FLY BIVOUAK in Tajikistan.

топ 100 блогов a-ozerkov06.08.2024 FLY BIVOUAK in Tajikistan.
В Августе этого года пролетел на параплане кольцевой маршрут около 700км. по Таджикистану. План был, из Душанбе в Фанские горы, затем на восток по Зеравшанскому хребту и назад по хребту Петра Первого.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
Лететь в Душанбе решил через Самару. Так было дешевле чем через Москву. До Самары ехал поездом, примерно 8 часов. В Душанбе прилетел ночью сразу направился в гест Гринхаус, где собирался купить газовый баллончик для горелки. Довольно интересное место, там останавливаются разные путешественники и альпинисты.
Утром часиков в семь за мной заехал Ryan, он иностранец, летает на параплане, в Душанбе он по работе. Из-за раннего выезда я не смог поменять деньги и купить СИМ карту, ну денег у меня немного было с прошлого раза, а без симки я решил, что обойдусь. Стартовали недалеко от города, со склона выше кишлака Фирузаабад. Я долго собирался на старте, надо было рассовать по багажникам продукты, бивачное снаряжение и воду. Ryan взлетел раньше и я потерял его из виду.
В первый день я хотел долететь до Фанских гор. Это около 90 км. от Душанбе. Погода была отличная, только холодно. Пересекая горы поднимался до высоты 5600м. Рук вообще не чувствовал и лицо сильно мерзло. Летел в перчатках и толстых рукавицах с виндстоппером, но сказывался холод и недостаток кислорода. Очень хотелось спать из за бессонной ночи, прямо глаза слипались.
В Фанах хотел сесть под перевалом Лаудан. Там пологий склон и вода рядом. Но при подходе к перевалу встретил сильный ветер вниз по ущелью, скорость упала почти до нуля и стало сильно трясти. Я отвернул и пройдя немного вдоль склона южной экспозиции приземлился в довольно сильном нисходящем потоке. Устал за этот день очень сильно, хотя летел всего четыре часа.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.

Место было удобное и для ночевки и для старта утром, только воды не было. У меня пока было с собой два литра и этого должно хватить на сутки.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.

На следующий день я собирался пролететь по Зерафшанскому хребту на восток сколько получится. Взлетел около одиннадцати. Небольшие проблемы были при пересечении ущелья Фандарьи, пришлось набирать на подветренном склоне и потом выскакивать из за гребня против ветра и в роторе.
В течении дня база облаков постепенно поднималась и к четырем часам удалось набрать 6000м. Полет над ледниками и скальными вершинами конечно грандиозен. Ну собственно ради этого я и летаю. За шесть часов удалось пройти 166км.
Вечером пытался найти воду, ходил по оврагам до самой темноты, но все тщетно. После ужина, рассматривая карты, обнаружил родник. Утром сходил к нему примерно за час, пополнил запас еще на пару дней.
Дальше начались проблемы. Все склоны заросли колючками и найти место для взлета было нелегко. Пришлось долго идти траверсом по крутому склону, пока не нашел место где колючек поменьше и всё равно немного порвал крыло.
Небо в этот день покрылось перистыми облаками и термическая активность была слабая. Летел около трех часов и приземлился на высокогорном плато на высоте примерно 3500м.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.

Отремонтировал порванное крыло и пошел искать место старта на завтра. Так и не определившись поставил палатку поужинал и лёг спать. Утром ещё побродил, нашел снежник из которого текла вода, набрал через фильтр два литра.
Где взлетать неясно. Везде колючки и ветер в спину. Сделал несколько неудачных попыток в разных местах. Или ветер слабый и не держит или дует в спину и получаю коллапс на старте. Запутал крыло, стропы, сам как в сетях. Наконец в 14:26 удалось взлететь, потоков совсем нет, только динамик вдоль склона. Пролетел немного вдоль долины Сурхоба, потом перешел на другой берег и сел на холме. Полет всего полтора часа. На посадке скорость ветра была больше чем моя триммерная, так что я садился задом и метрах на двух крыло сложило. Упал в какой то куст с шипами, порвал немного подвеску.
В паре километров от этого места была горка пригодная для старта на следующий день. Туда я и пошел. Пытался найти место для палатки защищенное от ветра, обошел горку по кругу но ветер был везде. Он всю ночь трепал палатку не давая мне спать. Воды рядом я тоже не нашел.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
Утром взлетел довольно рано, около десяти часов и сразу провалился вниз метров на сто. Уже приготовился садиться на склон, но зацепил какой то восходящий пузырь и выбрался над горой. Поднявшись под базу я направился в сторону хребта Петра Первого.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
В этой точке я разворачивался на запад, в сторону Душанбе. Я летел уже пятый день, а приехал в Таджикистан всего на 10 дней. Ну и запас надо иметь на всякий случай. Конечно хотелось бы пролететь дальше на восток, в сторону семитысячников, но если я не смогу оттуда вернуться против ветра, то пешком это примерно неделя.
К сожалению к обеду опять усилился ветер который стал разбивать восходящие потоки и я допустив ошибку приземлился посреди широкой высокогорной долины. Прикинув направление ветра направился пешком к наветренному борту долины, где была возможность найти термодинамик. По пути пересек ручей, в котором пополнил запасы воды. Поднявшись метров двести по склону разложил параплан и взлетел. Дальше погода наладилась, я набирая высоту до 5700м. летел ещё около трех часов. Сел опять в колючки. Таджикистан – страна колючек. Чертополох, шиповник, какие то кусты с огромными шипами, все стараются защититься в засушливом климате от вездесущих овец.
Нашел полянку с травкой в тихом месте, под деревьями. Ветра нет, красота. Поставил палатку, стал готовить ужин и сразу пришли коровы. Коровы в горах это самые опасные звери. Они могут сжевать всё, палатку, спальник, параплан, ужин и завтрак. Пришлось обложить палатку бревнами и приготовить длинную хворостину которой гонял их периодически. Зато я не боялся медведей, а медвежьи следы там были.
Утром, выбирая место для старта я поленился подняться повыше, решил что высоты будет достаточно, но не нашел восходящего потока и хапнул адреналина провалившись в узкое ущелье. Понимая что высоты не хватит вылететь в долину уже был готов садится на деревья, но нашел таки поточек у стенки и выскребся наверх.
При пересечении ущелья Шахоб встретил сильный встречный ветер и еще ротор от хребтика впереди. Меня немного пошвыряло вверх-вниз как мячик на резинке. Поняв, что хребтик мне не перемахнуть, развернулся обратно, снова набрал высоты и пошел на вторую попытку, на этот раз удачную. Следующим серьёзным препятствием была довольно широкая долина реки Сурхоб, но хотя я и потерял более двух километров высоты, перелетел её довольно удачно.
К этому времени тучки в горах набухли и над хребтами пошел дождь. Дальше лететь пришлось частично облетая дождь, а частично пересекая. Солнце уже не грело и пора было искать место для посадки. К четырем часам я приземлился на большом плато на высоте 3300м. Время до темноты я потратил на поиски воды.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.

Седьмой день был самым коротким. Всего полтора часа и тридцать километров. Сильный встречный ветер слегка взбодрил меня адреналином, напомнил о бренности бытия и затолкав в ущелье прекратил полет.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
До Душанбе пришлось ехать на такси.
Был еще полет в окрестностях Душанбе. Хотел сделать треугольник FAI, но не успел до грозы. Приземлился в горах, думал переночевать и на завтра продолжить.
Всю ночь бушевала гроза, весь день гроза, следующую ночь снова гроза. Палатку затопило, спасался сначала под скальным карнизом.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
потом на скотном дворе.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
Потом уже надо было выбираться как угодно, самолет не будет ждать. Навигатор показал несколько вариантов выхода, от 27 до 43км. Утром под дождем, градом и молниями пошел туда где 27.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
Тропы развезло, обвалы, селевые потоки. Вышел нормально, доехал до гостиницы, дорога местами завалена камнями и деревьями, но машины проезжают.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.
FLY BIVOUAK in Tajikistan.

На следующее утро самолетом домой.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Я привык заниматься нашими районными делами и решать районные проблемы. Я никогда не думал, что когда-нибудь в своей обычной работе наткнусь на факт всероссийского масштаба.   Напомню, что Единая Россия - большие молодцы и ...
На заставке - американская карикатура 1905 года "Рыбак и его улов", показывающая, к чему привело желание царя Николая порыбачить в дальневосточных морях. А запостил я ее, потому что сегодня - круглая дата, которую в России никто не отмечает: 115-я годовщина подписания Портсмутского ...
Настоящий греческий салат готовится очень просто – еще проще, чем вы привыкли! Как приготовить настоящий греческий салат? Никто не расскажет об этом лучше, чем сами греки: «Главное в любом салате – это свежие овощи и отличное оливковое масло!» В состав греческого салата традиционно ...
Пропагандистские усилия не пропали даром, и мифологизация общественного ...
Продолжая кулинарную индийскую тематику , решил выложить еще один рецептик. На этот раз это будет курица карри. 1. Представленная курица карри — это немного адаптированный вариант, не такой острый, как принято в Индии. Для начала обжарим в масле смесь специй — это базовая ос ...