Фильмы о ВОВ
wim-winter — 20.06.2013 Сейчас по ЖЖ идет весьма неслабый срач :)) Но мне бы хотелось поговорить "вообще".Возможен ли сейчас просто хороший фильм о войне?
Наверное, нет. Ведь что такое хороший фильм? Это не просто сумма усилий актеров, сценариста, режиссера, оператора и прочих пиротехников. Это еще и внимание зрителя. Воздействие на зрителя. Участие (хотя бы минимальное) в формировании каких-то зрительских жизненных установок посредством художественного произведения.
Проблема в том, что в связи с перестройкой и т.п. у нас нарушился нормальный ток времени. Это уже стукнуло по литературе, причем так, что нормальный литературный процесс поломался нафиг - в связи с тем, что на рубеже 90-х в страну хлынула как русская запрещенная литература (вспомним горестное восклицание Бондарева о некрофилах), так и актуальная и прежде находившаяся под запретом иностранная. Соответственно литпроцесс, который до конца 80-х худо-бедно, но отражал жизнь и ставил/пытался решить какие-то вопросы современности просто исчез - все читали и обсуждали литературу иных времен, пусть и более талантливую, но к переживаемому страной моменту отношения не имевшую. Читающая страна переселилась в прошлое. И до сих пор из него выбраться не может, ибо по нему на данный момент нет и быть не может консенсуса.
Интересный момент :) Читая сейчас у патриотов про "рукопожатных" я вспоминаю ехидное "заединщики" - так литературные либералы в начале 90-х литературных патриотов обзывали. Одни других стоят, ага. На самом деле - не различить. Ну, да ладно.
С кино немного сложнее. В принципе, то же самое - отсмотрев всего Феллини/Антониони за год (а не накладывая их сорокалетнюю эволюцию на собственную жизнь) все преисполнились отвращения к доморощенным подражателям (я вот с тех пор Захаровские фильмы смотреть не могу). Но тут наложилось вот еще что.
Кино - оно, как известно, самое важное из агитационных и пропагандистских искусств. А тема Великой Отечественной - одна из самых горячих, но, при этом, она определенным образом эволюционировала.
Причем эволюционировала она совершенно естественным образом. Во время войны и сразу после нее - снимали одни фильмы. Это могла быть драма, это могла быть комедия, это мог быть приключенческий игровой фильм, это мог быть фильм "о разведчиках" - их объединяло то, что враг там был врагом. Черный, абсолютный, заслуживающий только наказания, чаще всего смерти. Исключение - те, что оказывались в итоге "своими". "Свои" же были светлыми рыцарями, тез каких-либо червоточин. Исключение, опять же, те, что были "чужими".
Потом фильмы изменились. В "Горячем снеге", в "Аты баты шли солдаты" "чужих" как таковых нет. Они присутствуют как некая тяжелая и грозная сила, которую нужно превозмочь. И "свои" уже стали людьми, разными, с недостатками, с затемнениями и так далее.
То есть из чего-то чисто плакатного получилось уже человеческое, хотя бы с одной стороны.
Был "Штирлиц", который парадоксальным образом очеловечил и "чужих".
Я очень сомневаюсь, что такие фильмы могли бы появиться в начале 50-х. И это, кстати, совершенно нормально.
Дальнейшая "нормальная" эволюция, очевидно, привела бы к фильмам, в которых людьми оказались бы обе стороны, просто одна сторона напала на другую и уже поэтому неправа. Исследовались бы самые разные аспекты войны. Схемы усложнились бы до ситуаций "плохой свой"-"хороший свой" (где плохой - не значит пособник врага, вспомним "Взвод" и тамошних двух сержантов), и так далее.
Почему такая эволюция нормальна - вполне очевидно. Чем дальше от нас война, чем меньше людей, задетых ею непосредственно - тем меньше пропаганды и тем больше осмысления: что это было, как прошло и чем закончилось, какие последствия и почему.
Вот у нас эта эволюция осмысления (и художественного осмысления как ее части) пресеклась тоже.
Сначала ее хакнули с одной стороны. Как ни крути, а война прошла во времена безраздельного господства Сталина и борьба со Сталиным вылилась - некоторым образом - в борьбу с войной. Пошли гулять заградотряды, штрафбаты, закидывание мясом и Резун.
Ничего хорошего, ага. И соответствующее художественное оформление подоспело. Людей типа как попытались лишить войны.
А вот теперь маятник болтануло в обратную сторону. Войну "реанимировала" власть. Это ведь последняя по времени ситуация "простоты выбора" - вот ты, вон враг, бери винтовку и воюй, иначе умрешь. Сейчас выбор неимоверно труден, путей много, способов согнать народ ровно на один - почитай, что нет. Ну и... надо ж и это художественно оформить. Ну и пошло-поехало - война вернулась.
Если просто себе представить тот же фильм про Дубосеково... в самом наилучшем случае у нас получится "Горячий снег". Но - "Горячий снег" уже есть. И снят он ровно тогда, когда должен был. Снимать его сейчас... ну просто глупо.
Конечно, не более глупо, чем заново строить ХХС. Но и не менее.
Нужно дальше идти. Нужно на нормальную дорогу вернуться.
Но этого не выйдет, так как нормальная дорога - это примирение со своим прошлым, только так можно вперед идти. А примирения никто не хочет. Упаси бог - только война до победного.
Охренеть, как весело.
|
</> |