­
­

Фиаско

топ 100 блогов m_power — 30.09.2024

Год назад началась моя история приобретения катера Стриж, который прям очень хотелось, и который нравился аж настолько, что я даже написал про него стих:

Стриж


В КБ был рожден он полвека назад

Считали его инженеры

ТЗ получив, покрутив у виска

Вот это заказ, офицеры!


Проблем выше крыше, моторов же нет

Под сто лошадей нужна мощность

В реале же двигатель вдвое слабей 

Простит ли нам море оплошность?


Но вот кто-то крикнул – решим мы вопрос 

И море, мол, нам по колено

Мы снизу приварим особенный хвост

Корму задерёт непременно!


Реданом не зря ведь зовётся КБ

Редан мы на днище поставим

Чтоб сила воды поднимала корму

И двигателю помогала б.


И ведь получилось! Но как? Не пойму!

Но едет ведь! Вот же в чём дело!

Дизайн? Вот с дизайном не очень у нас!

Мы «Чайку» возьмём для примера.


Колёса отрежем, руль сдвинем назад

Часть крыши долой - борьба с весом.

А что, получился красивый проект

Красивый и быстрый, но тесный…


Не можем мы сделать просторней его,

Лимиты ТЗ исчерпали

Приёмка военная молвит – берём, 

Во флоте нет толстых, погнали!


Стрижом назовём его, будет летать 

А мог бы ведь быть Альбатросом…

Вот так и родился в мучениях он 

Проект наш тринадцать девяносто.


08.2023


Фиаско

В общем, поясню почему и чем он меня зацепил. Изначально, есть 2 основных типа обводов — водоизмещающие (как правило, лодки с такими обводами (корпусами) медленные, если мы говорим о небольших), и глиссирующие (как правило, быстрые).

Водоизмещайки едут тем быстрее, чем они длиннее, например,  крейсер для лодки 7 метров, будет кмч 12, для лодки 8 метров, кмч 14, для 9 метров — 16, итд. Да, можно заставить ехать эти корпуса быстрее, но ценой неимоверного увеличения расхода топлива, например, Белла 7000, ест при скорости 11 кмч — около 18 литров на сотню, а при скорости 14.5 кмч — под 40! Во всём виновата физика, число Фруда и прочие гадости гидродинамики, которые приводят к тому, что водоизмещающий корпус пытается начать вылезать на поверхность воды — глиссировать, а в силу того, что он водоизмещающий, у него это получается или очень плохо, или не получается совсем и лодка зависает в так называемом, переходном режиме, между водоизмещением и глиссированием. 

Поэтому, если мы хотим ехать быстро (как правило, от 30 кмч и выше), нам нужна глиссирующая лодка (ну или крылатая, но о них пока не будем). Глиссирующая лодка будет мощная, и преодолевая горб сопротивления на переходном режиме, она частично вылезает из воды вверх, как будто карабкается на свою волну и так и едет по ней, с меньшим, чем на переходном режиме, сопротивлением. Но с большим, чем на водоизмещении, а значит, и с большим расходом. И если Белла 7000 в экономичном режиме потребляет меньше 20 литров на сотню, то аналогичного размера/веса глиссирующая лодка, будет потреблять уже 50-60 литров на сотню... Что сразу делает походы по воде довольно дорогими. Кроме того, небольшие глиссирующие лодки плохо управляемы на маленькой скорости и нормально могут ехать только на глиссировании, т.е. на скоростях выше 30, а лучше выше 40 кмч. А если взять наш канал, и например, город, то там можно ехать макс 15 кмч, что превращает езду на глиссирующей лодке в мучение с ещё большим расходом топлива, т.е. даже не 50-60, а уже 70-100 на сотню для лодки из примера...

Получается, что 11 кмч это как-то совсем медленно, а в походе — так и просто ужас, обгоняют даже баржи, а круизные теплоходы и вовсе едут 20-24 кмч, за ними просто не угнаться, отстал — не попал в шлюз, стой и жди следующего «пассажира», а 30(40)+ это дорого, шумно, тряско и некомфортно из-за того, что вода становится очень жёсткой, много где запрещено, и ещё опасно — налёт на мель или топляк при такой скорости, могу запросто разрушить корпус, оторвать мотор или колонку, привести к травмам, итп. 

Золотой середины как бы нет. Но на самом деле, есть тип корпусов, который слегка обманывает законы физики и позволяет ездить на скоростях 20-30 кмч с приемлемым расходом, т.е. на самом, что ни на есть, переходном режиме. И называются эти обводы корпусами переходного режима. Лодок таких единицы — Albatross Flying 870 и 871, Навигатор-111, M80 Stiletto, и, собственно, Стриж, проект 1390.


Фиаско

Смотреть на Стрижа я начал ещё году в 2015-м, попался он мне случайно, начал читать и там уже подтянулся Альбатросс, на мой взгляд — это самая удачная концепция для путешествий, по крайней мере, между Питером и Москвой, где, чтобы быстро проходить шлюзы, нужно держаться пассажирских теплоходов, и значит, ехать с их скоростью — 22-24 кмч, ну и в идеале, иметь ещё какой-то запас на случай необходимости. И то и другое могут и Стриж и Альбатросс, но если Альбатросс это готовая моторная яхта для путешествий, с санузлом, отдельной каютой на корме, то Стриж, это... 

Ну как бы сказать, помягче, военный, морской командирский катер для разъездов командования вокруг больших кораблей. Корпус из алюминия АМГ5, штатный мотор — 6 цил дизель, мощностью аж 55 лс, весит, вроде, около 2.5 тонн, длина 7.81, ширина 2.45, осадка 0.95, скорость до 28 кмч, крейсер 24-26 кмч. Расход со штатным дизелем 0.4 л на км, Два бака по 75 литров, дают запас хода под 400 км (заявлена дальность плавания до 100 морских миль). С обитаемостью и комфортом там полный ад, это было понятно ещё до покупки, но вот некоторые моменты вскрылись уже после.

А до покупки было ясно, что корпус уникален именно своими обводами и реданом в задней части корпуса, который и позволяет ему без дифферента на корму, утюжить воду на скоростях переходного режима.


Дикий колхоз виден уже прям здесь.
Дикий колхоз виден уже прям здесь.

Купил я его в Новосибирске, не глядя, продавец обещал, что он на ходу и ездит, и что мол корпус вообще в идеале. По итогам, оказалось, что катер тонет — струёй льётся вода из дейдвуда, который вместо алюминиевого, был из водопроводной трубы и гнилым, железный ржавый киль, убитый винт, мёртвый аккумулятор, незапускающийся мотор, и, как уже показала разборка для устранения течи — с уколхоженным, дырявым, порванным на британский флаг корпусом, как раз в самом ответственном месте — в районе мортиры дейдвуда. 

Все ремонтно-восстановительные процедуры идут крайне трудно и проблемно, каждый шаг даётся с огромным трудом и перелома, когда всё, новых проблем больше не находится, и окончание ремонта начинает приближаться, а не отдаляться — пока даже и не видно... 

Поэтому, исходя из состояния и вообще самого итога этой покупки, рабочее название у проекта — «моторная яхта Фиаско».

Фиаско

Ну вот, например, стекло рубки, слева. Что проще — поликарбонат. Я купил лист, вырезал, но его надо изогнуть в двух, а то и в трёх плоскостях, а уплотнитель есть либо 50ти летний, либо новый, от УАЗа, но у него канавки под металл и стекло всего миллиметров по 6 и он вообще ничего не держит! Твою ж мать! Уплотнитель не можем сделать! А «стекло» надо гнуть, оно сопротивляется и не хочет! По итогам, промучился 2 дня, да так ничего и не сделал! Заказал ещё один лист, придётся прям снаружи клепать на заклёпки, иначе я просто не представляю, как это в принципе можно собрать.

И вот так всё. Начиная с того, что лодка 11 месяцев простояла в Конаково, «в ремонте», где к ней подошли только спустя 9 месяцев, и потом ещё 2 месяца ходили вокруг, сняли вал и редуктор, а потом такие — «везите дейдвуд». Да в смысле, везите, вы же взялись его делать, не я! 

Сейчас, к сожалению, только сейчас, уже в другом месте, лодкой начали заниматься, разобрали валолинию, сняли остатки дейдвуда, я нашёл и купил комплект документации по изготовлению упорного подшипника вала с уплотнением, детали заказаны, ну в общем, есть некая надежда на то, что чудо восьмое будет и добрый прибой всё-таки омоет это тело живою водой... 


Вот такое упорно-уплотнительное устройство.
Вот такое упорно-уплотнительное устройство.
Вот такая рвань обнаружилась на днище.
Вот такая рвань обнаружилась на днище.

Мало того, что «есть пробитие», впереди просверлили 8 дыр и приделали к ним какую-то железку со шпильками, что хотели сделать вообще не ясно, то ли мачту, то ли киль, вообще хрен знает что. 

Когда я увидел Стрижа в живую (не этот, другой, но тот был переделан на подвесник), посмотрел на корпус, и подумал — да он просто могучий, внукам останется, я не был далёк от истины, продать его нереально, подарить тоже, реально, предлагал другу — говорю, хочешь — дарю, так он отказался. Так что путь теперь только один — чинить. И да, тракторный мотор д242, как-то тоже мне не очень внушает доверие, думаю, нужно брать какой-то нормальный дизель с турбиной (чтобы было тише и экономичнее) и менять этот кошмарный агрегат на что-то нормальное.


Фиаско

В общем, когда я его купил, я очень боялся, что эта встреча будет похожа на встречу со школьной любовью, которую оч. хотел трахнуть в школе, но на 20-ти летие выпуска. А когда я увидел его в грузовике, подумал нет, тут не 20-ти летие, тут, пожалуй, 30-ти летие выпуска. Когда он потёк и не завёлся, я подумал, что нет, не 30, 40. Ну а сейчас, когда вскрылся весь этот колхоз, трещины, я думаю, что скорее всего все 50...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Если в здании разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна». Это теория «разбитых окон», сформулированная американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом. Произошедшая в 21:28 ...
Неоднократно замечал: вот есть молодой, или даже юный, подающий надежды художник. Пока он учится, создаёт хорошие работы, как учебные, так и творческие (да, эти две категории порой сложно разделить). А закончил учёбу - и пошёл вразнос, без слёз не взглянешь. Обычно это обусловлено тем, ...
как известно, психологи не дают советов (ну если вам неизвестно, но вот я вам сообщаю фразу, которую нам твердили все пять курсов и она-таки въелась в мозг). советы мало кто любит и правильно делает. но! я давно хочу написать о реально значимых для ...
Друзья мои дорогие, в одноклассникахру я не бываю давным-давно, я там даже на ...
На карте нашей страны есть большие и маленькие города. Как правило, жители больших городов спустя некоторое время хотят жить в небольшом городе, а жители маленьких городов, поселков мечтают о большом городе. Но все равно, где бы вы не жили, вы любите свой город с его достопримечател ...