Формальное...

топ 100 блогов ya_exidna02.10.2013 Про школьную форму.
В который раз... да. :)
А что поделать: во-первых, обещала показать вам школьную форму нашего лицея, во-вторых, пошли разговоры о некой "форме" для учителей, в-третьих, дискуссии о нужности-ненужности формы продолжаются, и я на днях прочитала неплохой текст про "стержень" и "панцирь"... ну и стала опять думать вещи.
Как понять, что я не против школьной формы, но при этом против всяческой несвободы в мыслях?
Как совместить мой жуткий (вплоть до абсолютного нежелания работать и проводить время в "коллективе"!) индивидуализм с тем, что школьная форма никогда не вызывала у меня отторжения?
Я немало уже наговорила об этом - не буду сейчас перечитывать: всё-таки это было несколько лет назад, я тогда моложе и глупее, кажется, была. На всякий случай ссылки - вот, а я попробую сформулировать то, что пришло мне в голову сегодня - может быть, в чём-то и повторюсь.
Итак.
Когда-то мне очень хотелось иметь школьную форму.
Она была знаком, символом принадлежности к более высокому классу - к классу (тогда было в моде учение о классах))) взрослых.
Форма была очередным костюмом, очередной ролью, которую предлагала мне жизнь... вот именно! Вот оно: это была роль, я и до этого перемеряла немало костюмов: на хореографию следовало ходить в чёрном трико (тогда говорили "купальник") и иногда надевать сверху широкую белую резинку или лёгкую белую летящую юбочку... на ОФП (общую физподготовку) нужны кеды и тренировочный костюм, на лёд специальное платье.
Никому не приходило в голову, что хореография обезличивает и ущемляет свободу - хотя, друзья мои, ничто, никакая армия не ущемляет свободу так, как занятия балетом!
Но мы, причастные, гордились своей причастностью, нам нравились наши балетки, к которым надо было пришивать атласные ленточки... мне жаль тех, в чьих воспоминаниях та детская хореография осталась лишь болью, муштрой, грубыми окриками... я-то помню и сведённые судорогой мышцы, и невыносимую боль оттаивающих после мороза ног (мой балет был на льду!), и французскую брань, и очень русскую суровость тренера... я об этом уже писала.
У меня ужасная - не выборочная, сплошная! - память. Но я помню и восторг от полонеза, и летящую юбочку, и лёгкость, обретённую вдруг, после сотого повторения очередного номера "школы" - назад на внутреннем ребре, скобка... получилось! и как приятно быть в этой роли, в этом костюме, носить в сумке тяжеленные коньки, надевать чёрное - как у всех причастных счастливчиков! - трико... да, это форма, а балет искусство коллективное.

Никому не придёт в голову, что футболистам не нужна форма - на время матча.
Ни один лебедь на нашем балетном озере не может позволить себе "не такую" причёску или вольности униформы.
Вся наша жизнь - игра, и такой же игрой - интересной и взрослой - представлялась мне школа.
И я с удовольствием надела, приняла и носила школьную форму.
Это моя нынешняя роль, думала я: на полдня я школьница, и мне это нравится.
Форма ничуть не ограничивала моей свободы, и мне кажется, что мы не чувствовали себя одинаковыми: формы были нескольких покроев, мы стремились как-то самовыразиться в рамках допустимого - тоже интересная игра, между прочим! Не буду повторяться, у меня были и удачные, и не очень школьные платья и фартуки - незнакомые со мной в реале могут, конечно, утверждать, что я отравлена советской уравниловкой, и что счастье моё - шагать в строю и быть как все, и что у меня нет стержня, а только панцирь, и что я не вышла ни из какой шинели... я могу только улыбнуться в ответ. :)

Я благодарна бабушке и родителям, которые не твердили, что школьная форма - это кошмар и ужас, но при этом поддерживали меня в моём стремлении одеваться не как все.
Я и пионерскому галстуку радовалась: я уже в третьем классе, я не малышня какая-нибудь!
В седьмом классе галстук уже казался чем-то постыдным - как элемент костюма, я не об идеологии, при чём тут она, всё дело в стиле!
Я выросла, у меня школьное платье а ля "гимназистка румяная", у меня каблучки, оборки на фартуке, кружева ришелье на воротничке и кокетливая чёлка, мне мешает этот красный фуляр... я вступила в комсомол первой, в середине седьмого класса: значок означал принадлежность к старшеклассникам и не мешал стилю.
Школьная форма стала всем мешать в старших классах: как прежде, выходя из школы, многие снимали обязательный галстук и прятали его в портфель, так в старших классах высшим шиком считалось выйти из школы в джинсах или в чём-нибудь... вольном, не "форменном". Уверяю вас: как галстук снимали не от ненависти к режиму, а просто чтобы казаться старше, так и без формы хотелось идти для того, чтобы тебя принимали за взрослого. Для этого же мальчишки покуривали и вели себя грубовато, а девчонки красили губы, прокалывали уши - и бунтовали против запрета на всё это взрослое украшательство в стенах школы.
И в этом не было, как мне помнится, ничего трагического - просто жизнь, которая в школах одинакова во все времена. Просто этапы "детство-отрочество-юность", ничего более.

И форма на каком-то этапе может не соответствовать содержанию.
Нам хотелось быть взрослыми - это означало быть свободными от формы, нам казалось, что всё дело в ней!
Учителя не играли ролей и не были обязаны носить костюмы. Они были настоящими, а мы только готовились - учились стать волшебниками, такими, как они, нам хотелось скорее туда, во взрослый мир, где всё будет уже по-настоящему. И мы будем не сидеть за партами, а... мы не знали ещё, что именно мы будем делать, сначала обязательно поступим в университет, будем студентами - нам и без формы-то хотелось ходить отчасти для того, чтобы нас принимали за студентов.
"Девушка, девушка, как вас зовут? Где вы учитесь?" - одно дело, если ты студентка, но как не хочется отвечать, что в школе... вот бы уже ходить без формы, этакое "уж-замуж-невтерпёж", все там были. :)

Молодые учительницы в модной или не очень одежде казались небожительницами: им всё позволено!
Мы смотрели на них, обсуждали или осуждали их наряды; мы знали до мельчайшей подробности рисунок на трёх платьях пожилой русички... я и сейчас помню, кто из учителей как одевался: и засаленный, вечно в мелу, зеленоватый пиджак нашего историка, и эффектную розовую косынку биологини на фоне шикарного чёрного свитера, и брючные костюмы физички, и невообразимую короткую кожаную юбку странноватой, богемного вида учительницы рисования... химоза часто надевала белый халат - и лучше всего я помню её причёску, тугой пучок, как у балерины.
Наши учителя были личностями - будет жаль, если нынешние дети будут видеть перед собой безликих, одетых в соответствии с офисным дресс-кодом людей. Или одинаково одетых - что уж совсем...

Ага, скажете вы, ты же сама себе противоречишь, Ехидна!
Мол, взрослые у тебя личности со своим стилем, им всё позволено, а дети, бедные дети, должны, значит, быть все равны как на подбор?
Ну, начнём с того, что совсем-то одинаковыми никого не сделаешь. И если детей не муштровать, как в армии, а относиться к ним по-человечески и учить их тоже по-человечески, то пусть они при этом будут в форме, что тут такого?
Почему первоклассник радостно (если мама-папа не внушили обратного!) примеряет форму: он школьник, он большой, у него новая роль, у него радость! - а через какое-то время уже носит эту же форму с неохотой?
В форме ли тут дело или всё-таки в содержании?
На каком-то этапе школа перестаёт быть в радость - а её символом становится школьная форма, вот и вся проблема!
Кто любил школу, был счастлив в ней, имел друзей, жил в ней интересной школьной жизнью - тому, как мне кажется, не мешала форма. А сейчас все разговоры о форме - а вовсе не о содержании, увы.
Главное - и в форме, и без формы оставаться самим собой.

Учителя должны быть одеты по-разному. Абсолютно как им угодно.
Да-да, не как в офисе, а как им самим удобно и угодно.
Может, моя мысль вам покажется крамольной, но я бы им всё-всё позволила. Поверьте: здравомыслящий учитель будет одеваться на работу совершенно нормально, не кричаще; оригинал будет одет во что-нибудь этакое; учительницы выберут ту длину юбок, которая им идёт - уверяю вас, дети и на улице видят совершенно разных людей, а уж каких они могут увидеть по телевизору! И ничего от этого детям не сделается!
Что такого, если учитель в джинсах? Если он знает предмет, умеет учить... господи, да пусть даже с прорехой на коленке, если он согласен работать в школе и делает это хорошо! И пусть старшеклассники посматривают на молодых учительниц - как же иначе-то? Или паранджу на них надеть? Ничего ни учительницам, ни юношам не сделается. Разве что единичный какой-нибудь роман приключится, но от этого никто и нигде не застрахован. И что такого, опять же? Всякое в жизни бывает - а кое-что очень редко, и нечего этим пугать.
Гимназистки румяные во все времена влюблялись в учителей - и совершенно неважно, одет ли тот учитель в мундир. Может, даже лучше, если нет? :)

И ещё.
Вот кругом все такие противники формы - а разве взрослые не стремятся к тому же? В рамках мнимого свободомыслия разве не диктует нам с вами мода, что и как носить в этом сезоне? Каким должен быть "лук"? А всякие "модные приговоры" и "снимите это немедленно!"?
Вот где ужас-то - и сплошная форма без содержания!
Взрослым людям говорят: это не носить, а это можно... форменное безобразие)))
Повсеместный дресс-код и особенно мода нравятся мне куда меньше, чем ролевая игра для детей: утром я школьница, днём балерина или спортсменка, потом просто ребёнок в джинсах, во дворе побегаю, а вечером нарядная принцесса - мы идём в театр.
Дети любят игры, а зачем в них заставляют играть взрослых - мне не понять...

Ой, заболталась совсем, побегу по делам, фотки школьной формы покажу ближе к вечеру! :)

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
4 ноября 1794 года российские войска со злости на ожесточенное сопротивление вырезали почти 20 тысяч жителей в предместьи Варшавы . Восстание под руководством Тадеуша Костюшко (кстати, этнического беларуса) за несколько дней потерпело ...
Вчерась МЧС предупреждало и не зря! Пужало грозами, бурями, ливнями! На полпути из офеска домой застал вот это всё и лицезрел на собственной тушке. Впечатлился. Забавно, но пролетело всё это через нас буквально за 20 минут и вновь тишь и благодать и солнышко светит. Только ...
В своем журнале я  веду рубрики, касающиеся  прежней, советской жизни, краешек которой я успел застать. Это рубрика  и про расцвет  "позднесоциалистического" государства в виде творчества  соцреалистических и  просто реалистических художников того времени: ...
Открывал в произвольных местах произвольно выбранный текст (свой) "ЦРУ как мифологема", копировал по два абзаца (как рекомендовано) и закачивал в программу "Я пишу, как..." Результат под катом. Я пишу, как Алексей Пехов Фан-проект от 'Prime Elements ...
От автора блога. ЕС и Вьетнам подписали соглашение о всеобъемлющей Зоне Свободной Торговли. Почему это так важно для Украины? Потому, что Ханой сделал это правильно, а не так,как Киев, "чтобы досадить России", а еще у него на порядок лучшие стартовые возможности, не ...