Фильмы, в которых ярко отображён «путь героя»
scorsese_darlin — 25.09.2025
Есть две книги о кино, которые меня впечатлили и научили видеть кино иначе (еще до того, как я решилась поступить в киношколу). Это – «Психология в кино» Татьяны Салахиевой и «Как смотреть кино» Антона Долина.
Оно стало глубже и интереснее, они помогли подмечать в них то, что пропускала раньше. Даже те фильмы, которые смотрела много раз, смотрятся по-новому. В этой заметке хочу привести два уже классических фильма, которые созданы точно по схеме «путь героя», которая помогает расположить зрителя к фильму и удержать его интерес. И, благодаря книгам, эти фильмы я увидела как в первый раз.
“Путь героя” (hero's journey) – это мифическое путешествие, когда главный герой переосмысливает себя, своё поведение, свою жизнь, проходит внутреннюю трансформацию. В итоге остаётся при своём, но с новым взглядом и иным отношением к себе и окружающему миру.
Романтическая драма с комедийным элементом “За бортом” (1987, Overboard), режиссер Гэрри Маршалл
При своей комедийности несёт важное послание, что человеку порой даётся блестящий второй шанс в жизни.
Измениться. В смысле – перевоспитаться. Просто закройте глаза на давнее утверждение, что человек не меняется и представьте, что такое возможно. Как, собственно, предлагает этот фильм.
Джоанна Стейтон (в исполнении Голди Хоун) была избалованной женщиной, которая даже не пыталась представить, что существуют другие люди, другая жизнь, другое измерение. Она плыла по жизни размеренно и плавно, как на своей роскошной яхте, где всё отработано, все знают своё дело, не отсвечивают, но всегда оказываются вовремя и рядом, если ей нужна чёрная икра, или если бриллиантовое кольцо «забылось» на палубе.
Она буквально и в переносном смысле оказывается за бортом – яхты и своей привычной жизни. Именно это становится поворотным пунктом её жизни. Месяц в доме плотника Дина Проффитта (в исполнении Курта Расселла) меняет её с богатенькой хамоватой дамочки на приветливую и отзывчивую хозяйку дома. Дину удалось откопать в ней доброго и приятного человека, на которого можно оставить дом и детей. При этом Джоанна ничего не теряет, кроме своих золотых оков и розовых очков, которые мешали ей видеть жизнь в полной мере.
Черная комедия “Подмена”/“Кара небесная” (1991, Switch), режиссер Блэйк Эдвардс
Речь уже не о больших деньгах, делающих человека «слепым» к чужим нуждам. Здесь речь идёт о мужчине-завоевателе, Стиве Бруксе (в исполнении Перри Кинга), который всю жизнь планировал идти на поводу своего ‘указателя’ и очаровать как можно больше женщин. Словом, хитрый симпатичный секс-террорист, завоёвывающий женщин ради самоутверждения.
Как он выяснил потом, оказавшись в тяжёлой жизненной ситуации, неожиданно примерив образ, о котором и не подозревал, ему даже не к кому обратиться за помощью. Ни одна из женщин, которые падали ниц пред его обаянием, всё, что могут сказать в его адрес – это «козёл», а если уж углубляться в их отношение к нему, то они добавляли «блудливый». Незавидная характеристика, особенно если мнил себя завоевателем. И парадокс в том, что помочь ему может именно женщина. Именно человек того пола, кого он так активно и длительно недооценивал и непорядочно использовал.
Человек всю жизнь может прожить не тем, за кого его все принимают. Он и сам может заблуждаться в своей роли, пока не произойдёт то, чего не планируешь. «Целительное нечто».
Так же, как и в первом примере, Стиву удаётся пройти полный круг и открыть настоящего себя, любящего детей и собак. То есть в этом фильме опять же преподносится пример “перерождения”, но в настоящем фантастическом варианте.
В качестве заключения
«Большинство людей живёт в своём ограниченном мирке. Каждый знает лишь то, что приходит к нему с рождением, а Вы, мадам, Вам выпала редкая честь. Вы сумели вырваться из своего мирка. И жизнь открыла Вам совершенно новые горизонты. А вот как Вы ими воспользуетесь, обретёнными новыми знаниями, зависит целиком от Вас» (с) Эндрю из фильма “За бортом”
ТТГ норма у женщин: как подготовиться к анализу крови и избежать ошибок
Орленок
Наткнулся — улыбнулся!
Марго в гамаке
Выступление с медведем. Апрель 1930 года. Москва
Осенние мотивы
Вы прыгаете по лужам?
Как Вася Ложкин не нахамил в Хамовниках на премьере своего спектакля
О потустороннем

