
Fin de Partie Beckett /Kurtag 2018


(один певец, хамм, просидел и пропел-проиграл свою роль, в инвалидом кресле. за картинками, изображающими мусорные баки, прятались "отец" и "мать" хамма. а четвёртый персонаж, слуга, передвигался по сцене и лестницам)
слушала я совершенно потрясающую, потрясщую меня, оперу Fin de Partie, Kurtag /Beckett(2018) в кельнской филармонии. время действия - после апокалипсиса, четверо выживших - все инвалиды. крыса ещё в кухне бегает. земля выжжена, продукты заканчиваются. а, когда и таблетки- антидепрессанты у хамма закончились, то, тут и опере конец. понимаю.
мне предложили за несколько часов до начала, два билета,а то пропадали.
да и я использовала только один : муж ногу сломал, а у местных плохо со спонтанностью - никто не смог составить мне компанию.
сама я вряд ли бы купила билет: начало в восемь, идёт два часа без антракта(!),ехать потом одной на трамвае, и еще пешком домой впотьмах добираться! да ну, не пойду!
но любопытство пересилило : интересно же, что куртаг сочинил в свои 92 года? ах, это его первая опера! да ещё по беккету! и весь текст беккета, никаких переделок - хочу!!!
как же они пели! как играли! и какие красивые голоса!

(никого не знала, да и теперь имена не запомню, но ооочень они классные!)
трое певцов "живут" в этой опере уже десять лет, постоянно репетируя и где-то её играя, и это чувствуется. и как же хорошо дирижировал "наш" маркус стенц! а я ведь помню его ещё, когда он работал в кельнской филармонии. я никогда не плАчу в кино, не сентиментальная, но музыкальный финал и последний дирижерский жест - поднятые и сложенные как в молитве ладони, светящиеся над тёмным оркестром(свет был погашен во время представления, только локальный, над нотами) , пробил всех. дирижёр молча "молился", и зал вместе с ним.
апропо, зал.
в огромном зале было народу, как два оркестра. ну, может, три.
я понимаю, что современная музыка не каждому по зубам, да и пьеса беккета, хоть и 57го года, а всё ещё "современная", в смысле непростая. театр абсурда, не соцреализм.
мне очень жаль, что так мало было публики, как много они потеряли! но мы орали "браво" за них, за всех, непришедших , и хлопали, и свистели, и выражали свой восторг, как" аншлагнутые"
трактовать эту оперу сложно, я все ещё о ней думаю, и думаю, что ещё не скоро перестану думать.
всплывает какая-то цитата в памяти, и вдруг оказывается к месту.
в опере была такая ария, а-ля святочный рассказ: хамм вспоминает, как к нему приполз на животе, совсем обессиленный нищий , и попросил хлеба для своего ребенка. а хамм как раз в это время был занят : наряжал ёлочку к рождеству, и этот тип со своими стенаниями его отвлекал. поэтому, он ответил ему:"я не держу дома хлеба, я хлеб не ем - вредно".
это он так пошутил.
не будем бросать камень в беккета за сентиментальность истории, у лермонтова, вон"и кто-то камень положил в его протянутую руку", и, ничего.
я потом вспомнила эту арию, когда мне почти так же было отказано в просьбе.. . и ещё, думаю, не раз вспомнится - великая же сила искусства!
|
</> |
