Формальное...

топ 100 блогов ya_exidna02.10.2013 Про школьную форму.
В который раз... да. :)
А что поделать: во-первых, обещала показать вам школьную форму нашего лицея, во-вторых, пошли разговоры о некой "форме" для учителей, в-третьих, дискуссии о нужности-ненужности формы продолжаются, и я на днях прочитала неплохой текст про "стержень" и "панцирь"... ну и стала опять думать вещи.
Как понять, что я не против школьной формы, но при этом против всяческой несвободы в мыслях?
Как совместить мой жуткий (вплоть до абсолютного нежелания работать и проводить время в "коллективе"!) индивидуализм с тем, что школьная форма никогда не вызывала у меня отторжения?
Я немало уже наговорила об этом - не буду сейчас перечитывать: всё-таки это было несколько лет назад, я тогда моложе и глупее, кажется, была. На всякий случай ссылки - вот, а я попробую сформулировать то, что пришло мне в голову сегодня - может быть, в чём-то и повторюсь.
Итак.
Когда-то мне очень хотелось иметь школьную форму.
Она была знаком, символом принадлежности к более высокому классу - к классу (тогда было в моде учение о классах))) взрослых.
Форма была очередным костюмом, очередной ролью, которую предлагала мне жизнь... вот именно! Вот оно: это была роль, я и до этого перемеряла немало костюмов: на хореографию следовало ходить в чёрном трико (тогда говорили "купальник") и иногда надевать сверху широкую белую резинку или лёгкую белую летящую юбочку... на ОФП (общую физподготовку) нужны кеды и тренировочный костюм, на лёд специальное платье.
Никому не приходило в голову, что хореография обезличивает и ущемляет свободу - хотя, друзья мои, ничто, никакая армия не ущемляет свободу так, как занятия балетом!
Но мы, причастные, гордились своей причастностью, нам нравились наши балетки, к которым надо было пришивать атласные ленточки... мне жаль тех, в чьих воспоминаниях та детская хореография осталась лишь болью, муштрой, грубыми окриками... я-то помню и сведённые судорогой мышцы, и невыносимую боль оттаивающих после мороза ног (мой балет был на льду!), и французскую брань, и очень русскую суровость тренера... я об этом уже писала.
У меня ужасная - не выборочная, сплошная! - память. Но я помню и восторг от полонеза, и летящую юбочку, и лёгкость, обретённую вдруг, после сотого повторения очередного номера "школы" - назад на внутреннем ребре, скобка... получилось! и как приятно быть в этой роли, в этом костюме, носить в сумке тяжеленные коньки, надевать чёрное - как у всех причастных счастливчиков! - трико... да, это форма, а балет искусство коллективное.

Никому не придёт в голову, что футболистам не нужна форма - на время матча.
Ни один лебедь на нашем балетном озере не может позволить себе "не такую" причёску или вольности униформы.
Вся наша жизнь - игра, и такой же игрой - интересной и взрослой - представлялась мне школа.
И я с удовольствием надела, приняла и носила школьную форму.
Это моя нынешняя роль, думала я: на полдня я школьница, и мне это нравится.
Форма ничуть не ограничивала моей свободы, и мне кажется, что мы не чувствовали себя одинаковыми: формы были нескольких покроев, мы стремились как-то самовыразиться в рамках допустимого - тоже интересная игра, между прочим! Не буду повторяться, у меня были и удачные, и не очень школьные платья и фартуки - незнакомые со мной в реале могут, конечно, утверждать, что я отравлена советской уравниловкой, и что счастье моё - шагать в строю и быть как все, и что у меня нет стержня, а только панцирь, и что я не вышла ни из какой шинели... я могу только улыбнуться в ответ. :)

Я благодарна бабушке и родителям, которые не твердили, что школьная форма - это кошмар и ужас, но при этом поддерживали меня в моём стремлении одеваться не как все.
Я и пионерскому галстуку радовалась: я уже в третьем классе, я не малышня какая-нибудь!
В седьмом классе галстук уже казался чем-то постыдным - как элемент костюма, я не об идеологии, при чём тут она, всё дело в стиле!
Я выросла, у меня школьное платье а ля "гимназистка румяная", у меня каблучки, оборки на фартуке, кружева ришелье на воротничке и кокетливая чёлка, мне мешает этот красный фуляр... я вступила в комсомол первой, в середине седьмого класса: значок означал принадлежность к старшеклассникам и не мешал стилю.
Школьная форма стала всем мешать в старших классах: как прежде, выходя из школы, многие снимали обязательный галстук и прятали его в портфель, так в старших классах высшим шиком считалось выйти из школы в джинсах или в чём-нибудь... вольном, не "форменном". Уверяю вас: как галстук снимали не от ненависти к режиму, а просто чтобы казаться старше, так и без формы хотелось идти для того, чтобы тебя принимали за взрослого. Для этого же мальчишки покуривали и вели себя грубовато, а девчонки красили губы, прокалывали уши - и бунтовали против запрета на всё это взрослое украшательство в стенах школы.
И в этом не было, как мне помнится, ничего трагического - просто жизнь, которая в школах одинакова во все времена. Просто этапы "детство-отрочество-юность", ничего более.

И форма на каком-то этапе может не соответствовать содержанию.
Нам хотелось быть взрослыми - это означало быть свободными от формы, нам казалось, что всё дело в ней!
Учителя не играли ролей и не были обязаны носить костюмы. Они были настоящими, а мы только готовились - учились стать волшебниками, такими, как они, нам хотелось скорее туда, во взрослый мир, где всё будет уже по-настоящему. И мы будем не сидеть за партами, а... мы не знали ещё, что именно мы будем делать, сначала обязательно поступим в университет, будем студентами - нам и без формы-то хотелось ходить отчасти для того, чтобы нас принимали за студентов.
"Девушка, девушка, как вас зовут? Где вы учитесь?" - одно дело, если ты студентка, но как не хочется отвечать, что в школе... вот бы уже ходить без формы, этакое "уж-замуж-невтерпёж", все там были. :)

Молодые учительницы в модной или не очень одежде казались небожительницами: им всё позволено!
Мы смотрели на них, обсуждали или осуждали их наряды; мы знали до мельчайшей подробности рисунок на трёх платьях пожилой русички... я и сейчас помню, кто из учителей как одевался: и засаленный, вечно в мелу, зеленоватый пиджак нашего историка, и эффектную розовую косынку биологини на фоне шикарного чёрного свитера, и брючные костюмы физички, и невообразимую короткую кожаную юбку странноватой, богемного вида учительницы рисования... химоза часто надевала белый халат - и лучше всего я помню её причёску, тугой пучок, как у балерины.
Наши учителя были личностями - будет жаль, если нынешние дети будут видеть перед собой безликих, одетых в соответствии с офисным дресс-кодом людей. Или одинаково одетых - что уж совсем...

Ага, скажете вы, ты же сама себе противоречишь, Ехидна!
Мол, взрослые у тебя личности со своим стилем, им всё позволено, а дети, бедные дети, должны, значит, быть все равны как на подбор?
Ну, начнём с того, что совсем-то одинаковыми никого не сделаешь. И если детей не муштровать, как в армии, а относиться к ним по-человечески и учить их тоже по-человечески, то пусть они при этом будут в форме, что тут такого?
Почему первоклассник радостно (если мама-папа не внушили обратного!) примеряет форму: он школьник, он большой, у него новая роль, у него радость! - а через какое-то время уже носит эту же форму с неохотой?
В форме ли тут дело или всё-таки в содержании?
На каком-то этапе школа перестаёт быть в радость - а её символом становится школьная форма, вот и вся проблема!
Кто любил школу, был счастлив в ней, имел друзей, жил в ней интересной школьной жизнью - тому, как мне кажется, не мешала форма. А сейчас все разговоры о форме - а вовсе не о содержании, увы.
Главное - и в форме, и без формы оставаться самим собой.

Учителя должны быть одеты по-разному. Абсолютно как им угодно.
Да-да, не как в офисе, а как им самим удобно и угодно.
Может, моя мысль вам покажется крамольной, но я бы им всё-всё позволила. Поверьте: здравомыслящий учитель будет одеваться на работу совершенно нормально, не кричаще; оригинал будет одет во что-нибудь этакое; учительницы выберут ту длину юбок, которая им идёт - уверяю вас, дети и на улице видят совершенно разных людей, а уж каких они могут увидеть по телевизору! И ничего от этого детям не сделается!
Что такого, если учитель в джинсах? Если он знает предмет, умеет учить... господи, да пусть даже с прорехой на коленке, если он согласен работать в школе и делает это хорошо! И пусть старшеклассники посматривают на молодых учительниц - как же иначе-то? Или паранджу на них надеть? Ничего ни учительницам, ни юношам не сделается. Разве что единичный какой-нибудь роман приключится, но от этого никто и нигде не застрахован. И что такого, опять же? Всякое в жизни бывает - а кое-что очень редко, и нечего этим пугать.
Гимназистки румяные во все времена влюблялись в учителей - и совершенно неважно, одет ли тот учитель в мундир. Может, даже лучше, если нет? :)

И ещё.
Вот кругом все такие противники формы - а разве взрослые не стремятся к тому же? В рамках мнимого свободомыслия разве не диктует нам с вами мода, что и как носить в этом сезоне? Каким должен быть "лук"? А всякие "модные приговоры" и "снимите это немедленно!"?
Вот где ужас-то - и сплошная форма без содержания!
Взрослым людям говорят: это не носить, а это можно... форменное безобразие)))
Повсеместный дресс-код и особенно мода нравятся мне куда меньше, чем ролевая игра для детей: утром я школьница, днём балерина или спортсменка, потом просто ребёнок в джинсах, во дворе побегаю, а вечером нарядная принцесса - мы идём в театр.
Дети любят игры, а зачем в них заставляют играть взрослых - мне не понять...

Ой, заболталась совсем, побегу по делам, фотки школьной формы покажу ближе к вечеру! :)

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Если языком конференции заявлен немецкий, то читать слайды скорее всего придется на английском, а слушать докладчика иной раз и на "швайцер дутч" - швейцарском "немецком". Зато развивает какие-то там связи в мозгу. Так говорят. Но не у всех, а только у не ...
Долго ду мала, о каком первом разе рассказать сегодня. О первом поцелуе, уже написано. О первых соблазнах, сексе, оргазме и стриптизе читают только полуночники, да и те иногда говорят что это выдумки. Так что оставлю я пожалуй пикантные темы для своего журнала. Эту историю, я не стала ...
Уважаемые, а кто может объяснить почему Ленинский проспект и некоторые улицы параллельные ему начинают свою нумерацию домов от залива, а не Московской площади? и почему дома идут не с номера 1, а с 50х. ...
Наша бюрократическая система убога по своей сути. Особенно в этом убожестве преуспели паспортные столы. Дано: свидетельство о рождении ребенка. Свидетельство иностранное , то есть, все данные написаны латиницей . И в этом свидетельстве моя дочь ...
13 марта исполняется 135 лет со дня рождения Константина Елисеева (1890—1968), одного из лучших мастеров советской карикатуры. Начинал он со своими сатирическими рисунками, как водится, совсем не в большевистских изданиях — наоборот, в кадетской газете «Речь». Ну, а после революции, когда ...