36-ой ММКФ. "Счастье" (2013, реж. Томас Бальмес)
drugoe_kino — 09.07.2014Вы не поверите, что это документальный фильм! Никто из моих коллег не верит.
Документальная (да-да, я-то уверен в этом) лента Томаса Бальмеса - ещё одна находка последнего ММКФа, и, можно сказать, действительно счастье. Сквозной нетривиальный сюжет - история маленького бутанца Пейянгки, отправленного на учёбу в монастырь, а затем увидевшего впервые большой город и все блага цивилизации. Удивительно красивые, а для документального кино практически невозможные съемки. Бальмес потратил на создание своего фильма 3,5 года. Двухнедельные поездки в Бутан финансировало 12 телеканалов. И чтобы понять, на что ушли деньги, приведу пример - из одной двухнедельной командировки было отснято всего 5 часов материала, из которого (внимание!) в фильм вошло 2 минуты. 2 минуты - зато какие! Одно из наиболее эмоциональных и содержательных мест - разговор Пейянгки со своей матерью. Забавно при этом то, что несмотря на наличие переводчика, режиссёр только в общих чертах догадывался о содержании любых разговоров. С другой стороны, по словам Томаса, этот же языковой барьер помогал быстрее установить доверительные отношения и близкую дистанцию - непонимающего меньше боятся. Фильм, кстати, вполне можно смотреть и без перевода - Бальмес старался снять историю на универсальном языке изображения. Диалоги в картине редкие и отнюдь не главные. Главная, конечно, картинка. Яркая, сочная, чистая. Подтверждая документальность ленты, её абсолютную непостановочность, Бальмес говорил, что единственное что он мог себе позволить, как документалист - попросить героев остановиться на минуту-другую, чтобы передвинуть камеру. Именно эта хитрость, в совокупности с гигантской монтажной работой и создает иллюзию "художественного фильма" - смена планов внутри одной сцены, сквозные диалоги. Сам подход к документальному фильму как к художественному Бальмес опробовал на предыдущей своей картине "Малыши", названной критиками "блестяще простым" "кассовым спектаклем". (К слову сказать, общие сборы в мире составили $9,5 млн.)
Режиссер Томас Бальмес вообще достаточно известен в мире документалистики. Избегает снимать на родине, во Франции, и предпочитает снимать земли и народы, до которых ещё не добралась цивилизация - там меньше играют на камеру. Одна из наиболее известных его работ - трилогия, посвященная папуасам Новой Гвинеи: "Госпел по-папуасски", "В ожидании Иисуса", "Иисус приходит к папуасам". С большим пиететом относится к российской школе документалистики, коя сумела сохранить свою чистоту и незамутненность. В частности, очень хвалит работы Виктора Коссаковского.
"Счастье" - история о проникновении цивилизации в отдаленный уголок планеты, государство Бутан, известное тем, что в нем придумали термин "валовое национальное счастье" (по аналогии с ВНП) и разрешили телевидение и интернет только в 1999 году. А в деревню, где живет маленький герой фильма, телевидение вместе с электричеством приходит буквально на наших глазах. Местные довольно практично рассуждают о пользе новшества - можно будет теперь дома детей оставить или друзей созывать в гости, поднимая свой авторитет. В общем, как ни крути, телевизор - вещь настолько практичная, что не жалко и яка целого за него отдать. А если же в процессе доставки покупка навернется, то и второго яка не жалко.
"Счастье" - и как название фильма, и как тема для размышления в картине, - очень полемично. Что является счастьем? Добавляет ли технический прогресс счастья людям? Король Бутана в свое время посчитал, что добавляет. Однако финальные кадры заставляют зрителя задуматься о соотношении вреда и пользы - непрерывный ряд голов, уставившихся в экран, пустые глаза, неживые лица. Кстати сказать, данный финала определённо перекликается с другим громким участником документальной программы ММКФ - новой работой Годфри Реджио "Посетители". Очень надеюсь, что и ту, и другую работу читатели данных строк смогут увидеть и заценить.
А пока можно посмотреть прекрасные кадры из фильма "Счастье" и фотографию самого Томаса Бальмеса за работой, специально выпрошенные мной у режиссёра для вас.
Знатоки могут узреть, как на цифровую видеокамеру навернута самая что ни на есть кинооптика.
Это, кстати, ещё один секрет удивительного изображения.
|
</> |