Фарерское дело. Часть 2

топ 100 блогов ezyk09197801.04.2023 Фарерское дело. Часть 2
"Псиляндер" под шведским флагом во время испытаний в Италии


Итак продолжу рассказ о жизни и необычайных приключениях итальянцев шведского флота. Для начала эсминцы следовало подготовить к плаванию. Для приемки кораблей была создана совместная комиссия, в состав которой со шведской стороны были включены уже знакомые нам каптен Хамаргрен сотоварищи. Итальянская сторона неизменно шла навстречу любым пожеланиям шведов, и они высоко оценивали принятый в итальянском флоте порядок эксплуатации и ремонта кораблей. К квалификации и добросовестности инженеров и механиков военного флота у них не возникало никаких вопросов, однако ряд работ выполняли частные подрядчики, за которыми был нужен глаз да глаз. Впрочем, надзор за ними брали на себя итальянцы и шведам не приходились перепроверять качество. Приемку работ осуществляла итальянская Постоянная техническая комиссия для испытаний кораблей.


А работа предстояла поистине титаническая: мало было в предельно сжатые сроки подготовить корабли к переходу в Швецию, требовалось изучить и перевести на шведский огромный массив технической документации, а шведским морякам на практике освоить совершенно незнакомые механизмы. В этой связи на подмогу Хамаргрену в Италию командировали 12 офицеров и старшин механиков. Их задачу осложняло то, что не все эсминцы были собраны в Специи, например «Никотеро» находился в Ливорно, поэтому крутиться шведам приходилось как белкам в колесе.

До поры Швеция и Италия не афишировали сделку, например, в Италии все платежи проходили через государственную закупочную компанию «КОНАВЕ» («CONAVE»), поэтому в Италии шведские моряки носили гражданскую одежду. При нахождении на кораблях они получали рабочую форму итальянского образца, но без знаков различия. Благодаря принятым мерам тайну удалось сохранить вплоть до смены флага.

Тем временем, в Швеции началось формирование команд для новых эсминцев и подготовка к их отправке морем в Италию. Но первыми направили старших офицеров, 31 января 1940 г. в Специю по железной дороге прибыл капитан-командор Торстен Хагман, которому предстояло стать командиром эсминца «Пуке» и принять под командование отряд.

Фарерское дело. Часть 2
Ленточка с бескозырки "Псиляндера"

В первую очередь, Хагман занялся предпоходным ремонтом. Итальянские корабли значительно отличались от шведских в части принятого размещения команд. При нахождении корабля в базе итальянские моряки жили на берегу, поэтому даже по меркам шведского флота кубрики матросов и старшин были тесными и скудно обставленными. Меньшими, чем в шведском флоте, было число мест общего пользования и объем провизионных кладовых, отсутствовала баня. Кроме того, жилые и служебные помещения не были утеплены, а системы отопления и вентиляции явно не подходили для зимних плаваний на Балтике. Поэтому в число первоочередных работ вошли не только ремонт механизмов, забортной арматуры и корпусов, но и утепление кораблей. Поскольку итальянские инженеры не имели опыта проектирования систем отопления для настоящих зим, их консультировали шведские коллеги. Работы на кораблях велись в две смены без выходных.

Фарерское дело. Часть 2
"Ромулус" и "Ремус" на зимовке

Такие усилия принесли плоды. Уже 14 февраля шведы приняли работы по основным общекорабельным системам, вооружению, радиооборудованию и приборам управления огнем. Все работало четко и без сбоев. С 24 февраля эсминцы начали выходить в море на пробы машин и вооружения, а 8 марта «Никотеро» перешел своим ходом из Ливорно в Специю. Испытания, включая пробеги и маневрирование на полном ходу, пробные стрельбы, пуски торпед и сброс глубинных бомб, начались в первой декаде марта. Неизбежные недочеты устранялись незамедлительно, поэтому Хамаргрен ходатайствовал о награждении шведскими орденами и медалями всех итальянцев, участвовавших в подготовке и ремонте эсминцев.

Тем временем, в Швеции началось формирование экипажей. Их основу составили команды старых эсминцев «Вале», «Видар», «Раньяр» и «Сигурд», которые находились на зимнем отстое в Гётеборге. Доставку команд в Италию обеспечила «Патрисия» - мобилизованное судно Шведского Ллойда. Изначально предполагалось, что «Патрисия» пройдет переоборудование в плавбазу подводных лодок, но поскольку у шведского флота не было транспортов, который могли доставить в Италию 480 человек, переделку отложили. В этой связи, «Патрисия» была зачислена в класс вспомогательных крейсеров и получила временное вооружение из одного 120-мм орудия старого образца и двух 8-мм зенитных пулеметов m/36, сохранив при этом окраску и знаки нейтралитета, установленные для торговых судов.
4 марта 1940 г. «Патрисия» в сопровождении ледоколов вышла из скованной льдом гавани «Гётеборга», прошла Ла-Манш и 19 марта благополучно прибыла в Специю.

Фарерское дело. Часть 2
ПУАЗО "Ремуса"

Акты приемки «Пуке» и «Ромулуса» были подписаны 18 марта 1940 г., два дня спустя шведы приняли «Псиляндер» и «Ремус». 27 марта состоялась торжественная церемония подъема шведских флагов, но всевозможные доделки и переделки продолжались вплоть до ухода отряда в Швецию. Утром 4 апреля произошел единственный за поход несчастный случай. В радиорубке «Ромулуса» старший радист, капрал-радист Эрик Ларсон и младший радист капрал-радист Таге Сундгрен занимались ремонтом передатчика. Проверяя шасси, Ларсон получил удар током высокого напряжения и был убит на месте.

Фарерское дело. Часть 2
Траурная церемония

Планируя поход, Хагман рассчитывал отправиться в Швецию в конце апреля, - шведским морякам требовалось освоить и оплавать совершенно незнакомые им корабли. Только в ходе ремонта на эсминцах заменили надписи на четырех тысячах указателях и циферблатах и этого было мало. Но события в Скандинавии заставили отказаться от прохождения учебного курса в Италии – в ночь на 9 апреля 1940 г. Германия напала на Данию и Норвегию, поэтому эсминцам срочно требовалось прибыть в родные воды.

Полученные из Стокгольма инструкции предписывали Хагману выйти в море не позднее 13 апреля. Эсминцы должны были нести установленные для шведских торговых судов знаки нейтралитета, а в ночное время – навигационные огни и подсветку названий. Особое внимание требовалось обратить на боевую подготовку команд и освоение ими незнакомого вооружения «насколько это не помешает походу». Следовало также считаться с возможными попытками нападения или захвата со стороны какой-либо участвующей в войне страны. На этот случай Хагману предписывалось вступить в бой и «атаковать, не считаясь с потерями», а при угрозе захвата «затопить эсминцы, не спуская флаг». В непредвиденных обстоятельствах Хагман и другие командиры эсминцев должны были «не посрамить честь шведского флага».

Первоначально Хагман планировал идти в Швецию через Ла-Манш и Кильский канал, но из-за захвата Дании маршрут похода был проложен вокруг Британских островов через Лиссабон, Виго, Бантри и Молёй. По дипломатическим каналам Англия и Германия дали на это свое согласие.

Фарерское дело. Часть 2
Торстен Хагман на мостике "Пуке" во время торжественных проводов шведского отряда из Специи. На палубах итальянских эсминцев выстроены команды

14 апреля 1940 г. «Пуке», «Псиляндер», «Ромулус» и «Ремус» вместе с «Патрисией» в качестве корабля обеспечения вышли из Специи в Неаполь, куда прибыли на следующий день. На эсминцах находилась итальянская гарантийная группа, в состав которой входили два инженер-механика и семь машинистов. Заход проходил как государственный визит, чтобы показать смену флага на эсминцах, и команды получили увольнение на берег. В Неаполе на «Патрисию» были погружены 30 торпед и боеприпасы, а также запчасти для эсминцев и доставленных ранее в Швецию торпедных катеров.

После мелкого ремонта и пополнения запасов 18 апреля отряд вышел из Неаполя в Лиссабон. Эсминцы шли 12-узловым ходом в кильватере «Патрисии», которая возглавляла колонну. С самого выхода из Неаполя на эсминцах одна поломка следовала за другой. Причина была проста – шведские моряки не успели освоить совершенно новую для себя технику и даже работая под присмотром итальянцев постоянно допускали ошибки.

Фарерское дело. Часть 2
"Ромулус" идет в кильватере за "Псиляндером"

20 апреля на «Пуке» самопроизвольно упали обороты турбины, и флагман выкатился из строя. Сигнальщики замешкались с подъемом сигнала о потере управления и повернувший вслед за флагманом «Псиляндер» ударил того в корму, погнув винт. От удара на «Псляндере» ослабли заклепочные швы, через которые началась фильтрация в таранный отсек, а на «Пуке» через поврежденный подшипник вода начала поступать в туннель гребного вала.

Фарерское дело. Часть 2
"Пуке" в лиссабонском доке

Впрочем, течи были небольшими и эсминцы снова пошли своим ходом, но поход пришлось прервать для захода на ремонт в Картахену, куда отряд прибыл 21 апреля. «Псиляндер» был сразу поставлен в сухой док, а ремонт «Пуке» провели на плаву. Догоняя «Патрисию», в Лиссабон отряд вышел 26 апреля. С самого начала похода шведы опасались провокаций со стороны англичан и Хагман спешил как можно скорее пройти Гибралтар, два дня спустя шведские эсминцы встали на якоря на реке Тежу. Но в Португалии шведов ждал крайне неприятный сюрприз – в Лиссабоне не было ни мазута, ни угля и отряд застрял там на месяц. Воспользовавшись этим, провели докование «Пуке», чего не успели сделать в Картахене.

Чтобы вытащить эсминцы из Португалии шведскому правительству пришлось срочно закупать нефть в США и 21 мая в Лиссабон наконец-то прибыл из США большой по меркам того времени танкер «Кастор», специально подготовленный для сопровождения отряда. Он привез 14495 т нефтепродуктов (пополам мазут и соляр) и более 1000 т котельной воды. В Лиссабоне танкер был мобилизован, телеграммой из Швеции его капитану Юхану Юлину предписывалось поднять военный флаг и поступить под начало Хагмана, для чего Юлину присваивалось звание лейтенанта резерва флота.

26 мая шведский отряд, насчитывающий уже шесть кораблей, вышел в Виго, куда прибыл два дня спустя. Там «Патрисия» и «Кастор» прошли бункеровку, а итальянцы сошли на берег, пожелав шведам счастливого пути. Во время этого краткого перехода выяснилось, что находившийся в полном грузу «Кастор» не мог идти быстрее 8 узлов, в то время как экономичный ход эсминцев был 12 узлов. На 8-узловом ходу у них возрастал расход мазута, и Хагман опасался, что эсминцы во время плавания в Атлантике могут остаться без топлива, и он принял решение, ставшее в итоге роковым.

Фарерское дело. Часть 2
Танкер "Кастор" накануне войны

Следующим портом, в который планировался заход отряда, был ирландский Коб, поэтому «Кастору» предписывалось выйти из Виго заранее, чтобы не сковывать движение основного отряда. Хагман рассчитывал, что «Кастор» и эсминцы придут в Коб почти одновременно. Однако в полдень 30 мая идущий в одиночку «Кастор» был остановлен в Атлантике французским сторожевиком (к сожалению, в доступных шведских источниках его название не указывается).

В ходе досмотра шведам так и не удалось убедить французов, что «Кастор» и в самом деле шведский танкер под военным флагом, поскольку «французский у шведского капитана был слишком плох». Находясь в расстроенных чувствах, напомню читателю, что к тому времени наиболее боеспособные части английской и французской армии были разгромлены и прижаты к морю у Дюнкерка, и явно считая «Кастор» чем-то вроде немецкого судна снабжения, французы отвели его для дальнейшего разбирательства в Касабланку. Лишь после официального подтверждения от МИД Швеции и шведского консула они через два дня освободили танкер.
О происшествии с «Кастором» Хагман ничего не знал, поскольку остановившие танкер французы вытащили предохранители из радиостанции и опечатали радиорубку, 29 мая его отряд вышел из Виго и благополучно прибыл в Коб 2 июня.

Фарерское дело. Часть 2
"Патрисия" во время описываемых событий. Несмотря на зачисление в состав ВМФ она сохранила окраску "Шведского Ллойда"

Как говориться, беда не приходит одна: мало того, что в Кобе не было ни капли мазута, но вдобавок министерство иностранных дел в уплату хлопот за освобождение «Кастора» наложило на Хагмана оброк – ему следовало доставить в Гётеборг проживавших в Англии шведских граждан и экипажи погибших судов, которые хотели покинуть ее после начала бомбежек и ожидаемого немецкого десанта. Очевидно, что во Дворце наследного принца (в нем размещается МИД Швеции) решили воспользоваться удачной оказией, мол отряд военных кораблей обеспечит надежную защиту эвакуированным. Однако о том, что трюмы «Патрисии», на которой следовало разместить гражданских, набиты боеприпасами, дипломаты либо не знали, либо предпочли не задумываться.

Фарерское дело. Часть 2
20-мм автоматы "Бреда" на палубе "Ромулуса". Интересно, что миноносцы сохранили их д конца службы

И опять шведский отряд задерживался, 117 шведов, в том числе 40 женщин и 8 детей, прибыли в Коб по железной дороге лишь 15 июня 1940 года. Пришлось также менять маршрут похода, британское Адмиралтейство запретило «Кастору» заход в Коб, поэтому рандеву было запланировано в Торсхавне, столице Фарерских островов. Для выхода в море, на эсминцы и миноносцы был перекачен мазут с «Патрисии» (она имела смешанное отопление), но его под обрез хватало только до Торсхвна. Наконец, после радиограммы от «Кастора» и официального подтверждения маршрутов следования от Форин-офис, в ночь на 16 июня 1940 г. шведский отряд покинул Коб и взял курс на Фарерские острова.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Басманном районе Москвы слева от знаменитого дворца Юсуповых, где сбежавшие в эмиграцию князья неудачно спрятали свои сокровища, стоит необычный дом. На первый взгляд кажется, что старинные допетровские белокаменные палаты с высоким крыльцом встроены в почти современное здание. Это ...
- накануне 20 века (1890-е). Германия у нас представлена Баварией, а Россия ее самым европейским городом - Санкт- пока еще -Петербургом. Фотографии очень красивые и интересные. Ну, а мы немного (очень кратко) порассуждаем о русско-германских отношениях в контексте неизбежной Третьей ...
Вышла я вчера погулять. Воздухом, так сказать, подышать. И даже записки в жэжэ оставляла, ну, типа, впечатления от увиденного. Решила я нажраться суши, ввалилась в местный общепит, забодяжила все это дело, и думаю, что вроде как подустала могу и ...
Мужчины ищут к женщинам оригинального подхода. Потому что не многие обладают настолько явными достоинствами, чтобы обойтись классикой типа «Девушка, а мы раньше не встречались?». Пальму первенства я презентовала скрипачу паскуднику, ...
"Слева — совместное выступление «Мадонны» и Джулии Фокс. Ещё там за кадром где-то на подтанцовке извивается 11-летняя дочь певицы. Справа — фрагмент из известного триптиха «Сад земных наслаждений» Босха. Конечно, либеральные искусствоведы скажут, что работа Босха — гимн человеческому ...