Фантлабовое
city_rat — 24.05.2013 Существуют книги фантастические и книги в фантастическом антураже. Для того, чтобы отличать одни от других, я придумал метод тирьямпампации. Формула метода проста: если фантастическую сущность в книге можно заменить на тирьямпампацию - то это книга в фантастическом антураже.Разумеется, метод не сводится к механической замене названия фантустройства. Например, у АБС в Полдне название сигма-деритринитации без проблем заменяется на тирьямпампацию самими авторами. Однако невозможна замена сущностная: межзвёздные полёты обуславливают интерстелларную психологию изображенного в книге человечества. В то же время в большинстве космических боевиков события превосходно переносятся куда-нибудь в Океанию. Все лукасовские звёздные войны превосходно поместятся в средневековой Европе, и еще место останется.
Разумеется, как любой метод в сфере искусства, метод тирьямпампации не является абсолютно строгим, это лишь некоторая мнемоника, подход, оставляющий место для субъективных оценок. В некоторых случаях тирьямпампация очевидна: например, у Эдмонда Гамильтона сплошь и рядом используются атомные ружья. Однако, в силу мифрильной или какой там ещё суперброни у противников действие этих ружей вообще ничем не отличается от действия винтовки системы Бердана. Лишь бы стреляло.
В новой книге Дэна Симмонса "Флэшбэк" ситуация менее очевидна. Но если смотреть внимательно - ключевой элемент, давший название всей книги, процентов на 80 - тирьямпампация и превосходно может быть заменен хоть на героин, хоть на алкоголь. Ну да, на нем отчасти строится пакет концовок (не развязка, заметьте!), он немножко влияет на мотивацию флэш-банд (впрочем, в "Заводном апельсине" такие же банды превосходно обходились без флэшбэка, а текст Симмонса тем не менее местами смахивает на копипасту из Бёрджесса), немножко упрощает обоснование срыва главгероя... Но, в общем-то, и без флэшбэка сюжет романа превосходно выстоит. Главгерой вполне мог бы банально спиваться и пользоваться видеозаписями: ни хуже, ни лучше от этого бы книга не стала.
На приведенных примерах также видно, что метод тирьямпампации может применяться как по отношению к книге в целом, т.е. к базовому фантастическому элементу, так и к эпизоду. Замечу также, что фантастическая книга невозможна без фантастического антуража, т.е. наличие тирьямпампации в эпизоде, в общем-то, ни о чем не говорит.
Важно также выделить уникальный сущностный элемент анализируемого фантобъекта. Понятно, что замена атомного ружья на автомат с газировкой развалит любую книгу: автомат с газировкой не может стрелять. Однако фантастическая сущность атомного ружья не в стрельбе, а в том, что оно атомное - эту сущность и нужно мысленно заменить тирьямпампацией.
И самое важное: фантастическая книга может быть хорошей и плохой. Книга в фантантураже может быть хорошей и плохой. Зачем тогда нужен метод тирьямпампации?
Всё очень просто. Это такой способ для инженеров заменять художественное чутьё анализом. Вопрос состоит в том, останется ли в книге что-то после исключения фантастического антуража. Пример опять же из АБС, хотя и вырожденный: в "Улитке на склоне/Управление" Лес исключается вообще безболезненно. Книга не о том. Собственно, ее и фантастикой-то назвать нельзя. У А. Розова исключение фантусловий просто разваливает книгу: это не антураж, а необходимый элемент повествования - т.е. книгу надо оценивать другими методами.
И, наконец, другая крайность: Н.Горькавый, "Астровитянка". Любой фантэлемент здесь абсолютно безболезненно может быть заменен на что угодно. Компьютер-учитель - на мастера Йоду или на строгого папу. Затерянный космический корабль - на отдаленную полярную станцию или ашрам. Лунная академия - на Хогвартс или московскую школу № 57. Гонки на космокатерах заменяются гонками на велосипедах или соревнованиями по вышиванию. И т.д. Ни сюжет, ни фабулу, ни мотивации, ни психологические профили героев при этом не нужно менять вообще.
НО! Произведите такую мысленную замену. Книга Горькавого с приехавшей из далекого якутского поселка Нюшей, дающей прикурить гордым пятидесятисемитам, будет чудовищно, невыносимо скучной, убогой и неубедительной. Убери "бдыщ-бдыщ" из голливудского боевика - и от кино ничего не останется.
Замечу, кстати, что теоретически книга про Нюшу таки может быть охрененной. Но - не эта. Тут - бдыщ-бдыщ и слово "космос", являющееся символом веры для кучи ушибленных СССР технарей.
|
</> |