Fi-103: боевой летающий робот Третьего рейха

Первого декабря 1942 года, состоялся первый испытательный запуск c наземной катапульты самолета-снаряда Физелер Fi-103 (он же А-2, он же FZG 76, он же V-1, он же Фау-1), до сих пор остающегося самым массовым видом оружия данного класса, когда-либо примененным в боевых действиях. Всего было сделано порядка 25 тысяч таких ракет, большинство из которых немцы успели запустить по Лондону, Брюсселю, Парижу, Льежу и Антверпену. В одном только Лондоне от них погибло 6184 человека, еще около 19 тысяч получили ранения и ожоги.

Это был первый опыт бесконтактной дистанционной войны. Впрочем, несмотря на чрезмерные надежды, возлагавшиеся немцами на роботизированное «чудо-оружие», на исход Второй мировой войны оно не оказало существенного влияния. Тем не менее, для своего времени Fi-103 был весьма совершенной машиной убийства, сочетавшей в себе простоту и дешевизну с довольно высокой эффективностью.
Закупочная цена серийного экземпляра V-1 составляла всего 3,5 тысячи марок — почти в 100 раз меньше цены среднестатистического фронтового бомбардировщика, не считая стоимости его боеприпасов и расходов на подготовку экипажа. А трудозатраты на производство V-1 не превышали 350 человекочасов. В нем практически не использовалось никаких дефицитных материалов — только дерево и дешевая сталь. При этом одна наземная стартовая команда могла за сутки запустить с одной пусковой установки до 15 самолетов-снарядов на дальность 170-200 километров.
И хотя в цели попадало меньше половины запущенных крылатых ракет (20% отказывали по техническим причинам, 17% сбивали зенитки и 25% — истребители), оставшихся вполне хватало, чтобы доставлять англичанам и американцам большие неприятности. Не случайно в середине 1944 года значительная часть боевых вылетов англо-американских бомбардировщиков на Европейском ТВД была направлена против объектов, так или иначе связанных с производством или запуском «оружия возмездия».
Дополнительным свидетельством высокой оценки, данной союзниками немецким крылатым ракетам, является то, что после войны в СССР и США предпринимались попытки их копирования, продолжавшиеся вплоть до конца 1940-х годов.

ТТХ:
Длина, м: 7,75
Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)
Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
Высота, м: 1,42 (1,55)
Снаряжённая масса, кг: 2160
Масса боевой части, кг: 700—1000,
Тип взрывчатого вещества: аммотол
Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива) до 800 км/ч (ок. 0,65М).
Максимальная дальность полёта, км: 286
Практический потолок, м: 2700—3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
Расход топлива, л/км: 2,35
Ёмкость бака, л: 550—640, бензина (80-октановый).
Круговое вероятное отклонение (расчётное), км: 0,9
Стоимость ракеты (проектная), рейхсмарок: 10 тыс. В конце войны — 3,5 тыс. при использовании бесплатного труда заключенных.
Оригинал взят у

|
</> |