Фотолавка.
strravaganza — 29.08.2023 Первые фотоаппараты были большими, тяжёлыми, и стояли на высоком штативе. При необходимости снять что-то небольшое, их просто наклоняли вниз.В итоге маленькие дети смотрели на фотографа исподлобья, снизу вверх. Это конечно никуда не годилось.
Карапузов нужно было поднять на уровень объектива. Дешевле всего эта проблема решалась с помощью обычного стула.
Но выглядело это не очень хорошо. В поиске альтернативы фотографы перебрали множество вариантов, бутафорские камни, тумбы, коряги, и даже конторские столики.
Вскоре нашлось изящное и практичное решение — фотолавки. Массивные конструкции с колоннами и вензелями хорошо отвечали поставленным задачам, малыш оказывался на нужной высоте, а спинка предохраняла его от падения назад.
Вскоре таким устройством обзавёлся каждый, кто снимал детей. Фотографы соревновались, у кого лавка красивее. Колоннады, резные цветы, фантазии мастеров не было предела.
Но счастье длилось недолго, случилась революция. Главной задачей стала борьба с мировой контрой, и уничтожение социально чуждого элемента. Профессор запер квартиру, и уехал в Сочи. Ключи оказались в руках у Швондера. Дети снова печально смотрели в объектив снизу вверх.
И только к началу шестидесятых кто-то вспомнил, что маленьких моделей можно поднять повыше. К сожалению, венские стулья с гнутыми ножками сгорели в печах ещё в Гражданскую, так что в ход пошла кондовая советская мебель. Чаще всего использовались стулья с твёрдыми клеёнчатыми сиденьями.
Но даже фотографам это решение казалось не очень красивым. В итоге выяснилось, что новое — это хорошо забытое старое, и из небытия восстали фотолавки.
Но это уже были совершенно другие устройства. Ни к чему были советским детям все эти выпуклые розочки и витиеватые барельефы. От буржуазных излишеств не осталось и следа, во главу угла были поставлены спартанская простота и дешёвая утилитарность.
Советские бытовики любили фотолавку всей душой. Сначала на неё просто ставили детей, потом начали добавлять аксессуары. В студиях послышалось "Иго-го!" деревянных лошадок.
Детские педальные кабриолеты не помещались по размеру, но светописцы всё равно пихали их на лавку, царапая кузова и бампера.
Мне кажется, именно фотолавка является абсолютным рекордсменом фотостудий по долгожительству. Она повидала все разновидности позирования, начиная от голых младенцев, лежащих на пузе в ателье царского фотографа..
До советских малышей, говорящих по телефону.
Мимо неё не прошло ни одно модное течение в съёмке детей. Если в холодное время года было принято фоткать малышей в зимней одежде, это делалось на фотолавке.
Каждая лавка проживала долгую жизнь, с годами от детских ладошек её когда-то белые перила становились чёрными.
И даже когда она была не нужна, на неё опирались, или оставляли в кадре для красоты.
Короче, она была распространена чрезвычайно широко, являясь обязательным элементом оборудования детских фотопавильонов на протяжении почти ста лет.
Тем более удивительным кажется ситуация конца восьмидесятых, когда секрет выработки фотолавок оказался утерян. В какой-то момент они мгновенно и решительно исчезли из обихода светописцев. Причём снимая уже вполне небольшими и лёгкими камерами, фотографы так и не научились сгибать колени, и по-прежнему ставили детей на разнообразные подставки.
Ждёт ли нас в будущем ещё одно триумфальное возвращение фотолавочек? Мне это неизвестно.
P.S. Однажды детские дошкольные заведения подсмотрели конструкцию этого прекрасного аксессуара, и по его образу и подобию построили ясельный загон. Получилось просто замечательно — новорожденные граждане страны советов были в безопасности и привыкали находиться за решёткой. А в спину им смотрел самый гуманный из людей, дедушка Ленин...
|
</> |