Fantomas
serious_series — 30.07.2010 Но что это мы всё о новинках да о новинках. Пришло время старинок. Расскажу о недавно посмотренном, видимо, одном из первых сериалов - не телевизионных, а кинематографических: "Фантомас", 1913-1914, реж. Луи Фейяд (Louis Feuillade). Строго говоря, это пять кинофильмов: "Фантомас", "Смерть, которая убивает", "Жюв против Фантомаса", "Фантомас против Фантомаса" и "Фальшивый судья", но все они поделены на несколько частей по 20-30 минут каждая, что совпадает с сегодняшним телевизионным форматом. Не буду вдаваться в сюжет, чтобы не извиняться за спойлеры. Все пять "сезонов" большинство из вас вряд ли осилит (я досматривал уже на перемотке), но хотя бы один из них посмотреть стоит - в преддверие громкой "перезагрузки" франшизы в 2011 году.В написании сценария к кино-"Фантомасу" принимал участие Марсель Ален, один из соавторов романной серии. Главную роль исполняет Рене Наварр. Фантомас здесь, разумеется, совсем не тот, каким мы привыкли его видеть во французских комедиях с Жаном Маре и де Фюнесом. Он - обычный, хоть и довольно хитроумныйй для своего времени, глава ОПГ, промышляющий в основном кражами драгоценностей у немолодых дам из высшего общества - никакого разбоя или налетов на банки. Иногда его становится даже жаль - разменивает свой талант на безделушки. Тем более, что с таким профессиональным уровнем французского сыска, какой мы наблюдаем у инспектора Жюва и его коллег, а также журналиста Фандора, разгуляться криминальному вдохновению Фантомаса можно было бы и пошире. Всеобщее слабоумие и слабосилие поражает: Фантомасу с его не самым атлетическим телосложением ничего не стоит убежать от шайки полицейских или от держащих его под руки двух мужчин.
Самое любопытное в сериале - элементы театра, вполне естественные и даже необходимые с точки зрения режиссуры, ведь Фантомас - не просто преступник, который постоянно перевоплощается в разных людей, но - в силу своего преступного стиля - и актер. Первая часть начинается со смены крупных планов самого Фантомаса в разных "ролях":
а во второй части этот прием переходит на мета-уровень: нам показывают уже этапы гримирования актеров: Эдмон Бреон превращается в Жюва при помощи накладных усов, баков и шляпы. Разного рода спектакли постоянно становятся частью сюжета - представление в театре, званый ужин, маскарад. И преступники, и сыщики постоянно используют различные "декорации" - прячутся в сундуки, бочки, кусты и вентиляционные шахты. Как в театре, в сериале действует масса условностей - условностей немого кино. Герои не слышат, как за ними кто-то крадется, из-за того, что кино - немое, не видят того, чего трудно не заметить, из-за блеклой черно-белой картинки.
|
</> |