"Фольклор в Ветхом завете"
mi3ch — 06.08.2010Хочу немного рассказать про своего любимого Джеймса Джорджа Фрэзера - английского антрополога, фольклориста и историка религии. Этот человек проделал огромную работу по изучению и систематизации тотемизма, магии и религии.
Фрэзер вывел три последовательных стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука. Он собрал и обработал огромное количество мифов и преданий разных стран. Например по Великому Потопу - вавилонские, еврейские, древнегреческие, древнеиндийские, австралийские, полинезийские, африканские...
Становятся гораздо понятнее многочисленные темные места Библии - например в первой главе написано, что бог сотворил сперва низших животных, а потом человеческие существа и что эти последние (мужчина и женщина) были созданы, по всей видимости, одновременно, причем оба в равной мере отражали величие их божественного оригинала
Однако когда мы переходим ко второй главе, то находим здесь уже другой, прямо противоположный рассказ о том же самом акте столь большой важности. Здесь бог сотворил сперва человека в образе мужчины, потом низших животных и после них, уже по позднее возникшему замыслу, женщину, создав ее из ребра, которое он взял у мужчины, пока тот спал.
И в этой второй версии ни слова не говорится о том, что мужчина и женщина созданы по образу бога, а просто сказано, что
"создал господь бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою".
Резкое противоречие между обоими рассказами объясняется весьма просто, тем обстоятельством, что они происходят из двух различных и первоначально самостоятельных источников, впоследствии включенных в одну книгу редактором, который механически связал оба рассказа, не удосужившись даже смягчить или сгладить противоречия.
В Пятикнижии рассказ ведется от бога, именуемого то Элоха (во множественном числе Элохим), то Яхве. В русском синодальном переводе Библии Элохим обычно передается словом "бог", а Яхве - словом "господь". Если разделить тексты,
связанные с Яхве и Элохим, то получится два отдельных повествования, каждое из которых само по себе последовательно и цельно. Их условно называют Яхвист и Элохист.
Автор Яхвиста представляет себе бога в конкретной форме, как существо, которое говорит и действует подобно человеку, которое лепит человека из глины, разводит сад, гуляет в этом саду в часы дневной прохлады, призывает к себе Адама и Еву, спрятавшихся за деревьями, делает им одежду из кожи вместо слишком легких опоясаний из фиговых листьев, которыми наши прародители стыдливо прикрывали свою наготу.
Более поздний автор Элохиста имеет абстрактное представление о боге как о существе, которое недоступно человеческому глазу и творит мир простым велением.
Становится гораздо понятнее - в какую фантастическую ловушку загнали себя каббалисты одной логической предпосылкой — Писание представляет собой совершенный текст, а в совершенном тексте ничто не может быть волей случая. Каждая буква свята и исполнена значения. Например - почему Библия начинается с буквы «бет» (берешит — «в начале»), а не с "алеф"? Потому что Бог Благословил мир («браха» - благословение), а не предал его анафеме
|
</> |