36-ой ММКФ. "Счастье" (2013, реж. Томас Бальмес)

топ 100 блогов drugoe_kino09.07.2014


Вы не поверите, что это документальный фильм! Никто из моих коллег не верит.

Документальная (да-да, я-то уверен в этом) лента Томаса Бальмеса - ещё одна находка последнего ММКФа, и, можно сказать, действительно счастье. Сквозной нетривиальный сюжет - история маленького бутанца Пейянгки, отправленного на учёбу в монастырь, а затем увидевшего впервые большой город и все блага цивилизации. Удивительно красивые, а для документального кино практически невозможные съемки. Бальмес потратил на создание своего фильма 3,5 года. Двухнедельные поездки в Бутан финансировало 12 телеканалов. И чтобы понять, на что ушли деньги, приведу пример - из одной двухнедельной командировки было отснято всего 5 часов материала, из которого (внимание!) в фильм вошло 2 минуты. 2 минуты - зато какие! Одно из наиболее эмоциональных и содержательных мест - разговор Пейянгки со своей матерью. Забавно при этом то, что несмотря на наличие переводчика, режиссёр только в общих чертах догадывался о содержании любых разговоров. С другой стороны, по словам Томаса, этот же языковой барьер помогал быстрее установить доверительные отношения и близкую дистанцию - непонимающего меньше боятся. Фильм, кстати, вполне можно смотреть и без перевода - Бальмес старался снять историю на универсальном языке изображения. Диалоги в картине редкие и отнюдь не главные. Главная, конечно, картинка. Яркая, сочная, чистая. Подтверждая документальность ленты, её абсолютную непостановочность, Бальмес говорил, что единственное что он мог себе позволить, как документалист - попросить героев остановиться на минуту-другую, чтобы передвинуть камеру. Именно эта хитрость, в совокупности с гигантской монтажной работой и создает иллюзию "художественного фильма" - смена планов внутри одной сцены, сквозные диалоги. Сам подход к документальному фильму как к художественному Бальмес опробовал на предыдущей своей картине "Малыши", названной критиками "блестяще простым" "кассовым спектаклем". (К слову сказать, общие сборы в мире составили $9,5 млн.)

Режиссер Томас Бальмес вообще достаточно известен в мире документалистики. Избегает снимать на родине, во Франции, и предпочитает снимать земли и народы, до которых ещё не добралась цивилизация - там меньше играют на камеру. Одна из наиболее известных его работ - трилогия, посвященная папуасам Новой Гвинеи: "Госпел по-папуасски", "В ожидании Иисуса", "Иисус приходит к папуасам". С большим пиететом относится к российской школе документалистики, коя сумела сохранить свою чистоту и незамутненность. В частности, очень хвалит работы Виктора Коссаковского.

"Счастье" - история о проникновении цивилизации в отдаленный уголок планеты, государство Бутан, известное тем, что в нем придумали термин "валовое национальное счастье" (по аналогии с ВНП) и разрешили телевидение и интернет только в 1999 году. А в деревню, где живет маленький герой фильма, телевидение вместе с электричеством приходит буквально на наших глазах. Местные довольно практично рассуждают о пользе новшества - можно будет теперь дома детей оставить или друзей созывать в гости, поднимая свой авторитет. В общем, как ни крути, телевизор - вещь настолько практичная, что не жалко и яка целого за него отдать. А если же в процессе доставки покупка навернется, то и второго яка не жалко.

"Счастье" - и как название фильма, и как тема для размышления в картине, - очень полемично. Что является счастьем? Добавляет ли технический прогресс счастья людям? Король Бутана в свое время посчитал, что добавляет. Однако финальные кадры заставляют зрителя задуматься о соотношении вреда и пользы - непрерывный ряд голов, уставившихся в экран, пустые глаза, неживые лица. Кстати сказать, данный финала определённо перекликается с другим громким участником документальной программы ММКФ - новой работой Годфри Реджио "Посетители". Очень надеюсь, что и ту, и другую работу читатели данных строк смогут увидеть и заценить.

А пока можно посмотреть прекрасные кадры из фильма "Счастье" и фотографию самого Томаса Бальмеса за работой, специально выпрошенные мной у режиссёра для вас.












Знатоки могут узреть, как на цифровую видеокамеру навернута самая что ни на есть кинооптика.
Это, кстати, ещё один секрет удивительного изображения.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Дело было ещё в СССР, пацаны пошли курить, а я остался в аудитории почитать, сижу тихонечко на камчатке, а девушки принялись что там обсуждать своё, девичье, но тут меня зацепило обсуждение, что какая то из их подруг из МО подцепила богатого москвича и начались ахи и вздохи, какая у неё ...
Каммент тут упал, вторые сутки над ним думаю: . Уважаемый автор вы же неоднократно бывали в Севастополе и не как турист и должны бы были знать как относятся понимающие в истории Втрой обороны города люди, хотя бы те же поисковики к генералу Петрову. Вы бы ещё адмирала Октябрьского ...
Всю неделю наблюдал скандал с уволившимися в Нижнем Тагиле хирургами, который таки завершился удовлетворением их вполне справедливых требований, т.е. победой добра над злом. Кстати, наглядно на фото -- добро и зло -- перепутать сложно: Типичный врач и архетипичный чиновник. Перепутать ...
Пулемётчики 62-го пулемётного батальона пулемётного корпуса британской армии, входящего в состав 62-й пехотной дивизии, во время боев в районе Реймса; июль 1918-го года Пулемётчики, запечатлённые на фото, вооружены трофейными немецкими 7,92-мм ручными пулемётами MG-08/15 ...
Вас навальные блогеры не пугают? Меня вот, по итогам последней полемики, уже даже не то, что настораживают, а прямо серьезно пугают. Ведь жестко зомбированные персонажи, с напрочь отключенным критическим мышлением. Глупо полагать, что все на ...