Филомена (2013, реж. Стивен Фрирз)
altereos — 19.06.2019 Для "выездной" тематической кинорулетки "Не получившие своего Оскара"."Филомена" - один из самых успешных образцов мэйнстримного британского кино последних лет. Титулованный режиссер Стивен Фрирз нашел свою "фишку" в скрещивании высокого "британского духа" и попсового голливудского стиля, от которых берется всё самое лучше. По крайней мере, это мы видим в "Филомене" - фильме, который доставит удовольствие и англофилам, и любителям американской кинопродукции. Вряд ли Фрирз планировал сделать типичное кино "под Оскар", но именно оно и получилось. Правда, с компонентом под названием "голливудщина" режиссер в своем кинорецепте немного переборщил.
"Филомена" попала в число претендентов на главную премию "Оскар". Я думаю, "Филомена" была очень близка в победе, но в тот год также номинировалась более конъюнктурная картина "12 лет рабства". Не будь ее, "Оскар" достался бы "Филомене" или "Гравитации" (с меньшей вероятностью "Далласскому клубу покупателей" или "Афере по-американски"). В "Филомене" есть необходимый стандартный набор, обеспечивающий высокие шансы на получение главной кинопремии мира: серьезная история в легком исполнении, актуальная конъюнктурная тема (в данном случае - про геев), шикарный актерский состав, немного разоблачений (антиклерикальная линия), наконец, обязательная слезовыжималка в финале.
"Филомена" ничем не хуже, например, "Зеленой книги" ("Оскар" в категории "лучший фильм" 2019) - оба фильма похожи по настроению, по темпу, по мастерскому лавированию между сложными морально-этическими вопросами. Оба имеют элементы роуд-муви и социальной драмы, оба основаны на реальных событиях. У Фрирза это еще и легкий детектив: журналист Мартин Сиксмит помогает пожилой женщине Филомене найти сына, отобранного после рождения "злобными монашками" католического женского монастыря и проданного ими в американскую семью (это у них такой бизнес был). Парочка без особых проблем находит сына, все трудности в поисках касаются только душевных переживаний матери.
Поражает жестокость предыстории (напомню, по реальным событиям) о монашках из ирландского женского монастыря Роскрей, которые не из корысти, а всилу слепой религиозной веры и мракобесного пуританизма отбирали у молодых послушниц детей, родившихся вне брака, т.е. вследствие дьявольского соблазна. Более того, старшие монашки всячески препятствовали возможному воссоединению детей и родителей в будущем. Такую радикальную религиозную общину засудить бы и разгромить, но в фильме монашек великодушно прощают. Странно, что почти никого из зрителей не возмутил этот момент, наделяющий историю каким-то пораженческим "ангельским" пафосом. Между прочим, разрушались родственные связи, и это происходило систематически.
Никто не требует от режиссера разоблачительного расследования, но столь жалкое увиливание от проблемы снижает степень доверия к фильму, к истории, которое просто уходит в минус после тупой финальной слезовыжималки.
На мой взгляд, "Филомена" - профанация истинного британского кино, стилизованная под изысканный британский фильм бессовестная голливудская "обманка", спекулирующая переживаниями зрителей относительно возможных и случившихся потерь близких, родных людей. Однако если не заморачиваться, просмотр пройдет благоприятно - фильм сделан на самом высоком уровне голливудских стандартов.
Материал также опубликован на Яндекс.Дзен
|
</> |