
Фильм "Текст"


Основой сюжета для этого фильма послужил литературный текст, и это сразу заметно. Кажется, русское кино не очень избаловано хорошими сценариями (как я тактично умею выражаться, а! оцените!). Не могу ничего сказать про писателя Дмитрия Глуховского, потому что не читал его книг. Однако слышал, что другие люди с интересом их читают.
Интрига сюжета одновременно отсылает к двум жанрам. С одной стороны, это типичный криминальный триллер: драка, убийство, выживший водит за нос родственников и друзей жертвы с помощью мобильного телефона. Даже чуть не улетает с чужими грязными деньгами в далёкую Колумбию: до вылета оставалось буквально несколько часов.
С другой стороны, это очень точное, хлёсткое, абсолютно бесстрашное высказывание на остросоциальную тему. Причём когда начали снимать фильм, ещё не было дела Ивана Голунова. Однако волна с возмущением по поводу людей, у которых "вдруг" обнаруживают наркотики, чудесным образом не закончилась летом. Мы снова подброшены ею, теперь с выходом этого фильма.
Герой фильма – обычный парень с окраин, студент. Живёт в хрущёвке с мамой. Папы нет. Есть такая же простая девчонка из соседнего двора, полунатопленная электричка до Москвы и ночной клуб. Кстати сказать, актёр Петров идеально вжился в роль. Вообще, это его - играть простых людей с окраин. Отлично смотрелся бы и в окопах Сталинграда, и за рулём трактора. Или вот в качестве курьера, с немытыми волосами и взглядом в пол.
А есть другой парень. При погонах. Сын большого мента. Их пути пересекаются в том самом ночном клубе. Одному надо уехать с мероприятия не с пустыми руками, поэтому второй уезжает из клуба далеко и надолго. На 7 лет.
Беззаконие. Беспредел. Беспомощность. Беззащитность. Бессилие. Бессмысленность жизни.
Главный герой отбывает полный срок, приезжает домой,, узнаёт, что мать умерла за два дня до того. Девчонка давно бросила. Денег нет вообще. Идёт поговорить с тем самым гадом, который подбросил ему наркоту. Он не хочет убивать, нет хладнокровного плана и даже ножа на кармане нет. Но надо объясниться, проораться, набить морду, заглянуть в глаза, сделать хоть что-то, наконец, потому что вокруг нет вообще никого. Не ответит никто. Вспомните Калоева, который ехал поговорить с тем злосчастным швейцарским диспетчером.
Короче, драка, мажор-мент ударяется головой об железку и погибает. Начинается бег под секундомер с обратным отсчётом.
Главный герой прихватывает телефон мента. В телефонах у нас сейчас вся жизнь: любимые, друзья, работа, родители, видеозаписи с отдыха, даже домашнее порно. Телефон – аватар уже мёртвого человека. И вот его убийца какое-то время играется с чужим кругом общения с помощью сообщений, делая вид, как-будто хозяин телефона ещё жив.
Фильм показывает всё как есть. Мало того, что паренька посадили ни за что. Важна и другая сторона: кто посадил, ради чего. Из записанного в телефоне мы узнаём всё в подробностях.
Вот папа-генерал пытается устроить династический брак для своего сынка посредством женитьбы на страшненькой дочери генерала-лейтенанта. Есть такое в реальной жизни? – Конечно есть! Сильные мира сего пытаются создать династии: каждый там, где смог наворовать достаточно. Сын генерала должен быть генералом. Хаха, только на самом деле труп сынка уже давно остыл в колодце. Звонкая пощёчина.
А вот отдых. Мальдивы. Шикарный отель, бассейн прямо сливается с морем, бесчисленные оттенки бирюзы. В реальной жизни вы видели ментов, отдыхающих на Мальдивах? – Я думаю, все видели. Мало того, менты часто кичатся этим. Шикарный отдых, миллионные золотые часы, дорогие автомобили, дома, дворцы, кокаин, шлюхи. Силовая корпорация привыкла не стесняться. Ещё одна хлёсткая пощёчина устройству нашей жизни.
А вот ещё эпизод. Сынок-мажор задавил ДПСника и на видео крутит козу, что сейчас все остальные пожалеют, что тормознули его Мерседес. Но появляется другой силовик, лысый хрен с более весомой коркой, и по дальнейшему развитию событий мы понимаем, что ФСБ вербануло офицера МВД на серьёзном преступлении. Короче, пьяный мент, сбивший человека в центре Москвы, никуда не сел. Но теперь трудится под правильной крышей. Скажите, похоже на наши обыденные теленовости? Почёщина и другой организации.
Наконец, наркотики. Кто призван охранять, тот и торгует. Собственно, главный герой так легко находит контакт со своим обидчиком спустя 7 лет, потому что притворяется покупателем грамма героина. Впрочем, у мажора не только мелочь отоваривается, один из контактов меняет полтора кило "Колумбии" на 300 тысяч евро. Знаем мы о таком? И снова громкий звон щеки. Ах да, обмен происходит в дорогом московском отеле, где сидят ребята, похожие на северокавказцев, все до зубов вооружённые автоматами, которые собираются убить невинного человека в случае срыва сделки. Кажется, и у этого образа есть примеры в реальности. Ладонь уже устала хлестать.
В морге лежит ждёт мать. Денег на похороны нет. Мельком показывают и этот бизнес: пакет "эконом", пакет "стандарт", прайс на отпевание. Главный герой говорит мимоходом, негромко, но очень слышно: мол, что же это за жизнь такая, что как ни крутись, а всё-равно попадёшь в ад?..
Понятно, что государственная машина найдёт этого маленького человека. Достоевщина не заканчивается хэппи-эндом. Герой задумал свалить за границу, но когда оказывается перед прямым выбором - дать погибнуть ни за что молодой беременной женщине или плюнуть на всё и смыться – делай единственно возможный выбор. Это не его война, не его стезя. Он даже не Уолтер Уайт, он просто хотел жить. Кататься с девчонками не велосипедах. А ему выпал обычный российский рок: сгинуть за просто так. На улице февраль. Предпоследний кадр – брызги крови на столе. Год гибели – 2019.
А последний кадр – та самая заочно спасённая женщина (она же девушка мажора-мента в прошлом) с подросшей дочкой. Стоит смотрит на могилку своего спасителя. Значит, историю размотали до конца, и она поняла, что это он, этот откинувшийся зэк, убедил её не делать аборт тогда, когда игрался с телефоном жениха. Что он ещё успел сделать? Попытаться "примириться" (от имени сына) с быком-отцом. Кажется, получилось, но это не точно. Восхититься мудростью мажоровой мамы. Да и всё, в-общем. Когда тут успеть?..
Вы прочитали это и могли подумать, что кино чернуха. Нет и ещё раз нет. Безусловно, оно жестокое и очень откровенное. Но снял его не человек, упивающейся мерзостью российской жизни. Снял не псих, не карьерист и не истерик. Снято это с огромной уверенностью, что нужно сказать правильное слово. Обязательно нужно сказать то, без чего и нет смысла жить. Снято с огромной любовью ко всему человеческому, что осталось в этих героях, хотя хорошеньких среди них нет. В некоторых моментах глаза невыносимо режет слезой. Снято с понимаем собственного достоинства. Ну и что, что у вас власть и деньги? Вы слабые, а мы правые. У нас есть возможность умереть людьми, а не скотами, и такая правдивая история перевесит однажды все ваши ксивы и мигалки.
С технической точки зрения всё на высоте. Особая благодарность создателям фильма за тщательное исполнение деталей. Нет закадровой музыки, зато есть очень много мелочей, которые стопроцентно погружают нас в жизнь человека возле грани нищеты.
Вокруг несправедливость, и конца ей не видно. Сами мы, может, тоже не идеальные, но как-то трепыхаемся. Потому что живые. Потому что любим. Потому что не можем быть ниже собственного достоинства. Потому что хотим это поменять. Услышьте нас, а не услышите – сделаем так, чтобы услышали.
|
</> |