
"Фарго" ("Fargo"), США, 2014


Новый сериал, о все тех же заснеженных склонах, одноэтажной Америке и белом молчании, не только старательно следует всем фирменным коэновским канонам, но и в чем-то прокладывает дорогу в другую Вселенную. Не то, чтобы сильно другую, просто сыгранную с другими лицами и судьбами импровизацию на столь полюбившуюся пессимистам тему – в играх с дьяволом рядовой гражданин не имеет шанса не только на выигрыш, но даже на почетную ничью. Под слоем едкой иронии и абсурдистскими диалогами «Фарго» в формате сериала остается фильмом о метафизике зла, где зло максимально материально, персонифицировано и представлено человеком с бородкой и кромешным адом в глазах. Но при этом зло не имеет устойчивой формулы. Оно растворяется в морозном воздухе Миннесоты, оставляя только извечные вопросы. Почему Бог, наказывая, убил не самого фараона, а его первенца? Почему умерла Линда, а не ее муж? Почему нужно быть хорошим человеком, когда можно быть мерзавцем и, если ты достаточно изворотлив, то тебе за это нечего не будет, как в том рассказе Марка Твена, про мальчика и варенье? Кому вообще нужна ваша мораль, если все делятся не на святых и грешников, а хищников и их жертв? И нет ответа.. Только сплошной белый шум.


Свою рубашку не делим, своя рубашка ближе к телу. Между прочим, это объяснимо и причинно обусловлено. Самые прозорливые давно догадывались, чем закончится безмерное раздувание собственного «эго» в масштабах человечества, разговоры о том, что истина необъективна, а субъективна, у каждого своя правда, свой собственный Бог «в душе» и личный внутренний барометр, независящий от погоды за окном. Естественно, что единственным правом в таких условиях станет право сильного. Лорну Малво нравится этот дикий, жуткий, иррациональный мир джунглей и хаоса, где нет никакого возмездия, божественных предписаний и если ты достаточно умный, самодостаточный и сильный зверь, то все остальные просто скот, который только и ждет, что придет уберменш, который будет их отстреливать, бить и истреблять. При этом он не чужд принципов и следует неким своим правилам, а если и выходит из игры, то только «на своих условиях». Так можно перебить охрану в больнице, но выпустить немого киллера – не доиграли же, все честно! Лестер лишен даже этого и наказание для таких грешников - Ледяное озеро, девятый круг ада, дальше просто некуда.

Да, тут появляется слово «наказание» - в сериале действует та же механика, что и в фильмах самих Коэнов, которые не только умные, но и очень гуманные режиссеры. В мире их фильмов действует Рок и хотя его логика странна и неочевидна (то запаздывает, то опережает, то врежет не в ту сторону, и никогда не знаешь, что прыгнет из-за поворота), но он все-таки есть. Так и здесь в роли самой Судьбы, положившей всему предел, выступает самый слабый и травоядный из персонажей. Причем будь он сильней и смелей, то обязательно бы вступил бы со злом в долгие переговоры и сдох, но такие обычно не разговаривают, а стреляют сразу и до последнего патрона. Авторы сериала намекают, что, да, мир, наверное, испорчен и абсурден, а человек слаб, но благодаря своим слабостям еще живо человечество. Не превратились пока еще все в сплошных «лорнов малво», подчас поднимаются там, где могли бы упасть, держаться друг за друга и кучкуются по принципу общей правды, а там уж от нее уж и до объективной истины возможно не далеко.
|
</> |
