Роне, но гораздо ближе к морю. В древние времена он был финикийским торговым портом.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

В 123 году до н.э. сюда пришли римляне и принесли с собой ту культуру, архитектуру, инженерную грамотность, которую мы так теперь ценим, но которую тогда приходилось насаждать огнем и мечом. 

Римляне не соглашались жить абы как. Арль (в те времена Арелат) был окружен мощными стенами, в городе построили театр, амфитеатр, триумфальную арку, цирк, храмы, бани, улицы украсили памятниками. 

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

До сих пор многие дома стоят на римских фундаментах.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Амфитеатр вмещает 20 тыс зрителей, и сейчас тут проводят корриду. Да, на юге Франции, в Провансе и Лангедоке (Арль и Авиньон — это  Прованс), широко распространена коррида, и главные арены — Ним и Арль.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Пикассо на корриде в Арле
Пикассо на корриде в Арле
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

А еще тут проводят бои гладиаторов. Театрализованные, надеюсь.

Арль при римлянах
Арль при римлянах

В 6 веке внутри амфитеатра вон что понаделали! 

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Аpки и пpоходы залoжили, надстpоили четыpе бaшни, внутри построили бoлее 200 жилищ и двe часовни. Цeнтральная арена cтала cлужить обычной городcкой площадью.

Позже, уже в середине 19-го века, это всё аккуратно разобрали, чтобы вернуть исходный благородный римский вид.

На входе в амфитеатр мы купили комплексный билет на 4 достопримечательности по выбору + 2 музея. Исторический Арль маленький, за день вполне реально его весь обойти без спешки. 

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Театр не так хорошо сохранился, как амфитеатр, на него вполне можно полюбоваться из-за забора, не тратя проход по билету.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

От театра вышли на Площадь Республики

С часами мэрия
С часами мэрия
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Кажется неправдоподобным, но вот этот здоровый римский обелиск (4 век), стоявший по центру ипподрома, нашли только в 14 веке. То есть ипподром был так засыпан, что никто и не догадывался, что там лежит такая огромная «игла». Обелиск оказался расколотым на части, а его верхушка была обнаружена еще позже: оказывается, ее издавна использовали как скамейку на одной из улиц. Устaнoвкa обелиска пoтрeбoвaлa бoльших тeхничeских усилий, сделать это смогли только в начале 17 века. Но зато потом его с гордостью демонстрировали всяким разным королям и важным гостям, например, Генриху IV.

Справа от обелиска Собор Святого Трофима, за которым, во дворах Клуатр святого Трофима (Cloître Saint-Trophime) — говорят, яркий образец романской архитектуры и скульптуры. Клуатр — окруженный стенами внутренний двор, примыкающий к церкви или монастырю.

Двор окаймляют очень живописные галереи. Если б еще снимать уметь, так вообще б вышло здорово.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Французские гобелены 17 века
Французские гобелены 17 века

Почему-то у меня нет фото комнаты с гобеленами, она на втором этаже северной галереи,  придется взять из интернета для полноты картины. Я уже сказала, что не все искусство Средневековья и Ренессанса мне интересно, кое-что организм отказывается принимать. Вот гобелены из этой категории - не понимаю.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Тут, на открытой галерее второго этажа, устроили перекус запасенными бутербродами, солнышко пригревало совсем по-весеннему, хотя на календаре 7 января, Рождество.

После монастыря пошли в еще одну римскую штуковину.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Во, видали! Это, так называемые, криптопортики Арля.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Тут я даже выдумывать не буду, лучше процитирую:

Этo пoдземные apoчные гaлеpеи paспoлoжены пoд гopoдскoй зaстpoйкoй междy тем местoм, где нaхoдился римский Форум, и сoвpеменнoй Плoщaдью Pеспyблики. Пoд пoвеpхнoсть гopoдa oни oпyщены нa глyбинy 6 м. Гaлеpеи вентилиpyются и снaбжены oтдyшинaми. 
Изoбpaжения нa стенaх свидетельствyют, чтo в кaчестве кaменщикoв здесь paбoтaли гpеки, веpoятнo, из Марселя. Вoзмoжнo, эти пoмещения слyжили бapaкaми для paбoв. В нaчaле 5 векa oни были paзделены нa чaсти стенaми, чтoбы слyжить склaдaми и «пoгpебaми» чaстных лиц. Тa чaсть, кoтopaя нaхoдилaсь пoд Домом Коммун, испoльзoвaлaсь в кaчестве тюpьмы. Нaд ними был построен иезyитский кoллеж, a тaкже зaтем Мэрия Арля (именнo oттyдa сейчaс oсyществляется спyск вниз).
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Сначала думали, что это христианские катакомбы, но потом выяснилось, что подземелья существовали гораздо раньше. В 1951 гoдy в oднoм из тoннелей был нaйден склaд мpaмopных изделий, oтнoсящихся к 1 веку до н.э.

Там темно, сыро, пахнет плесенью, пыльно, периодически на голову что-то капает... Но нам было очень интересно, загадочное какое-то место.

После всех этих подвалов и капанья на голову не пойти ли нам в баню?

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Термы Константина (4 век)

Вы же помните, что бани — одно из самых важных общественных пространств  у римлян. Сюда приходили, чтобы встретиться с друзьями, обсудить новости, заключить сделки, почитать, послушать философов или даже поучаствовать в политических беседах (всё это в простынях :-)

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

В термах кроме непосредственно помывочной части были библиотеки, сады, спорткомплексы, лекционные залы... В баню можно было уйти днём и оттуда улететь в Ленинград вернуться на следующее утро.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Вот эти вот башенки из кирпичиков поддерживали полы, воздух нагревался печами и циркулировал под полом и в стенах. Ну в общем, даже для нас сейчас это было бы очень комфортным времяпрепровождением. 

Эх, бедное Средневековье с его эпидемиями, ночными горшками и напудренными париками. Как можно было всё разрушить и так откатиться назад?

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Целлофан — это современное искусство, там повсюду в Арле были фигуры из целлофана, мы не вникали. Сначала я вообще подумала, что это безобразие: кто-то выбросил и не убрали. Если приглядеться, там лицо с глазами. 

В рамках нашего комплексного билета мы еще в этот же день успели в два музея. Ну вот так, а что делать?) Но не подумайте, что мы бегали, это всё очень близко, компактно.

Первый музей — Musée Réattu.

Он прямо рядом с банями. Этот музей расположен в доме Великого Приората Мальтийского ордена XV века, так что нам интересно было и само здание, а не только его наполнение.

так было интересно, что забыли сфотографировать, из интернета
так было интересно, что забыли сфотографировать, из интернета

В музее есть и Ван Гог и Пикассо, но самое запоминающееся — работы фотографа Люсьена Клерга

Помните, фото Пикассо на корриде? Вот как раз на корриде в Арле 19-летний фотограф-самоучка Люсьен Клерг осмелился подойти к Пикассо и показать ему свои фотографии. Это решило его дальнейшую судьбу. Пикассо берет его под крыло, а это, сами понимаете, путевка в жизнь. 

Люсьен Клерг. Пикассо в своей мастерской в Каннах
Люсьен Клерг. Пикассо в своей мастерской в Каннах
Клерг родился и жил в Арле и много снимал корриду
Клерг родился и жил в Арле и много снимал корриду
Цирковые дети в амфитеатре Арля
Цирковые дети в амфитеатре Арля

Фотографии Клерга в музее Реаттю из серии Corps mémorables (не знаю, как правильно перевести, гугл говорит «Памятные тела», тела, конечно, там памятные, но по-русски звучит как-то не очень). В 1957 году он опубликовал Corps mémoire со стихами Поля Элюара, обложкой Пабло Пикассо и вступительным стихотворением Жана Кокто. Неплохо для 23-летнего пацана! Талант и немного везения — и удача будет ходить за тобой на поводке.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Он был первым фотографом, избранным членом Академии изящных искусств Института Франции. В Арле при его участии в 1982 году была создана Высшая национальная школа фотографии.

Ну всё, уходим из зала с его работами 

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Из современного приглянулась вот эта инсталляция 

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Забыла, как она называлась, но что-то про сплоченность в едином порыве:-)

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.
Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Движемся дальше — к Museon Arlaten (этнографический музей Арля). Он тоже не в новостройке какой-нибудь, а в историческом особняке 15-го века. Недавно в музее была реконструкция, и теперь там все по последнему слову.

Франция, январь 2025. Часть 11. Арль. Римский амфитеатр — арена для корриды.

Нам понравилось, любопытно всё сделано, интерактивно, четыре этажа, иллюстрирующих жизнь в Провансе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Какие у вас критерии? Что важнее - носитель языка или профильное образование (преподаватель данного языка как иностранного)? Значит ли, что если носитель, то автоматически = может научить языку и будет хорошим учителем? Может ли не носитель языка преподавать лучше, чем носитель? Кого ...
Язабыл Падписацца АсёлУмное лицо – ещё не признак ума, господа. Сегодня  ...
Кыргызский музыкант Викрам Рузахунов,  отправляясь поработать на Новогодних корпоративах в Казахстане, вряд ли думал, что за несколько дней ему предстоит пережить такие приключения, что другим не пережить и за всю жизнь. МВД Казахстана объявило парня погромщиком , завербованным в ...
Не знаю, что она там поёт, но человек очень позитивный и обаятельный. Сегодня Дибров написал, что она идёт на поправку, тфу, тфу, тфу! Говорила я про неё с очень серьезной врачихой. Та сказала, что этот вид опухоли может поддаться химиотерапии даже на самой критической стадии. ...
Начинаю подозревать, что чиновника от церкви Чаплина кто-то банально нанял для антицерковных провокаций. Ну скажите, к месту ли именно сейчас подымать вопрос о "десятине"? После всех этих скандало еще и заявить: мало нам, несите еще. А кто пусть и ...