Физика - 2

топ 100 блогов prigorok05.06.2025
На этом история про физику для меня не кончилась. Скорее только началась. Через десять лет после выпуска (в 1982 г.) я в первый раз приложила руку к созданию новенькой школы «с нуля». Это была ФМШ № 542 при МИФИ. Позже ее стали называть лицеем, поскольку там были только две выпускные параллели: 9-е и 10-е(потом 10-е и 11-е), по восемь классов в каждой.
Там мне встретились физики (и математики тоже), которые вели когда-то те самые телевизионные курсы, что помогли мне убедиться в моем идиотизме. Но теперь мы с этими учеными людьми оказались… не то чтобы совсем на равных, но в одной упряжке. К примеру, А. Я. Диденко отвечал за всю школьную физику, как я – за всю словесность. И у меня была возможность расспросить коллег, что же пошло не так с моею (и не только) физикой.
В целом их взгляд на проблему – если я все правильно поняла – был довольно прост. Телевизионные курсы пришлось открыть, потому что уровень подготовки абитуриентов-физиков по всей стране упал, причем упал опасно: физика – это оборонка. Но курсы не помогли. Абитуриент как не знал физики, так и не знает (не я, значит, одна такая). Тогда мужи с подготовительного отделения – во главе с очаровательной англичанкой, но это к слову – пробили в министерстве и открыли в какие-то рекордные сроки ФМШ-542, потому что МИФИ (ответственный за ядерный щит) нуждался в абитуриентах другого уровня. Такого, чтобы с ними можно было сразу работать всерьез.
А виноваты во всем… математики. С той математикой, какую дают в школах, курс физики – это просто профанация предмета, серия умолчаний и уловок! Поэтому при составлении программ для ФМШ физики с математиками сели за стол переговоров и все расставили по местам, согласовав буквально по неделям, какие темы и когда нужно давать. А при «правильной» математике в физике все понятно (теоретически…).
По ходу разговоров с физиками в ФМШ всплыли и другие интересные детали. К примеру, мальчики, как правило, легко мирились с условностями школьной физики, а девочки гораздо чаще видели обман – отчего вообще переставали что-либо воспринимать. Хотя склад ума, нужный физику, встречается порой и у прекрасных дам. Мне говорили об одной, которая, сидя на берегу моря и наблюдая закат, мечтательно сказала, что может, мол, изобразить игру лучей на легкой ряби в точных формулах. И это внушает ей восторг.
Установила я к тому же (опытным путем), что среди прирожденных физиков порой встречаются такие, кто начисто лишен словесного слуха. Они не могут прочитать метафору и уловить ассоциацию. Их суждения о художественных текстах отдают идиотизмом, и объяснить им что-либо не представляется возможным. А вот среди математиков таких не водится, и на уроках именно математики помогают дать отпор «тупым», но агрессивным физикам (которым я в душе сочувствую).
С Леной Виноградовой, чей голос когда-то первым встретил меня в 9-й, мы стали работать вместе еще через 10 лет, строя «с нуля» уже другую школу (условное название – Традиционная гимназия, ТГ). Так вот, Лена задумчиво сказала мне однажды, что физика – наука экспериментальная. И то, что нам известно о мире, часто не более чем гипотезы и теории, которые в любой момент могут быть опровергнуты – если появятся новые данные или идеи.
К тому времени Лена была уже кандидатом физико-математических наук (как физик), успела поработать в Курчатнике, поучаствовать в другом школьном проекте (это отдельная история, о ней потом), была оттуда изгнана и с радостью принята в нашей ТГ. У Лены, кстати, были идеи, как учить физике девочек, которым нужно представление о мире, а не формулы. Но ей не дали реализовать эти идеи, потому что (смеяться будете) Лена отлично учила математике: она ведь тоже дитя Ирины Эльханановны, с которой дружила после школы и даже захаживала к ней в гости… А математика в школьном раскладе неизмеримо важнее физики.
По этой причине физика в ТГ была отчасти отдана на откуп нашим (моим) выпускникам из ФМШ-542. Вначале они были еще юными студентами, но своя (по духу и стилю) молодежь для школы – драгоценность. Именно ей дано легко и обаятельно вводить в школьную традицию следующие поколения. А то, что учить студенты не умеют и объясняют даже хуже взрослых физиков, так это дело наживное. (Нет, некоторые взрослые физики умеют объяснять понятно – у нас один такой работал, и тоже кандидат соответствующих наук; к тому же он умел сочинять неплохие песни и пел их… но мы отвлеклись)…
Так вот, поскольку филология, по выражению С. С. Аверинцева, – это служба понимания, то мне и было вменено в обязанности научить юного физика Димку так излагать материал, чтобы не оставалось места для недоумений. Готовя с ним урок про ток в батарейке (8 класс), я заставила-таки его объяснить все, на чем может споткнуться вдумчивый класс, и это заняло примерно втрое больше времени, чем изначально рассчитывал начинающий физик. А когда мы дошли до безответного вопроса – куда же без него? – то вдруг сообразили, что это уже не физика, а химия. Для 8-го класса еще необъяснимая…
Но все-таки выход был найден, и на переводном внутреннем экзамене одна славная девочка бодро начала свой ответ словами: «Будем считать, что в батарейке живут человечки, которые растаскивают частицы по полюсам…» Дальше все было вполне научно, и девочка ушла с «пятеркой». А потом выросла и вышла замуж за парня из другого класса, который теперь сам стал физиком, работает в МГУ, но и у нас тоже преподает, а между уроками, сидя в учительской, порой ниспровергает наши представления о мире и знакомит коллег с новыми теориями. Например, о природе атмосферного давления… И мне даже понятен ход его ученых размышлений.
Вопрос, после которого Галина Александровна меня прогнала, я задала другому нашему учителю-выпускнику ФМШ, Денису. Он, как и Лена Виноградова, работал у нас математиком (уж больно хорошо получалось), а с биофизикой… – ладно, это уже не важно. Сначала Денис мягко ушел от разговора (ну да, он вежливый, не будет уличать почтенную учительницу в идиотизме). Но через пару дней вернулся к проклятому вопросу – тоже про ток, но уже в проводах – и озадаченно сказал:
– Я покопался тут в источниках, поспрашивал… У вас там что, действительно физику давали вот так, совсем всерьез?..
Он не прибавил: «Зачем?» – хотя, наверно, и подумал, поскольку даже в ФМШ они, оказывается, так не копали.
Зачем? Наверно, не затем, чтобы мучить гуманитарную девицу, которой зачем-то вздумалось в это вникать. А чтобы наши мальчики из «первой» группы увереннее чувствовали себя на вступительных экзаменах в Физтех, в Бауманку… И они поступили, кто куда хотел. Не из мифической ФМШ, а их английской школы.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Если бы у меня двадцать лет назад, когда я только начинал свой бизнес, была машина времени, я бы поступил очень просто: перенесся в во время настоящее. Когда говорят, что «в наши годы было много возможностей», я вспоминаю не возможности, а трудности, которые передо мной стояли. Кроме ...
Про шутку одного умника из Ростова уже, наверное, слышали все, который кинул в автобус сумку с криком "Аллаху Акбар"? На очереди еще один такой умник, но уже из Тюмени. Автомобилисты заметили необычный автомобиль с торчащими из багажниками джинсами с ботинками. Со стороны многим это ...
*** «Но в случае, если замаячит хоть какая-то даже теоретическая возможность прочного и долговременного перемирия, ситуация может резко измениться. Тогда Запад в спешном порядке инициирует проведение на Украине президентских и парламентских выборов, после чего ...
Стараюсь не обращать внимания, но так порой обидно становится за население. За будущее этой страны. Не пожалел и потратил много времени на комментарии к посту Доли о покупке кафе. Мама дорогая, куда катится эта ...
Авиаперевозчик подал жалобу во Всемирную организацию интеллектуальной собственности, требуя права на aeroflot.xxx. Сейчас этим доменом владеет грузинская компания Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» подал жалобу в Арбитражный ...