Форт Росс: русская крепость в Калифорнии
drugoi — 11.05.2010Белые точки на фотографии — это дождь. В Сан-Франциско светило солнышко, а здесь, на берегу Тихого океана, лил проливной дождь и ветер гнал по небу сырые серые полотнища, из которых рекой текла вода. Мы приехали сюда с Алексеем по чудесной дороге, которая сначала петляла по сказочному лесу из высоченных деревьев, а потом превратилась вдруг в горный серпантин. Дорога шла по берегу. Внизу, под обрывом, перекатывались гигантские океанские волны, неслышные в машине и почти невидимые из-за тумана. В маленькой будке охранника никого не было. Мы положили десять долларов в деревянный ящичек, оторвали от рулона входные билеты и поехали на стоянку.
Мы в форте Росс, бывшем русском поселении в северной Калифорнии. Месте, про которое я много слышал, читал и мечтал когда-нибудь оказаться здесь. Весной 1812 года лейтенант Иван Александрович Кусков высадился в этом месте с сотней русских и алеутов-охотников — к этому времени здешняя земля была уже куплена русскими у местных индейцев племени кашайя-помо за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус. Новая русская колония нужна была, чтобы снабжать провиантом русские поселения на Аляске и Алеутах. Кусков сотоварищи стали строить крепость в стиле традиционных крепостей Сибири и Аляски — частокол, угловые башни-пакгаузы и бревенчатые дома. Алеуты построили свои жилища с внешней стороны главных ворот, прямо на берегу океана. Это были опытные охотники на морского котика, вместе с ними здесь появились сорок байдарок для охоты на зверя.
Вот так форт Росс выглядел около 1840 года. Русским нужно было налаживать отношения с местными жителями — индейцами и испанцами, которые считали все побережье Тихого океана своей территорией. Надо сказать, что русские оказались прекрасными дипломатами — с индейцами, в отличие от испанцев, они считались, отношения строили аккуратно, старались с ними дружить и отец Иоанн Вениаминов крестил в православную веру только тех туземцев, кто хотел этого.
Более того, русские наградили вождей местных индейских племен специальными охранными медалями «Союзные России», как бы взяв индейцев под свою защиту.
(Эти фотографии сделаны в музее форта Росс)
Русская Американская компания умело взялась за дело и хозяйство русской колонии крепло год от года. Именно здесь была построена первая в Калифорнии ветряная мельница, судостроительная верфь, первый фруктовый сад и виноградник. Русские успешно разводили скот, отправляли шерсть на экспорт, делали мебель, двери, рамы, черепицу из секвойи, телеги, колеса, бочки, повозки, выделывали кожу, обрабатывали железо и медь.
Вот так остроумно была придумана погрузка древесины на корабли.
От тех времен уже мало, что осталось и каждое вещественное свидетельство имеет особую ценность. Вот эти ключи от главных ворот и церкви бережно сохранены одной из американских семей, живших здесь много позже, когда русских колонистов в форте уже не осталось.
В музее форта хранится одежда и предметы быта колонистов.
Мы вышли из музея, тропинка вела через лес к полю, за которым виднелась темная деревянная стена — стена русской крепости на берегу Тихого океана.
Мы внутри крепости. Всё это, конечно, уже реконструкция — от оригинального форта остался остался только домик последнего коменданта крепости — Александра Гавриловича Ротчева — при восстановлении дома применялся оставшийся строительный материал.
Слева на снимке — дом того самого Кускова, о котором я писал вначале. Реконструкция закончена в 1983 г.
Справа — первая вне Аляски русская часовня на территории Америки, построенная в 1820-х годах. Была построена еще тогда, когда в форте не было священника. Отец Иоанн начал проводить здесь религиозные обряды только в 1836 г. Первая часовня разрушилась во время катастрофического землетрясения 1906 г., её восстановили через десять лет. В 1970 г. часовня сгорела, американцы построили её вновь, по русской традиции заложив в здание уцелевшие при пожаре бревна.
Несмотря на то, что вблизи крепости протекал ручей, внутри крепости был вырыт колодец на случай вражеской атаки. После смерти губернатора Хосе Хоакима де Аррилаги, который очень хорошо относился к русским поселенцам, испанцы заняли жесткую позицию, требуя убрать колонию с калифорнийской земли. До вооруженных стычек не доходило, но власти в Мадриде приказали запретить торговлю с русскими. Местные жители не очень-то слушали мадридское начальство — им было интересно обменивать продовольствие на изделия русских ремесленников, работавших в форте. В 1821 г. Мексика отделилась от Испании и торговля стала активно развиваться — русские начали снабжать мексиканцев оружием.
В доме основателя форта Росс Ивана Александровича Кускова все выглядит так, будто хозяева вышли отсюда на минуту и вот-вот вернутся.
Внутри крепостной часовни.
Пожар 1970 г. был настолько силен, что колокол, подаренный форту русским купцом, расплавился. Из его металла в Бельгии отлили точную копию, которая висит у входа в часовню.
Однако, самое интересное происходило в другом конце форта:
Под проливным дождем у флагштока собрались школьники из Сан-Франциско. В этот день у них закончилось двухдневная ролевая игра в форте Росс. Каждые две недели сюда приезжают ребята из разных школ, чтобы пожить здесь жизнью русских колонистов, попробовать себя в новом качестве. Они берут себе русские имена, носят русскую одежду (такую, какой они её себе представляют, конечно), поют русские песни, готовят пищу на костре. Это одна из частей большой работы, которую проводит The Fort Ross Interpretive Association — общество по сохранению крепости Росс. Всё это выглядело в тот день невероятно трогательно — насквозь мокрые от дождя, продрогшие американские ребятишки кричали «Слава России!», когда смотритель музея Хэнк Бирнбаум спускал школьный флаг и аккуратно складывал его.
Хэнк, ужасно похожий на основателя Apple Стива Джобса, сказал прочувственную речь, похвалил «колонистов» за мужество и героизм (они тут, например, стреляют из пушки), за терпение и любовь к истории.
Внешняя сторона крепости — стена и часовня за ней. Справа в нескольких десятках метров шумит океанский прибой.
Sandy Beach Cove — здесь была крепостная гавань, здесь кипела жизнь. Основной порт русской колонии располагался в 19 милях отсюда, в заливе Румянцева.
Вид на дом Ротчева и хозяйственные помещения форта.
По дороге обратно мы остановились у места, откуда можно пройти к русскому кладбищу. Здесь лежат те, кто строил форт Росс, кто здесь жил и работал. Отсюда видна крепость и океан.
Кстати, основатель форта И.А.Кусков, который вернулся потом в Россию, похоронен в Тотьме на территории Спасо-Суморина монастыря.
Мы подождали, пока Хэнк проводит ребят и поговорили с ним о его жизни здесь и работе. Оказалось, что Хэнк Бирнбаум несколько лет прожил у нас на Байкале и привез оттуда русскую красавицу-жену. Удивительно светлый и интеллигентный человек, обожающий свою работу и знающий о форте практически всё. У исторического парка форт Росс проблемы с финансами — у штата Калифорния катастрофически не хватает денег на содержание крепости, бюджет урезан и всё пока держится на частных пожертвованиях. Хэнк, однако, не унывает и готовится к юбилею — в 2012 г. форту исполнится 200 лет.
Вот таким я сфотографировал его на прощанье. Спасибо тебе, Хэнк, ты замечательный.
P.S. В Википедии есть подробная статья с историей форта. Крайне рекомендую с ней ознакомиться. Это наша с вами история, одна из её самых интересных страниц.
P.P.S. Большое спасибо Алексею за то, что не пожалел своего времени и привез меня сюда.
Фотографии: © drugoi