Фильмы о ВОВ

топ 100 блогов wim-winter20.06.2013 Сейчас по ЖЖ идет весьма неслабый срач :)) Но мне бы хотелось поговорить "вообще".
Возможен ли сейчас просто хороший фильм о войне?

Наверное, нет. Ведь что такое хороший фильм? Это не просто сумма усилий актеров, сценариста, режиссера, оператора и прочих пиротехников. Это еще и внимание зрителя. Воздействие на зрителя. Участие (хотя бы минимальное) в формировании каких-то зрительских жизненных установок посредством художественного произведения.

Проблема в том, что в связи с перестройкой и т.п. у нас нарушился нормальный ток времени. Это уже стукнуло по литературе, причем так, что нормальный литературный процесс поломался нафиг - в связи с тем, что на рубеже 90-х в страну хлынула как русская запрещенная литература (вспомним горестное восклицание Бондарева о некрофилах), так и актуальная и прежде находившаяся под запретом иностранная. Соответственно литпроцесс, который до конца 80-х худо-бедно, но отражал жизнь и ставил/пытался решить какие-то вопросы современности просто исчез - все читали и обсуждали литературу иных времен, пусть и более талантливую, но к переживаемому страной моменту отношения не имевшую. Читающая страна переселилась в прошлое. И до сих пор из него выбраться не может, ибо по нему на данный момент нет и быть не может консенсуса.

Интересный момент :) Читая сейчас у патриотов про "рукопожатных" я вспоминаю ехидное "заединщики" - так литературные либералы в начале 90-х литературных патриотов обзывали. Одни других стоят, ага. На самом деле - не различить. Ну, да ладно.

С кино немного сложнее. В принципе, то же самое - отсмотрев всего Феллини/Антониони за год (а не накладывая их сорокалетнюю эволюцию на собственную жизнь) все преисполнились отвращения к доморощенным подражателям (я вот с тех пор Захаровские фильмы смотреть не могу). Но тут наложилось вот еще что.
Кино - оно, как известно, самое важное из агитационных и пропагандистских искусств. А тема Великой Отечественной - одна из самых горячих, но, при этом, она определенным образом эволюционировала.
Причем эволюционировала она совершенно естественным образом. Во время войны и сразу после нее - снимали одни фильмы. Это могла быть драма, это могла быть комедия, это мог быть приключенческий игровой фильм, это мог быть фильм "о разведчиках" - их объединяло то, что враг там был врагом. Черный, абсолютный, заслуживающий только наказания, чаще всего смерти. Исключение - те, что оказывались в итоге "своими". "Свои" же были светлыми рыцарями, тез каких-либо червоточин. Исключение, опять же, те, что были "чужими".
Потом фильмы изменились. В "Горячем снеге", в "Аты баты шли солдаты" "чужих" как таковых нет. Они присутствуют как некая тяжелая и грозная сила, которую нужно превозмочь. И "свои" уже стали людьми, разными, с недостатками, с затемнениями и так далее.
То есть из чего-то чисто плакатного получилось уже человеческое, хотя бы с одной стороны.
Был "Штирлиц", который парадоксальным образом очеловечил и "чужих".
Я очень сомневаюсь, что такие фильмы могли бы появиться в начале 50-х. И это, кстати, совершенно нормально.

Дальнейшая "нормальная" эволюция, очевидно, привела бы к фильмам, в которых людьми оказались бы обе стороны, просто одна сторона напала на другую и уже поэтому неправа. Исследовались бы самые разные аспекты войны. Схемы усложнились бы до ситуаций "плохой свой"-"хороший свой" (где плохой - не значит пособник врага, вспомним "Взвод" и тамошних двух сержантов), и так далее.

Почему такая эволюция нормальна - вполне очевидно. Чем дальше от нас война, чем меньше людей, задетых ею непосредственно - тем меньше пропаганды и тем больше осмысления: что это было, как прошло и чем закончилось, какие последствия и почему.

Вот у нас эта эволюция осмысления (и художественного осмысления как ее части) пресеклась тоже.
Сначала ее хакнули с одной стороны. Как ни крути, а война прошла во времена безраздельного господства Сталина и борьба со Сталиным вылилась - некоторым образом - в борьбу с войной. Пошли гулять заградотряды, штрафбаты, закидывание мясом и Резун.
Ничего хорошего, ага. И соответствующее художественное оформление подоспело. Людей типа как попытались лишить войны.
А вот теперь маятник болтануло в обратную сторону. Войну "реанимировала" власть. Это ведь последняя по времени ситуация "простоты выбора" - вот ты, вон враг, бери винтовку и воюй, иначе умрешь. Сейчас выбор неимоверно труден, путей много, способов согнать народ ровно на один - почитай, что нет. Ну и... надо ж и это художественно оформить. Ну и пошло-поехало - война вернулась.

Если просто себе представить тот же фильм про Дубосеково... в самом наилучшем случае у нас получится "Горячий снег". Но - "Горячий снег" уже есть. И снят он ровно тогда, когда должен был. Снимать его сейчас... ну просто глупо.
Конечно, не более глупо, чем заново строить ХХС. Но и не менее.

Нужно дальше идти. Нужно на нормальную дорогу вернуться.
Но этого не выйдет, так как нормальная дорога - это примирение со своим прошлым, только так можно вперед идти. А примирения никто не хочет. Упаси бог - только война до победного.

Охренеть, как весело.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фото с сайта http://nyccantor.com/ В последнее время стало модным говорить о предназначении женщины в жизни. Складывается впечатление, что они появились только сейчас и вызвали бурный интерес к своей персоне. Идут споры о том, какой должна быть современная женщина, чем она долж ...
Доктора в Канаде решили провести опрос, чтобы выяснить топовые сексуальные фантазии мужчин и женщин. Вопрос респондентам задавали такие: "Чего вы желаете?" назовите три желания. Итак, 4 учёных из университетов Индианы и Кентукки опросили 203 семейные гетеросексуальные пары, чтобы ...
«Дорога», Федерико Феллини, 1954. Много раз начинал смотреть этот фильм, и по неясным (случайным) причинам не досматривал. И вот, начав не с начала (которое уже не раз видел), посмотрел. При этом был удивлен отсутствием ожидаемого финала, пока не понял, что это из «Ночей Кабирии» (тоже ...
Русские люди не имеют абсолютно вкуса, если речь идет о тюнинге автомобиля. Они любят модные названия дорогих брендов, приклеивают их на свои ведра и с невозмутимым видом гордятся своей работой. Обычно это классические нищеброды, которые пытаются выпендриться и привлечь к себе ...
  Каждий прілічний високомультікультурний толєрантний європєйскій город,  еслі он нє какая-нібудь етнічєскі-плємєнная сєлюцкая ілі галічянская провінция, гдє отродясь нє відалі офісов донєцкіх і кримскіх індустріальних компаній , ...