ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОБРАЗЫ (68)

топ 100 блогов tkachenko-dmitr — 04.10.2024
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОБРАЗЫ (68)

Несмотря на церковную критику, исконная традиция никогда не была полностью уничтожена. В разных формах, открытых и неявных, она сосуществовала с генетически чуждой, библейской парадигмой. Пример тому – развитая культура позднего эллинизма, неоплатоническое богословие, литература и искусство Римской империи, воинские традиции средневековых германцев, славянский и балтийский фольклор. 


Былины, сказки, народные песни полны природно-языческими образами. Здесь есть учение о Трёх Царствах, описаны владения Кощея Бессмертного и Морского царя, упоминается ведьма Баба-Яга, райская Жар-птица, молодильные яблочки, прочие чудесные силы Природы. 


В центре сюжета, как правило, герой-богатырь на волшебном коне, совершающий подвиги во имя красавицы, любимой-суженой, или во имя родной Земли-матушки. Как бы ни звали этого доброго молодца – Иван-царевич, Илья Муромец или Святой Егорий, архетипически он продолжал линию античных героев – Геракла, Ахилла, Антея. На этих положительных образах воспитывались многие поколения наших предков. 


Ещё каких-то сто-двести лет назад архаичный фольклор и героический эпос жили в устной народной традиции, в деревнях и селах.  Благодаря записям исследователей, любителей и профессионалов, народные предания дошли до нашего времени. Этнографы-классики А.Н. Афанасьев, А.Д. Григорьев, В.И.Даль, Д.К. Зеленин, А.А.Коринфский, В.Ф.Миллер, И.П. Сахаров, А.С. Фаминцин и другие, а также современные авторы-мифологи и фольклористы возвращают нас к архаичному, традиционному пониманию родовых Богов и природных духов. 


В академических изданиях современных ученых-славистов можно найти много исторических и языковых подробностей о древних традициях. Однако этнографы, следуя описательному методу собранных данных, часто увлекаются своей областью, доводя любовь к своей профессии или малой родине - до местоцентризма.


Например, украинские националисты идеализируют региональный фольклор, часто рассматривают его как самостоятельную традицию, хотя в действительности, историческое развитие наций, как русской, так и украинской, включало разные элементы (арийские, скифские, казачьи, русинские, польско-русские, малоросские, великорусские и т.д). 


Местный фольклор любого этноса или субэтноса, безусловно, ценен в эстетическом и музейном отношении. Однако, мы не должны его абсолютизировать или идеализировать. Ибо простонародные обряды (именины, свадьбы, праздничные гуляния) и сакральные знания (космогония, метафизика, священные гимны, былины и сказания), – это не одно и то же. Некоторые обряды и песни сохранили сакральные знания, а многие - нет.


Русский городской фольклор XIX и XX веков, включая его советский период, в еще большей степени демонстрирует деградацию ведической мудрости до идеологических басен, застольного юмора и пошлых танцев. В этом смысле многие якобы народные сказки, прибаутки и поговорки, типа «работа не волк, в лес не убежит», «муж и жена - одна сатана», а также эстрадные хиты в стиле этно, большей частью являются новоделом, пошлыми анекдотами или сувенирной продукцией, а не священным знанием.


Многие современные авторы в поисках источников древности и образных примеров о мировоззрении давних предков стали обращаться к «Велесовой книге».  Специалисты по древнерусской культуре считают её автором Юрия Миролюбова, талантливого писателя-белогвардейца, родом из восточной Украины. После революции он нашел убежище в Западной Европе, где написал ценные труды по этнографиии и многие рассказы, сочиненые в духе фольклористов-сказителей. Часть из них составила двухтомник «Сакральное Руси», изданный в наше время. Отдельно вышло   глубокое исследование «Риг-Веда и язычество».  До последних своих дней Миролюбов мыслил и писал по-русски, хотя наиболее известный труд зашифровал особым языком.  Нынешние патриоты Украины считают «Велесову книгу» достоянием своей национальной культуры, а некоторые родноверы - священным писанием славян. 


Такое восприятие исконной традиции отчасти объясняется поэтичностью художественной литературы, её доступностью для понимания простых людей, а также удобством использования компактной книги для цитирования. И всё же, литературных памятников, даже если они очень талантливы, для полноты знания недостаточно. И содержится оно не в одной или двух-трех книгах, а в священной традиции в целом. 


Значительно углубить и расширить наши представления об Исконе может Ведическое наследие, наша Родная Веда.  


ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОБРАЗЫ» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С. 260-262). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сказать, что книг не было совсем, будет неправдой. Конечно были. Существовали книжные магазины, и в них всегда что-то продавалось. Однако существовали целые пласты книжной продукции, которые нельзя было купить в свободной продаже. В этой заметке не будет никаких теоретических выводов, толь ...
Подсмотрел у l_boris. Очень понравилось. Получается почти как у Че Гевары: Будьте реалистами - требуйте невозможного. Добавил бы только: требуйте от себя. ...
О приостановке финансовой помощи США Грузии На днях Госсекретарь США Энтони Блинкен объявил ( https://www.reuters.com/world/us-pause-95-million-assistance-georgian-government-blinken-says-2024-07-31/ ), что американские власти замораживают предоставление финансовой помощи Грузии на ...
Напевая эту, в общем-то, нехитрую песенку, ставшую известной благодаря легендарной ленте "Приключения Электроника", мы и в нынешний сезон #осеньвкармане неизменно вспоминаем режиссёра Константина Бромберга - появившегося на свет 85 лет назад героя нового выпуска рубрики #юбилеиосени . ...
...