Фарфор эпохи Арт Нуво

Перед вами предметы, выполненные на европейской фабрике фарфора,
имя которой я пока не назову. Скажу только, что фабрика
просуществовала очень недолго и за время своего существования
выпустила из своих мастерских 315 видов различных предметов —
чашек, ваз, чайных и кофейных сервизов. Все они имеют весьма
узнаваемую форму и украшены великолепной ручной росписью — стиль
этой мануфактуры ни с чем не спутаешь. Так кто же создатель этих
необычных изящных форм и богатой, поражающей великолепием красок и
тончайшей работой росписью? Догадались?
Мануфактура, создавшая это великолепие, носит название фабрика Розенбурга.
Основана она была в Гааге в 1883 году Вильгельмом Вольфом фон
Гуленбергом и просуществовала менее полувека. Виной тому не
качество фарфора или грубый внешний вид продукции, отнюдь, причина
кроется в общем упадке, обесточившем Европу в начале 20 века.
Предчувствие первой мировой, революционная лихорадка, охватившая
Европу — тут уж не до изысканной посуды или роскошных ваз.
Но обо всем по порядку. Розенбургская фабрика начала работу с
выпуска традиционных для Голландии сине-белых изделий а-ля Делфт.
Но одновременно с этим шли поиски своего собственного стиля.
Гуленберг был очарован новыми веяниями в искусстве (ведь время
рождения фабрики совпало с бурным развитием европейского модерна) и
искал союзника для создания керамики в стиле Ар Нуво, вдохновившим
его богатством форм, фактур и цветов. Этим союзником и стал
эксцентричный дизайнер Коленбрандер, с которым связаны дни расцвета
и славы Гаагской фабрики. Именно по эскизам Коленбрандера выполнены
экзотические формы, принесшие вазам и посуде из Розебергского
фарфора широчайшую славу и любовь ценителей «белого золота».
Коленбрандер поставил себе задачу превратить Розенбургский фарфор в
эксклюзивный, узнаваемый с первого взгляда бренд, сделав его одним
самых дорогих и престижных на европейском рынке. Надо сказать, что
он великолепно справился с задачей, но, конечно, не в одиночестве.
Под его началом находилась команда талантливейших
высокопрофессиональных художников по фарфору, возглавляемая
блистательными мастерами своего дела — мэтрами Сэмом Шеллинком и
Хартгрингом. Из фабричной художественной мастерской выходили вазы и
чайные наборы неповторимой красоты, украшенные потрясающе искусной
тончайшей ручной росписью с традиционными арнувошными «цветочными»
и «птичьими» сюжетами.
Ко всему прочему, изумительное изящество форм и великолепие росписи
были воплощены в особом материале — тончайшем, словно папиросная
бумага и прозрачно-призрачном, словно речной жемчуг, фирменном
розенбургском фарфоре, полученном в лабораториях мануфактуры
Джурианом Коком. Этот фарфор был настолько тонок, что изготовленную
из него посуду страшновато было использовать по назначению. Однако
фантастичная своенравность изгибов и всплесков форм так поразила и
восхитила публику, посетившую стенд фабрики на знаменитой Парижской
выставке 1900-го года, что на отсутствие утилитарности она просто
не обратила внимание — вазы, чайники, сервизы и кувшины из
Розенбургского фарфора мгновенно стал хитом. Крышки импозантных
чайников напоминали хлопья морской пены, а ручки чашек и ваз
торчали, словно усики тропических бабочек и жуков, и роспись... она
была просто великолепна!. В течение нескольких лет фабрика очень
даже неплохо зарабатывала, пустив экзотическую посуду и вазы в
серию, однако цена предметов, их хрупкость и начавшийся безбожный
плагиат не позволили закрепить начатое. В итоге фабрика закрылась,
а жаль...
Сегодня предметы из Розебергского фарфора — коллекционная редкость,
стоимость вазы может измеряться тысячами евро. Не каждый может
позволить себе такое приобретение, а вот полюбоваться этими
экзотическими созданиями, мы с вами очень даже можем!
|
</> |