FAQ | Сколько мне брать денег за свои фотоуслуги?
podakuni — 15.10.2011 — ФотоПродолжаю рубрику "Часто задаваемые вопросы | (FAQ)". Традиционно, сами вопросы можно задавать в
комментариях или присылать на почту:
[email protected]
Сегодня у нас вопрос, который обычно предваряется вступлением,
типа: "Мне тут предложили пофтографировать кое-что, просят
уточнить, сколько мне надо денег за эту работу. А я не знаю... Я же
не профессиональный фотограф! Вот скажи мне..."
#18 Сколько мне брать денег за свои фотоуслуги?
Я бы сразу хотел предупредить, что не разделяю скеписа многих
своих коллег, которые ворчат: "Вот, понапокупали себе
фотоаппаратов и уже фотографы. И все туда же, за платными
съёмками!" Лично я не вижу ничего плохого в этом ни для себя,
ни для рынка в целом. У меня заказов меньше не станет, потому что,
как правило, люди ко мне обращаются из-за того, как я умею
работать, а не потому что кто-то другой берёт больше или меньше за
подобную работу. К тому же, я видел примеры того, как люди
прекрасно умеют снимать, но профессионально этим не занимаются. И я
отлично понимаю клиентов, которые хотели бы привлечь к работе этих
фотографов. В общем, традиционно, под катом отвечу кратко и
развёрнуто.
Краткий вариант:
Согласно теории рынка — брать нужно столько, сколько готовы
заплатить.
Это наиболее правильный ответ на вопрос, но многим он не
понравится. =: ) В силу того, что не даёт конкретных примеров и не
содержит рекомендаций к действиям. Хорошо, попробую более
развёрнуто ответить.
Развёрнутый вариант ответа:
Если чуть более конкретно, то, на мой взгляд, цену на свои
услуги можно вычислять несколькими способами:
1. Средняя температура по больнице
Это значит мониторинг цен на рынке и выведение из них некоей оптимальной цифры, которая и будет ценником на аналогичные ваши услуги. В этом методе теоретически всё выглядит прекрасно, но на деле есть много подводных камней:
Во-первых, нужно будет найти большое количество похожих с вами фотографов. Что, порой, не так-то и просто — кто-то снимает намного круче, кто-то — в другом жанре, у кого-то — свой специфический и неповторимый стиль, и так далее.
Во-вторых, надо будет обзвонить их всех (или написать им всем письма), прикидываясь потенциальным заказчиком. Потому что, разумеется, просто так, непонятно кому, эти фотографы не будут гореть желанием рассказывать о своих расценках (почему так — это отдельный разговор). А для того, чтобы прикинуться заказчиком, нужно будет придумать какую-то правдоподобную легенду и ответить на кучу наводящих вопросов (это, кстати, может занять много времени). Так же, тут нужно помнить, что фотомир довольно тесен и активный мониторинг рассценок скоро будет раскрыт и вы получите себе компанию настороженно или даже недоброжелательно настроенных и, зачастую, весьма злопамятных коллег.
В-третьих, проблема часто в том, что кто-то делает работу за полчаса и насвистывая, а для кого-то другого точно такое же задание затягивается на долгое время и выполняется оно скрипя зубами. Логично, что затраты на одну и ту же работу у разных людей будут разными. И тут, увы, мало поможет мониторинг цен по рынку. Только свой собственный опыт.
2. Вычисления на основе собственных затрат
Этот метод мне кажется наиболее правильным. Просто возьмите и прикиньте сови затраты, которые могут быть во время выполнения работы. Наиболее логичным мне кажется на первом этапе считать временные затраты, например:
- встреча с заказчиком, обсуждение проекта — 3 часа
- съёмка — 8 часов
- отбор материала и обработка — 12 часов
Итого: 23 часа или примерно 3 рабочих дня.
Кстати, не забывайте про обработку кадров, потому что очень часто, особенно у начинающих фотографов, она занимает изрядное время, которое по неопытности они не считают за рабочее.
А дальше — вычисляете сколько стоит ваш рабочий день. Это либо сколько вы сейчас зарабатываете (свои текущие доходы, надеюсь, вы знаете), либо сколько бы вам нормально было поучать за один рабочий день. Например — 5 тысяч рублей (из рассчёта, что заработная плата составляет около 100.000 рублей в месяц, уверен, что далеко не все имеют такую зарплату). Соотвественно, съёмка на этих условиях должна стоить не менее 15 тысяч рублей, и для вас будет не очень выгодно опускать цену ниже. Исключения — это съёмки для приобретения опыта и/или наработки портфолио. Там фотограф может даже доплатить за участие в проекте (если не деньгами, то своим трудом).
Неплохо бы к этой сумме добавить стоимость оборудования и его амортизацию. Рассчитать это сложнее, но прикинуть тоже можно (и нужно). Например: комплект фототехники стоит 250.000 рублей и полностью изнашивается/устаревает, допустим, за 2 года. Значит, за один день — примерно 300 рублей. Это очень и очень грубая оценка, но пример, я думаю, понятен.
3. С потолка
Порой мне кажется, что это самый распространённый способ назначения цены в России чуть ли не на все товары и услуги. =: ) Хотя, как я говорил в кратком варианте ответа — это может быть и правильным. Если люди будут готовы платить вам за ваши фотоуслуги какую-то астрономическую сумму, то, значит, это и есть реальная рыночная цена вашей работы. Помните только, что если вы провалите работу за 10.000 рублей, то, скорее всего, это останется малозаметным. А если завалите проект за 100.000, то это уже может быть намного более болезненно. =: )
А если резюмировать, то для нормальной работы, нужно использовать все эти методы в комплексе. Мониторинг рынка + вычисление затрат + проба рынка на повышение. Удачи! =: )
P.S.: Да, забыл ещё одну вещь. В России жутко распространён способ ведения бизнеса, который я называю "Каша из топора": это когда при обсуждении проекта всё выглядит понятно и просто, а во время выполнения очень часто выплывают разные "дополнительные действия", которые просит выполнить заказчик не увеличивая изначальную стоимость работ. Увы, таким способом работают практически все в России, и, кстати, западные компании тоже. Хотя, на западе, они при таких запросах моментально бы "нарвались" на допсметы. Но, увы, дурной пример заразителен... В общем, про этот момент лучше не забывать и либо проговаривать всё заранее, либо увеличивать стоимость работ, закладывая в них риски дополнительных работ.