Философия физики Пьера Дюгема
evgeniirudnyi — 10.02.2024Название книги Стефано Бордони раскрывает ее содержание 'Когда историография встретилась с эпистемологией: истории и философии науки во франкоязычных странах во второй половине девятнадцатого века'. В книге показано как обсуждение роли науки, начавшееся в начале 1860-х годов среди французских интеллектуалов, ученых и философов, привело к появлению хорошо разработанной концепции истории науки и критического мета-теоретического обсуждения научной практики. На завершающей стадии работы Анри Пуанкаре и Пьера Дюгема привлекли внимание всего научного и философского сообщества к новым идеям в истории науки и эпистемологии.
Основное внимание в заключительных главах книги уделено работам Пьера Дюгема (также транскрипция Дюэм, Pierre Duhem, 1861 - 1916). Я читал две книги по философии и истории науки Дюгема, поэтому мне было интересно увидеть обсуждение его работ в таком широком контексте.
В 1884 году Дюгем подал диссертацию, в которой критерием протекания химических реакций была объявлена свободная энергия. Это противоречило принципу, разработанному Марселеном Бертло. Ему критика Дюгема не понравилась; поэтому диссертация была отклонена. Дюгем издал диссертацию в виде книги в 1886 году, а в 1888 году защитил диссертацию по другой теме.
В книге Бордони большое внимание уделено 1890-ым годам, когда Дюгем одновременно работал над построением теории, объединяющей термодинамику и механику, и над созданием философии теории физики. Получается, что обобщения Дюгема о сущности теории физики играли для него большую роль в его собственной работе как физика. Физика, философия и история физики для него как бы дополняли друг друга.
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2024/02/duhem-philosophy-of-physics.html
|
</> |