Фрагмент очередного обзора компании "Неокон"

"3 ноября Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы объявил новую программу так называемого количественного смягчения
, а если использовать менее политкорректную терминологию, эмиссии долларов. Было объявлено, что объем выпуска составит 600 миллиардов долларов: до конца первого полугодия 2011 года ежемесячно в экономику будет вбрасываться по 75 миллиардов.
С точки зрения экономической принятое решение не стало сколько-нибудь заметным событием. О нем впервые было объявлено еще в конце августа, в сентябре-октябре его со всех сторон обсудили, участники рынка уже давно учли вероятность его наступления в биржевых котировках. Общее мнение экспертов сложилось уже заранее: чтобы запустить экономику США денег явно недостаточно (предварительно обсуждалась сумма в полтриллиона, но и лишние 100 миллиардов погоды не делают), а вот риски роста нестабильности мировой экономической системы заметно вырастут.
Словом, нам предложено еще некоторое время подождать. Больному вкололи очередную дозу лекарства: выздороветь от него не выздоровеет, но и умереть, скорее всего, не умрет. Пусть еще немного помучается.
Расчет тут один: а вдруг что-нибудь такое случится, и безнадежный пациент все-таки пойдет на поправку. Не очень ясно, что именно должно случиться, но ведь ничто же нельзя исключить. Не все же должно случаться плохое, когда-нибудь дождемся и хорошего. Вон, даже зебра не вся сплошь черная, а в полоску.
На самом же деле, плохое, и даже очень плохое уже случилось – и вряд ли что-нибудь уже можно будет исправить. Теперь уже нельзя говорить о том, что будет лучше или хуже. Теперь будет по-другому.
Решение ФРС завершило большую эпоху в жизни человечества – эпоху глобализации. Эта эпоха началась в послевоенные годы, когда были сформированы первые глобальные институты: ООН, МВФ, Мировой банк, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), ныне ВТО и другие. С исчезновением Советского Союза процесс глобализации резко ускорился – и вот теперь он подошел к своему концу.
Процесс этот был неоднозначным и далеко не всеми воспринимался как благо. Политическая глобализация всегда встречала жесткое сопротивление, и распад СССР здесь принципиально мало что изменил, а после войны в Ираке ее невозможность была признана окончательно. Культурная глобализация вызывала еще меньше восторгов, хотя и оказалась более успешной. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Что же касается глобализации экономической, то здесь особых вопросов не было. После 1991 года сложилась единая модель мирового экономического развития, которую приняло подавляющее большинство правительств мира. Здесь были свои четкие и ясные правила, выполнение которых, конечно, не гарантировало немедленного процветания, но невыполнение которых почти наверняка влекло за собой наглядные и очевидные санкции. Причем санкции эти накладывал не кто-то там конкретно – а невидимая рука рынка, которая перенаправляла туда-сюда потоки капиталов.
Да, в основе этой модели лежал доллар – национальная валюта одной страны. Но это обстоятельство мало кому казалось существенным: правила едины для всех, а США до последнего времени их не нарушали – наоборот, всячески содействовали распространению этих, выглядящих с точки зрения экономической теории «справедливыми», правил по всему миру.
Сегодня США общие правила нарушили. Для всего мира это оказалось шоком: достаточно посмотреть, как отреагировали представители экономических властей по всему миру. Германия, Бразилия, ЮАР, Китай – все разразились гневными тирадами в адрес нарушителя конвенции. И дело вовсе не в том, что экономики этих стран пострадают от приятого американцами решения. Это само собой, это ожидалось, это уже случилось – поскольку рынок уже давно все заранее учел. Просто теперь нет никаких общих правил, и это страшно.
Ведь как легко было раньше. Не надо было думать, что делать, разбираться в конкретных проблемах экономики, принимать самостоятельные решения и проводить их в жизнь. Надо было просто поступать «как все» и ждать, пока невидимая рука рынка сама собой все сделает. А если приходилось сталкиваться с сопротивлением, то достаточно было просто сослаться на мировой опыт: там всегда наготове были примеры того, что случается с экономиками в тех или иных случаях (мы в России это хорошо знаем – наши либералы нам на этот счет все уши прожужжали).
И вот теперь вся эта благостная конструкция оказалась разрушенной. Америка сказала всем ясно и внятно, что правительство каждой станы само отвечает за ситуацию в своей экономике: никакой глобальной модели нет, да, возможно, никогда и не было. Для людей, десятилетиями отвыкавших думать своей собственной головой, это, конечно, шок. И конечно, быстрой реакции ждать не следует.
Мы еще увидим, как сегодняшние лидеры государств попытаются подлатать старый свод правил в ходе очередной посиделки «двадцатки». Вряд ли им это удастся, но еще некоторое время они будут пытаться убедить себя и других в обратном. Но дело уже сделано.
Глобализация закончилась. Забудьте!"
|
</> |