"Филипп становился крутым, а возвращать вложенные в него деньги не спешил".
ygashae_zvezdu — 30.04.202430 апреля отмечает день рождения Филипп Киркоров, в представлениях не нуждающийся.
За любым состоявшимся артистом обязательно кто-то стоит. За Киркоровым, кроме Примадонны, в тени которой он очутился, стоял также Леонид Дербенев, первый поэт, подогнавший певцу долгоиграющий репертуар.
Мы уже говорили как не без сложностей складывались отношения Дербенева с Пугачевой, но с Киркоровым отношения поэта сложились еще занимательнее (АЛЛА ПУГАЧЕВА VS. ЛЕОНИД ДЕРБЕНЕВ: ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА).
На этом и заостримся.
Тут же заметив следующее: к моменту сотрудничества с Киркоровым Дербенев пребывал если не в творческом, то в финансовом кризисе. В ситуации с Пугачевой он был рулящим, ибо главным в тандеме Автор + Артист советскими филармониями назначался автор. Артист получал за выступление согласно тарификационной ставке. Авторские же отчисления шли тысячами рублей.
К слову, именно с Дербеневым связывают начальное падение гонораров авторов-песенников. По свидетельству Юрия Полякова, однажды на трибуну писательского пленума прорвался поэт Владимир Лазарев, которого не пускали в сообщество прилично зарабатывающих песенников.
Прорвался с вопросом:
«А знаете, сколько заработал за один только прошлый год поэт-песенник Дербенёв?!» «Ну и сколько?» — иронически полюбопытствовал из президиума Сергей Владимирович Михалков, вполне сохранивший при Советской власти качество жизни своих дворянских предков. «Сто сорок шесть тысяч рублей!» — страшным голосом доложил Лазарев. Зал обледенел. А Михалков покачал головой.
Напомню, «Жигули» стоили тогда пять тысяч рублей, и средний гражданин копил эти деньги полжизни. Случился жуткий скандал, финансовые органы резко сократили гонорары за исполняемые вокальные сочинения...»
В перестройку эстрада переформатировалась в пользу глянцевой картинки, и денежный поток переместился от автора к исполнителю, тем паче организации, занимающиеся контролем за соблюдением авторских прав, приказали долго жить.
В этой ситуации хитроумный Дербенев решил выступить как продюсер, наивно рассчитывая на благодарность людей, которых вытащит из грязи в князи. Надо сказать, чуйка на талант у поэта была, и работать он начал с самым цветом молодежи – Машей Распутиной, Филиппом Киркоровым, Игорем Наджиевым.
Знакомство Киркорова и Дербенева состоялось на исходе 1988 года, благодаря Алле Пугачевой. Она хотела видеть Филиппа на «Рождественских встречах», но не находила у него ни одной достойной песни. Дербенев написал «Да не смотри ты на часы», с которой Киркоров попал и на «Рождественские…» и в «Песню года».
Так начался дербеневский период его творчества: «Ты, ты, ты», «Небо и земля», «Днем и ночью», «Атлантида».
Как говорил Киркоров: «Так, как меня понимал Леонид Дербенев, не понимал больше никто».
Это на словах, а на деле время первой половины 1990-ых характеризовалось… скажем так… размытыми рамками нравственного кодекса.
Потому отношения поэта и певца были полны тех еще денежных недоразумений.
Однажды, летним днем 1994 года, включив телевизор, Дербенев с удивлением услышал в исполнении Филиппа свою песню, которую ему не давал. Творение «Песня о себе», предназначалось для Маши Распутиной. Да, Киркоров просил ее у Дербенева, и, получив отказ поэта, купил песню у композитора Игоря Матеты.
Как вспоминала Распутина:
«Филипп неправильно сделал, он нечестно поступил. Дербенев написал песню для меня, а он ее быстро «оприходовал» и записал. Потом Дербеневу пришлось писать петицию, что он запрещает артисту Киркорову исполнять песню, потому что она была для артистки Распутиной».
Вообще, бизнес-план Дербенева «Я раскручиваю артиста, он мне платит» не сработал. Артисты норовили прокатиться на дармовщинку. Вот почему, в тандеме Автор + Певцы появился руководитель благотворительного центра «Аленький цветочек» Геннадий Снустиков. «Аленький цветочек» ведал делами ветеранов Афгана, имел немалые налоговые льготы, то есть деньги водились.
Вдова Дербенева рассказывала:
«Каким образом Снустиков строил свои отношения с певцами, я не знаю. Дербенев только звонил Снустикову и говорил: «Я написал для Филиппа три классные песни». — «Приезжай, я расплачусь», — отвечал тот».
Сам Снустиков утверждает, что Дербенев, обнаружив нежелание певцов расплачиваться, просто продал их репертуар на сторону.
«По договору, он передал мне авторские права на все песни, написанные для Филиппа и Маши. Естественно, за это ему были заплачены деньги. А я уже заключал договора с Филиппом и Машей и передавал песни в пользование им. Они мне за это ничего не платили. Единственное - я выпускал их диски и какую-то копейку с этого получал».
Между тем, в июне 1995-го Дербенев умер. Говорят, потрясенный Киркоров дал вдове поэта обещание, что в каждом его концерте будут звучать песни на стихи Дербенева.
Но как раз именно с этим возникли проблемы.
Ведь Дербенев ушел, а Снустиков остался.
Снустиков говорил:
«Предполагалось, что он (Киркоров, - прим. авт.) рассчитается со мной потом. Но время шло, Филипп становился все более крутым, а возвращать вложенные в него деньги не спешил. Когда вышел закон, предполагающий штраф от 10 до 50 тысяч минимальных окладов за нарушение авторских прав, мои специалисты подсчитали, что Киркоров должен мне больше миллиона долларов!»
Потребовал же Снустиков у Киркорова за 20 песен Дербенева 100 тысяч гринов. Тот платить отказался, да еще нажаловался супруге, от которой крепко влетело и самому Снустикову и вдове Дербенева.
Вдова говорила:
«Пугачева достаточно грубо разговаривала со мной, оскорбляла меня и даже угрожала. Из ее слов я поняла, что у нее вымогали какие-то деньги, ссылаясь на меня. Это могло быть связано с тем самым фондом «Аленький цветочек», который в свое время спонсировал Киркорова. И теперь они решили вытребовать деньги у Филиппа. Но я здесь была ни при чем!»
Сам Киркоров так обозначил проблемы Снустикова, и это вообще характерно для российских артистов, относиться к людям, которые вкладывают в тебя деньги, как к денежному мешку, который ничего требовать не в праве:
«Спонсоры - люди, которые помогают артистам и ничего не требуют взамен. Они близки к искусству из желания прорекламировать себя, они вкладывают деньги и получают рекламу от своего меценатства.
Этот человек 15 лет назад спонсировал не только меня или моих коллег, но и ряд телепрограмм. Однако взамен он получил массированную рекламу на телевидении и непосредственно от исполнителей, включая и меня. Были и рекламные щиты на концертах и заставки в телепрограммах».
Однако, Снустиков доставал Киркорова даже не годами, десятилетие. Аж в 2006 Киркоров не мог выступить на очередном концерте памяти Леонида Дербенева, посетовав:
«Песни эти старые, я давно не исполняю их на своих концертах, и что будет, если заново спою? Мне тут же предъявят претензии, начнутся судебные иски, а кому это надо?»
Не знаю насколько часто поет ныне Филипп репертуар на стихи Дербенева.
Жалко, если не часто.
Эти песни все же большая часть его творческого пути.