Флоренция юга. (Лечче, Италия)
vergil-maro — 24.03.2024Как известно, Римов всего три, а четвёртому не быть. Флоренций же может быть много, почти в каждой стране есть город, который называют местной Флоренцией. В Италии же помимо нормальной Флоренции есть ещё и «Флоренция юга», о которой пойдёт речь в этом рассказе.
I. От Рудийских ворот до университета
Лечче — второй важнейший (после Бари) город региона Пулия, столица провинции Саленто (если смотреть на карту, это будет каблук итальянского сапога). Я остановился здесь во время своей поездки по Пулии в качестве базового города, и отсюда уже посещал другие деревни, о которых рассказывал ранее.
Лечче основал задолго до нашей эры мессапский царь Маллений. Его дочка стала женой Идоменея из Ликта, критского царя, героя троянской войны (со стороны ахейцев). В честь него, согласно легенде, Лечче и назван. У Вергилия (в честь которого я взял свой ник) в Энеиде упоминается совет Энею (герою троянской войны с противоположной стороны) держаться подальше от Саленто, в котором правит Идоменей.
Как бы там ни было, вместе с остальной «большой Грецией» Лечче был завоёван римской империей. При византийцах Лечче был менее важен чем ближайший портовый город Отранто. Но при норманнах и анжуйцах — снова стал главным городом Саленто. После того, как с Отранто что-то случилось, в Саленто готовились к возможному турецкому нашествию. Поэтому Карл V (его мантию я уже показывал) укрепил город, построив вокруг него стену. В 1539 году Лечче стало столицей Пулии, здесь было построено множество красивых храмов в стиле леччского барокко.
В центр города ведут трое ворот: ворота св. Власия, ворота Неаполя, и вот эти, самые древние, ворота Рудия (вели в уже несуществующий город Рудий). В навершиях колонн — бюсты мифических основателей: Малления, Идоменея, Дафна и Эвипп. На самом верху — покровитель города св. Оронций, окруженный двумя сопокровителями — св. Ириной и св. Домиником.
В Лечче очень красивые не только дворцы и церкви, но и простые домики. Типичный местный отделочный материал — золотистый песчаник, называемый также леччским камнем.
Вот и первая церковь на нашем пути. Это базилика св. Иоанна Крестителя. Она была построена в конце 17 века Джузеппе Цимбало для ордена домениканцев. В центре фасада — статуя св. Доминика.
Главный зал церкви — восьмиугольный. Возле каждой стены — капелла.
Вот так выглядит типичная капелла в местных храмах. Как видите, самое красивое в местных алтарях — не картина, а обрамление, сделанное из леччского камня. И эти сногсшибательные завитушки встречаются в каждом храме! А конкретно здесь надо обратить внимание на кафедру, тоже из леччского камня.
В этом храме мне больше всего понравилась капелла с распятием.
По соседству стоит храм св. Анны. Он тоже построен в конце 17 века Джузеппе Цимбало.
Внутри это небольшая церковь, с четырмя алтарями.
Рядом с каждой церковью в Лечче стоит стенд с информацией. Иногда на них встречаются интересные надписи.
Чуть южнее находится кармелитская церковь. Она была построена чуть позже, в начале 18 века, архитектором Джузеппе Чино.
К ней примыкает клуатр Салентийского университета.
Какие же тут красивые домики!
II. Соборная площадь
Соборная площадь — это закрытый с трёх сторон двор, в котором расположен собор, колокольня (оба авторства Джузеппе Цимбало), семинария (спроектирована Дзужеппе Чино) и епископский дворец (Эмануэле Маньери).
Подъём на колокольню дороговат (12 евро, либо плюс 10 евро, если с комбинированным билетом), но зато доступен только на лифте. То есть меня, за мой же счёт, лишили удовольствия подняться на башню пешком.
Первый собор Лечче датируется 12 веком, но, как уже видно по фасаду, в 17 веке Джузеппе Цимбало перестроил его.
Внутри собор трехнефный. Справа — две деревянных кафедры, 17 и 18 века. Большинство украшений собора выполнены при епископе Луиджи Паппакода в конце 17 века.
Собор посвящен вознесению Богородицы, оно же и изображено за главным алтарём.
На деревянном потолке — росписи. Над центром храма — Тайная вечеря.
Под самым потолком — серия витражей. На одном из них — ужин в Эммаусе.
На других — апостолы.
Справа от главного алтаря — капелла св. Оронция, покровителя города. Скульптуры его спутников — св. Иуста и св. Фортуната — стоят вокруг.
По левую сторону от главного алтаря — капелла непорочного зачатия Богородицы. Этот, как и предыдущий, алтарь был выполнен уже упомянутым архитектором Джузеппе Цимбало.
Рядом — алтарь св. Филиппа Нери, в честь основателя мирянского ордена, построен на средства двух мирян (Филиппа и Карла Тафури).
Помимо главного, в храме ещё 12 алтарей. Покажу самый красивый: алтарь св. Антония. Кстати, тоже выполнен Джузеппе Цимбало.
Над одной из капелл — скульптура Рождества от Габриэля Риккарди (середина 16 века).
Возле задней стены храма, рядом с купелью, стоят статуи пророков: Моисея и Иезекиля.
Своды над боковыми нефами тоже красивые.
Ещё позади храма находится большой орган, поставленный в 1913 году.
Крипта собора сохранилась с 12 века. Здесь запрещено фотографировать, но кроме пары вотивных картин ничего интересного нет.
Разве что захоронения под криптой, с черепом в дальнем углу.
Напротив башни и собора находится семинария. В центре клуатра — колодец от Джузеппе Чино.
Самое красивое в семинарии — капелла св. Григория Чудотворца.
Сейчас в здании семинарии располагается епархиальный музей.
Из картин мне понравилась передача ключей ап. Петру. На заднем плане видно что-то, очень похожее на Вавилонскую башню Брейгеля. Неужели это намёк на лютеровский взгляд на католическую церковь?
Из скульптур — это папье-маше Юдифи с головой Олоферна.
Ещё в музее выставлены несколько книг. Я, как любитель музыки, не мог пройти мимо антифонария.
Как и в любом епархиальном музее, здесь собрана коллекция предметов церковного обихода. Вот кадило.
III. От центра к югу
Ещё на центральной улице города находится храм св. Ирины, которая была покровительницей Лечче до св. Оронция.
Козочка в центре фасада — это на самом деле волк под дубом, герб Лечче.
Внутри это однонефный храм, со множеством алтарей в стиле леччского барокко.
Самый красивый алтарь — св. Ирины. В его центре — реликварий в испанском стиле.
На площади св. Оронция, центральной площади города, находится ещё одна небольшая церковь конца 16 века.
На той же площади — развалины римского амфитеатра.
Это не единственные римские развалины в городе. Через пару улочек — развалины римского театра.
По пути любуемся улочками.
Иногда можно заглянуть во внутренний дворик какого-нибудь дворца.
Между двумя римскими театрами стоит церковь св. Клары. Церковь начала 15 века, но в конце 17 века была полностью перестроена Джузеппе Чино.
Внутри церковь восьмигранная, с типичными леччскими алтарями.
Мне больше всего понравился вот этот алтарь.
Позади — небольшой барочный орган.
Возле той же площади — церковь св. Антония. У неё два входа. Один выходит на узкую улочку.
А другой — на перпендикулярную узкую улочку. Напротив располагается ресторан Брос', о котором я особо расскажу в следующем посте.
Когда я там был, главный алтарь реставрировался.
IV. К северу от центра, замок
Как я уже упоминал, Карл 5 построил городские укрепления на случай войны с турками. Для постройки замка был нанят лучший инженер королевства, Джан Якопо делл'Акайя.
Замок находится к северо-востоку от центральной площади. В этом квартале тоже есть красивые домики, или, например, деревья.
Чтобы построить замок, Карлу V пришлось снести монастырь целестинцев. Взамен им построили новый, красивее прежнего.
К нему примыкает церковь св. Креста. Она была построена чуть раньше остальных церквей. Строительство началось в 1549 году, над украшением базилики работал Франческо Антонио Цимбало, а потом и его внук, уже упомянутый Джузеппе Цимбало.
Второй ярус фасада здесь поддерживают животные.