Феномен Арестовича
kot_begemott — 20.07.20221. Нужно выглядеть искренним. Не быть, но ВЫГЛЯДЕТЬ. У слушателя должно возникнуть ощущение, что ты не скрываешь ничего. Вот такой ты открытый человек. Здесь с Путиным не сравнится никто. Что стоит только лёгкий оттенок смущения: "Ой! проговорился!" Хотя он иногда переигрывает, используя выражения "я честно сознаюсь", "я не хотел об этом говорить", "искренне скажу". Но ничего, обыватель верит. Тем более, что у Путина при этом особые, выверенные и почти незаметные жесты.
Конечно, у Арестовича получается более изящно.
2 Нужно подпустить небольшую шпильку власти. Совсем маленькую, но так как власть никто не любит, то это покажет слушателю, что рассказчик - свой в доску. Уменьшит дистанцию. Это особенно важно для придворного.
3. Нужно говорить УМНО. То есть речь должна выглядеть умной. Это обязательно. Время от времени вставлять что-то из академической лексики, ссылаться на некие научные истины или известных всем авторов. При этом важно подавать эти истины или авторов так, как будто ты с ними на дружеской ноге. В таких случаях у слушателя захватывает дух.
4. Нужно говорить БЫСТРО. Чтобы у слушателя не пробудилась самостоятельная мысль. Тогда он без труда найдёт смысловые и логические ошибки. Или ещё хуже - сформулирует свою собственное понимание проблемы - чего ни в коем случае нельзя позволять. То есть не выделять упоминаемых авторов или некие истины интонационно и паузами - чтобы слушатели вспомнили, представили внутренний образ автора/истины, соотнесли с уже сказанным, но, напротив, упоминать бегло, с нарочитой небрежностью, чтобы внутри ничего не родилось. "Пространства" для внутренней работы слушателя не остаётся совсем. Это хорошо можно видеть по передачам канала "Ren-TV". По-настоящему умный человек в своей речи всегда немного медлителен. Он держит в фокусе сознания некую идею, которую разворачивает в формулировки, при этом всегда обращая внимание на слушателя: следит ли он за мыслью? Усвоил ли предыдущее? Это и порождает медлительность.
В идеале, речь Арестовича не должна позволять слушателю думать самостоятельно, но постоянно вести за собой. Это возможно только в одном случае:
5. Нужно говорить ВЛАСТНО. Чтобы зритель чувствовал, что говорящий имеет особый статус, возвышается над низменной толпой. Лучше всего это удаётся "великому еврейскому мудрецу" Михаэлю Лайтману - он умеет с умным видом говорить ни о чём, преподносить ерунду как великую мудрость. Лайтман поистине великолепен. Кроме того, ещё получается у Галковского. Но и у Арестовича получается неплохо. Здесь нужно исхитриться одновременно поставить себя выше слушателя, но в то же время -
6. Нужно создать ощущение у слушателя, что его возвысили, допустили к особым ТАЙНАМ, которые не знают профаны, не слушающие Арестовича. Вызывать чувство ИЗБРАННИЧЕСТВА. Но при этом -
7. Самое главное - нужно создать ощущение у слушателя, что ты что-то НЕ ДОГОВАРИВАЕШЬ. Нечто важное, что, может быть, будет сказано в следующий раз. Создать ощущение интриги. Так получилось, вышло случайно, вообще-то ты искренний человек, рассказал всё как на духу, но нечто важное сегодня не упомянул.
Делается это с помощью особых выдержанных пауз между фразами и словами. Особыми вкрадчивыми интонациями речи.
В этом и заключается суть загадки Аресовича. Это практически невозможно сделать нормальному человеку. Нужен особый талант.
Который, конечно, начисто вытесняет обычный человеческий талант глубокого мышления, когда у слушателя в голове остаётся ясное и звонкое ощущение Истины. Что Истина проста, и слушатель, в общем, всегда всё это знал, просто данный автор умеет хорошо и ясно формулировать. Читаешь, и в нагретом мозгу всё сияет. При этом слушателя оставляют полностью свободным - ему показывают Истину_как_она_есть, а он уже решает, принимать или нет.
Титанический труд автора - раскопать эту Истину, просто и чётко сформулировать и донести до слушателя в удобной форме - при этом остаётся незамеченным.
Отличие Арестовича от по-настоящему умного человека в том, что послушав умного ощущаешь, что внутри чего-то стало больше - понимания, ясности. После Арестовича внутри не остаётся ничего. Казалось бы, это должно обывателю обо всём говорить. Но нет.
|
</> |