Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

топ 100 блогов rusistka07.04.2013 Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Казалось бы, что нового и необычного можно рассказать про Москву? Тысячи людей ежедневно фотографируют Большой театр, Кремль, Университет, Пушку и другие ставшие знаковыми места, размещают фотографии разной степени качества а свои блоги, контакты и прочие мордокниги.
Сегодня я приглашаю вас посетить московский район, по которому не ходят толпы иностранных туристов, и тем не менее, имеющий свою долгую историю.
История района Соколиная Гора насчитывает более трёхсот лет. Название района произошло от находившегося здесь в середине XVII века Потешного соколиного двора, где содержали соколов и кречетов для охоты царя Алексея Михайловича. Позднее местность стала именоваться «Семёновское» — во времена Петра I, когда охота стала терять свое значение, здесь появилась Семёновская солдатская слобода. В конце XVIII — начале XIX века владения военных вытеснили дворы купцов и мещан; возникли первые мануфактуры. Дальнейшее строительство фабрик, заводов, развитие науки и создание научно-исследовательских институтов позволило вывести район из фабричной окраины в ряд ведущих индустриальных и научных районов Москвы.


Напротив станции метро, у входа в новый небоскрёб, стоит памятник гренадеру Семёновского полка

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Честно говоря, когда я прочитала про идею переименования двух созданных в советские времена воинских подраздедений - 154-го отдельного комендантского полка и 130-й отдельной мотострелковой бригады - в Преображенский и Семёновский полки, то подумала, что это какой-то первоапрельский розыгрыш. Потому что каждое воинское подразделение имеет свою историю - известно, когда оно было создано, кто в нём служил, в каких боевых действиях принимало участие, а если кго на сегодняшний день уже не существует - то когда сокращено, расформировано или ликвидировано. И вообще, французы, например, не переименовывают ни одно из современных армейских подразделений, например, в "полк королевских мушкетёров". А преображенцы и семёновцы ненамного этих самых "мушкетёров" исторически моложе... Но оказалось, что это никакой не розыгрыш, а вполне официальное "самозванство" - как если бы я переименовалась, например, в Воронцову-Дашкову или, скажем, Мусину-Пушкину.

Далее - памятник архитектуры середины 30-х годов прошлого века - кинотеатр "Родина". После пожара в 2003 году он был реконструирован.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Кинотеатр украшен цветными мозаиками
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Храм Воскресения Христова (построен в 1855 году)
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Ворота храма
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фонари у входа в мемориальный Семёновский парк рядом с храмом
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Ресторан "Денис Давыдов"
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Рельефы на стенах ресторана
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Напротив - старый выселенный дом, прикрытый зелёной сеткой
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Этот особняк - "Дом Гусаровых", памятник архитектуры начала XIX века, 1840-1850 гг, охраняется государством

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Судя по всему, первый этаж особняка каменный, верхние - деревянные.
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Элементы декора
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Сейчас в особняке Гусаровых находится вот такое учреждение
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Напротив дома Гусаровых - ресторан "Старый город". Вход в ресторан - в каком-то не то сказочном, не то языческом стиле

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Сейчас район Соколиной Горы - причудливая мозаика из старых промзон, жилых кварталов, построенных в советские времена и современных торговых и деловых центров.
Казалось бы, что интересного может быть в кварталах из типовых панельных и кирпичных домов-кубиков? На Соколиной Горе моё внимание привлекли необычные детские площадки

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Служебные постройки во дворах украшены настенной росписью:

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Наглядная агитация :)

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Памятник одной из первых русских подводных лодок "Волк"
Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Подводная лодка "Волк" типа "Барс" (всего было построено 24 лодки — эта серия была самой многочисленной из всех российских проектов субмарин тех лет) была заложена на балтийском заводе в сентябре 1913 г., спущена на воду 26 октября 1915 г., а 15 апреля 1916 г. вступила в строй и была включена в состав 1-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря. ПЛ "Воле" участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 9 боевых походов. Торпедами уничтожила 4 парохода противника;
3 - 8 мая 1916 г. находилась в боевом походе с задачей проведеня разведки района Норчепингской бухты и далее, на юг, до входа в Кальмарзунд. Погода стояла хорошая, на половине пути до позиции на глубине 20 м офицеры устроили чаепитие под граммофон, а потом команда заночевала. В 4 утра 4.5 лодка всплыла на поверхность и двинулась к месту патрулирования. День стоял солнечный и издалека заметив белое пятно, срочно погрузились, но это оказался небольшой пароходик с громадным шведским флагом. Ничем не выдав своего присутствия, ПЛ продолжала находиться на позиции. Вскоре показался черный, сильно дымивший силуэт. Большой пароход без флага и каких-либо надписей сильно торопился. Командир лодки посчитав, что судно без флага несомненно немецкое, приказал всплыть. Комендоры выскочили на палубу и еще по колено в воде дали два выстрела впереди цели. Транспорт остановился и нехотя поднял германский флаг. Команда "Gera" (Гера, 4300т), как назывался пароход, вела себя с чисто немецкой дисциплинированностью. На сигнал "Возможно быстрее покинуть судно", немцы дали подтверждающий сигнал, а через 2 минуты 23 человека скатились в шлюпки и отошли от борта. Вахтенный офицер лейтенант В.А. Подерни приказал капитану привезти карты и судовые документы, а на лодке поднять андреевский флаг, чтобы показать, что русский флот вышел в море. Капитан исполнил приказание и, поднявшись на лодку, казался совершенно спокойным, но когда через семь минут после взрыва торпеды, выпущенной лодкой "Gera", встала вертикально и пошла на дно, он не выдержал и отвернулся, закрыв лицо руками. Оставшимся в шлюпках объявили, что они могут быть свободны и обрадованные немцы отсалютовали приподняв фуражки. Неожиданно сигнальщики обнаружили перископ подводной лодки, и лодка немедленно ушла под воду. Перезарядив торпедный аппарат и выждав пару часов, лодка всплыла под перископ, и командир увидел буквально рядом еще один пароход без каких-либо опознавательных знаков. Хотя опасность атаки немецкой лодки оставалась, И.К. Мессер решился всплыть. Пароход "Кolga" (Кольга, 2500т) считался военным транспортом, видимо этим объясняется его поведение. После нескольких выстрелов он остановился, но после прекращения огня сразу дал полный ход. "Волк" в такой ситуации имел право стрелять и немедленно выпустил торпеду, попавшую в середину корпуса. У борта поднялся громадный столб воды, а когда он осел, "Kolga" остановилась и начала резко крениться. На палубу выбежали люди и стали спускать шлюпку. Тем временем на горизонте показался дымок, и лодка не стала дожидаться, когда "упрямец" затонет. Развив полный ход, лодка поспешила на перехват нового транспорта, и ее ожидание оправдалось, он снова оказался немецким. Капитан "Bianka" (Бианка, 1800т) послушно выполнил все приказы. Чтобы сэкономить время, пароход утопили торпедой. В момент взрыва на нем начал работать гудок, который замолк, лишь скрывшись в волнах. Это был как бы салют блестящему успеху русской подводной лодки, которая за день потопила больше пароходов, чем все балтийские лодки за два предыдущих года. Второй немецкий капитан с палубы "Волка" грустно слушал сигнал своего парохода. К месту атаки подошли два шведских парохода и издали наблюдали за происходящим. Только после ухода ПЛ "Волк" они решились спасать людей из шлюпок. 5.5 все встреченные пароходы оказались шведскими. Немцы задержали выход своих судов, таким образом ПЛ "Волк" успешно решила задачу по прерыванию коммуникаций. Ночью лодка заряжала аккумуляторные батареи, на море постепенно поднималась волна все более сильная. Одна из них накрыла лодку, и много воды попало через открытый люк внутрь. Вдали показались огни парохода, и командир лодки пошел на сближение. Неожиданно сигнальщик заметил на корме красный огонь, который быстро приближался. Вскоре стало ясно, что это миноносец, идущий прямо на лодку. Лодка срочно начала погружаться, и тут сказалось происшествие с волной. Залитый ею электромотор при включении дал сильную вспышку и механик получил серьезные ожоги. Однако за счет хорошего знания техники подводники смогли заменить пострадавшего и быстро увести корабль под воду. Только после этого прибежавший в центральный пост матрос доложил, что в носу был ясно слышен шум винтов торпеды, прошедшей в 1-2 м от борта. Какие-то мгновения спасли лодку от попадания торпеды и удара форштевнем миноносца. В это же день крейсерство пришлось прекратить. На ПЛ случилось несчастье - при подготовке правого главного электродвигателя для работы на гребной винт был случайно убит моторист. ПЛ прервала боевой поход и 8.5 вернулась в Ревель.
Экипаж активно участвовал в Февральских и Октябрьских событиях 1917 г.
В советское время была переименована в "Батрак", демонтирована на металлолом в 1936 году

Храм святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше, построенный в 1908-1911 гг. На колокольне храма ведутся реставрационные работы.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Сейчас уж трудно поверить, что в 1931 г. здание храма было передано в ведение НКВД, который приспособил его под завод вторичной переработки драгоценных металлов. Были снесены кресты, сняты купола, разобраны верхние ярусы колокольни. В алтаре установили плавильные печи. Под главным сводом поместили кислотный цех.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Слева от входа в храм находится небольшой киоск, в котором продаются вкуснейшие свежие пирожки, которые выпекаются прямо тут, в пекарне при храме. Начинки у пирожков - самые разные, даже грибы и брусника.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Церковная лавка, далее - здания дома причта, где находятся воскресные школы для детей и взрослых, клуб исторического фехтования, пекарня

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Поворачиваем в переулок под романтическим названием "1-й Кирпичный".

Кто сказал, что историческая промзона - не игрушка?

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

А-а-а! Избушки-наличники, травушка-муравушка, синее небушко.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

А вообще-то в этом милом домике находится Московский завод художественных часов.

Про рок-группу под названием "Цирюльня имени Котовского" слышали многие. А как вам "Фабрика-прачечная имени Котовского"?

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Надпись на мемориальной доске: "В январе 1940 года по просьбе рабочих - бывших воинов первой кавалерийской бригады нашей фабрике присвоено имя легендарного комбрига Григория Ивановича Котовского".

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Ещё вот такая мозаика...

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Похоже на то, что здесь когда-то была доска почёта... Только почему-то называлась "экраном"

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Далее - 160 электромеханический завод.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Остатки ворот чего-то типа кафе или ресторана на Вольном переулке. За воротами строится что-то новое...

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Спортивный комплекс "Крылья Советов"

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Стадион был построен в 1957 г., реконструирован в 2005 г. На главном поле появились идеальный искусственный газон, электронное табло и отличное освещение. Привели в порядок раздевалки. Здесь проходят матчи второстепенных лиг и разные депутатские спортивные мероприятия. Кроме того, поле сдается в аренду.

Трибуну стадиона украшает необычная арка

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

А в этом здании - детские спортивные секции и фитнес

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Вот гигант отечественной индустрии - НПЦ газотурбостроения „Салют“, одно из крупнейших предприятий России по производству авиационных двигателей.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Предприятие образовано 19 октября 1912 года французской компанией «Гном-Рон», когда был создан небольшой завод по сборке авиационных ротативных семицилиндровых звездообразных моторов «Гном» мощностью 80 л. с. Соответственно созданный завод получил наименование «Гном». Завод создавался с целью изготовления небольших двигателей для зарождавшейся русской авиации, начало которой положил указ царя Николая II в августе 1912 года о создании авиационного штаба. Детали для производства двигателей поставлялись непосредственно из Франции, поскольку французы старательно утаивали технологические тонкости своего детища. В годы последующей Первой мировой войны двигатель устанавливался на самолеты «Nieuport-IV» и «Farman-XVI».
Параллельно истории завода «Гном» интересна история Рижского завода, изначально носившего название Трансмиссионный машиностроительный и чугунолитейный завод. Этот завод был основан в 1895 году, а к ноябрю 1909 года он переключается на авиационную тематику (выпуск авиадвигателей) и переименовывается в завод «Мотор». Заводом к тому моменту руководил пионер российского авиационного двигателестроения Теодор-Фердинанд Калеп, выпускник Политехнического института в Риге.
Детали на московский завод из Франции поступали с задержкой и не самого лучшего качества. Поэтому первому отечественному авиамоторному производству пришлось поначалу посылать в армейские ремонтные мастерские «гномовские» запчасти собственного производства, минуя французов, засевших в конторе в Москве.
Калеп, взяв за образец этот 50-сильный поршневой двигатель воздушного охлаждения с французского самолета и существенно его улучшив, создал собственную конструкцию. Практически это был первый российский авиационный мотор. У «Калепа» и мощность оказалась повыше — 60 лошадиных сил, и надежность больше, чем у французов. Двигатель «Калеп» был направлен в Севастопольскую авиашколу на летные испытания. Результат был блестящим. После пройденных в Севастопольской авиашколе лётных испытаний первый российский 7-цилиндровый авиадвигатель К-60 в ноябре 1911 года был запущен в серийное производство. Через пару лет Калеп создал новый, более мощный семицилиндровый звездообразный двигатель «Калеп» мощностью 80 л. с, который устанавливался на самолеты «Nieuport-Х» и «Nieuport-ХV»..
Зарубежные дельцы встревожились и стали наращивать выпуск московской продукции, перейдя на производство более мощного 9-цилиндрового мотора «Рон». Это был основной двигатель отечественных истребителей. Калеп же умер совсем молодым в 1913 году, а рижский авиамоторный завод «Мотор» в ходе начавшейся Первой мировой войны в 1915 году эвакуируется в Москву, в район Замоскворечья. Военное ведомство дает ему новые станки под новые заказы и фирма наращивает мощь. Помимо двигателей Клепа завод осваивает девятицилиндровый РОН-110. Дефицит по авиадвигателям сокращается. К февралю 1917 года страна двуглавого орла ежедневно выпускает уже до пяти моторов. Предприятие по тем временам работало с высокой производительностью, отправляя на нужды фронта по несколько авиамоторов в день.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Интересный факт: первая в мире «Мертвая петля» была выполнена выдающимся русским летчиком Петром Нестеровым в 1913 году на самолете «Nieuport-IV» с двигателем «Гном».

Напротив завода на проспекте Будённого - здание заводской фабрики-кухни. Судя по всему, построено одновременно с кинотеатром "Родина.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Немного о событиях, которые произошли здесь через несколько дней после того, как я сделала эти фото,

Работники завода «Салют» — одного из крупнейших предприятий России по производству авиационных двигателей — возмущены закрытием «Фабрики-кухни» и последующими за этим сокращениями.
2 апреля (2013 года) на заводе начался сход работников, несогласных с намерениями руководства «Салюта» ликвидировать фабрику-кухню, предназначенную для питания сотрудников предприятия.
Помещение и оборудование «Фабрики-кухни» планируется передать «Столичной кулинарной компании», которая не собирается принимать на работу большую часть персонала фабрики, а тем, кого всё-таки возьмут на новое место, вдвое уменьшат зарплату и отменят больничные.
К собравшимся на сход вышли сначала представители службы безопасности, а затем и заводского руководства. Они пообещали, что, несмотря на вывоз оборудования, ни один из работников не потеряет в зарплате и не лишиться премии. Менеджеры обещали передать претензии работников руководству «Салюта».
Представители «Столичной кулинарной компании» дважды попытались организовать вывоз оборудования после окончания схода, но работники не дали им войти в цеха, а потом опечатали двери.
В четверг, 4 апреля, было запланировано ещё одно собрание трудящихся предприятия, которые намерены пойти за ответом к руководству «Салюта».

Рядом с фабрикой-кухней - вот такие жилые дома довоенной архитектуры

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

А это - какая-то ранняя версия типовых пятиэтажек, пока ещё не панельная, а блочная

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Даже есть какие-то намёки на "арзитектурные излишества"

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

А этот маленький особнячок - мини-отель "На Соколинке"

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

В последние годы в исторической Москве были демонтированы трамвайные линии. Соколиная Гора - один из немногих старых районов города, где они сохранились

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

А это - трамвай нового поколения

Фотоэкскурсия по Москве. Соколиная гора. Часть 1.

Продолжение следует...


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Долго вспоминал, в каком номере "Огонька" видел весьма интересную фотографию тов. Троцкого. Решил вновь порыться в своих старых папках и среди множества газет и вырезок наконец ее нашел. Оказалось, что это журнал № 9 за 1991 г. После недолгих поисков сей номер удалось ...
Картина стоимостью около 12 млн долларов. Работа американского художника Сая Твомбли будет выставлена на ближайшем аукционе Sotheby’s. За нее планируют ...
Даже у Анжелины Джоли, если затянуть ее корсетом, появляются изгибы . ...
Почему у большинства более-менее крупных руководителей, взращённых советским периодом, считается признаком весомости и серьёзности такая вот гримаса на губах? Ведь чтобы сделать и удерживать такие щщи, нужны годы и годы тренировок - это, в ...