Фантазии нет и не будет?

топ 100 блогов miumau12.04.2010
Яна, здравствуйте.
Я тут в очередной раз впала в ступор, ведущий обычно к депрессии, но потом решила написать Вам и попросить совета.
В общем и целом вопрос о фантазии, но я начну немного издалека, чтобы лучше была понятна суть.




Если вдруг тема покажется полезной для других - можно опубликовать в блоге, я не стеснительная)
В общем и целом я всегда стремилась к творчеству - прикладному скорее. Всегда что-то руками делала. но вот рисовать не умела. Совсем чуть-чуть училась в школе у знакомой художницы, но как-то там не сложилось. В общем, когда пришла пора поступать в ВУЗ, я полистала справочник, поняла, что везде, куда мне хочется, нужно сдавать "рисунок гипсовой головы" и пошла учиться на геолога. Отучившись 6 лет, проработала 3 месяца по специальности. И тут у меня случился сдвиг. Надо сказать, я к этому времени уже около 1,5 лет увлекалась работой с полимерной глиной (пластикой): делала украшения, продавала, да еще и другие материалы потихоньку осваивала. Ну и вот ту я поняла, что хочу заниматься серьезно именно этим, а вовсе не наукой. Но для этого явно нужна была база какая-то.  И я пошла учиться в питерскую дизайн-студию. На дизайнера ювелирных украшений. Собственно ювелирка-то меня не очень интересовала, но мне безумно хотелось научиться рисовать - чтоб можно было самой делать эскизы. Хотелось уметь придумывать что-то свое, интересное и грамотное с точки зрения дизайна, композиции, цвета.
Ну а теперь и сама история)
Я учусь там уже 1,5 года
В результате некоторых событий я отказалась от живописи и рисунка. Рисовать решила учиться сама, но пока дело не двигается особенно. А в школу хожу на графику (у нас это так называется композиция на плоскости), композицию и цветоведение. И в общем - проблема в том, что у меня совершенно нет фантазии. На графике мы сейчас занимаемся весь год одним цветком - рисуем близко к натуре, силуэт, с помощью случайных фактур и т.д. И это все безумно интересно. Но сейчас началась стилизация - и у меня просто мощнейший ступор. На композиции - делаем макеты на тему воздействия на простые формы. Опять - то же ступор. Иногда бывает, что все 3 часа сижу, тупо уставившись в белый лист. В голове - ничего. Мне приносят книгу по орнаментам, показывают - вот листики бывают такие, такие, во такие. У меня изумление - но это же так просто! почему мне не пришло это в голову! Откуда у меня столько стопоров - вот придумаю что-то одно - и все, никак не отойти от этого. Меня это безумно угнетает. Хочется идти дальше, хочется выражать себя, хочется придумывать - а какждый раз от такого состояния "чистого листа", я впадаю в панику, в депрессию, начинаю сравинвать себя с другими, делаю вывод, что они талантливые и с фантазией, а у меня ничего этого нет, поэтому не стоит и пытаться.
Вот собственно и вопрос к Вам, Яна. Как Вы считаете, если фантазии нет - то уже и не будет? Или это все же качество, которое можно развивать? И тогда что для этого нужно делать. И как вообще научиься не сравнивать себя с другими и искать свое?
И если можо - бонусом вопрос: что Вы скажете про метод правополушарного рисования (это я купила книгу Бетти Эдвардс)?
--
С уважением, Александра, не теряющая надежды чему-то научиться=)
буду рада любому совету)
П.С. спасибо огромное за Ваш блог, он безумно полезен и интересен


Ответ:

В этом письме меня больше всего поставила в тупик фраза "если фантазии нет, то больше ее и не будет?". Как это нет, если человек уже выбрал творческую профессию, и все начало письма посвящено тому, как хочется делать, придумывать и самовыражаться?
И вообще, любому творческому порыву предшествует какая-то идея.

Другое дело, что, если творчество становится профессией, оно превращается в работу. Я тут часто весело пишу о том, сколько моя работа приносит мне радости, и как это здорово, когда работа является удовольствием. Но все же работа, это работа. И один из важных признаков работы - то, что нужно некоторые вещи делать не в тех количествах, в которых хочется, а в тех, в которых надо.

Это проявляется во всем. Не важно, делает ли человек штучки из полимерной глины, пишет ли статьи или рисует иллюстрации. Я очень отчетливо помню, как мне во время моей учебы проходящий мимо профессор сказал: "Вы очень чудесно и самозабвенно это делаете, но если вы хотите на это жить, надо пошевелиться. А то вы при таких темпах с голоду умрете".

Позже я сталкивалась уже с прямыми формулами: чтобы жить вот на такие штуки, надо делать их столько-то в год, это столько-то в месяц и неделю. Ой! Это получается, что их чуть ли не каждый день надо делать, да в каких количествах!

Так же с работой в агентстве. Каждый день новый заказчик, которому хорошо бы предложить несколько идей. Минимум три. Первые пару недель весело - придумываешь, придумываешь, и любую смешную идею к чему-нибудь да приложишь. Через месяц придумывать становится трудно. К концу второго месяца начинаются приступы отчаяния - все уже было, ничего в голову не лезет. Через полгода мы уже профессионально прочесываем взглядом все, рыщем в словарях, книгах, чужих работах и любых других ресурсах. Перебираем все, складываем со всем, примеряем, крутим-вертим... И начинаем понимать, про что поговорки про "полцарства за идею" и как трудно придумать что-либо новое уникальное. Да что там - уникальное. Придумать бы что-то, что не было в 10 местах 5 минут назад в небольших вариациях. Или придумать бы что-нибудь, что можно презентовать на собрании перед 60 коллегами, так, чтобы хотябы пятеро из них не показали моментально, на что это уже похоже.

Придумывание, это тяжелый труд, если надо много. И для придумывания и нахождения идей существуют техники. В любом случае идеи почти никогда не берутся из вакуума. Нужно учиться присматриваться ко всему вокруг (включая то, что мы давно "в упор не видим" и замечать мелочи. Выхватывать слова из окружающих книг журналов и плакатов, присматриваться к листикам на домашних растениях, теням от бытовых предметов, пятнам на стенах, и.т.д. Вдруг что-то окажется на что-то похожим, наведет на какую-то идею. И хорошо бы, конечно, не забывать. что самый лучший фантазер - природа. Я вот некоторое время увлекалась бабочками, а потом вдруг решила взять и купить настоящую большую энциклопедию бабочек. Была так удивлена, когда полистала ее! Ско-олько там всего-о, какие они разные, красивые, удивительные, невероятные. Это же надо, сколько всего уже напридумывала природа, такое же изумление можно испытать, листая каталоги растений, таблицы с морскими жителями или даже просто списки сортов роз...

Так что не надо расстраиваться о том, что миллионы разных идей не появляются в голове каждую минуту. Надо понимать, что, если это становится работой, надо искать способы что-то придумать, даже когда оно не придумывается "само". Профессионал должен уметь делать свое дело даже в "не самом идеальном настроении".

Вторая ошибка в поиске идей, это бесконечное сравнивание себя с соседями, и рассматривание чужих идей в совершенно неправильном ключе.
Конечно, с одной стороны надо интересоваться тем, что делают коллеги, чтобы не повторять совсем уж очевидных и примелькавшихся вещей, но так же бесполезно списывать любую идею, потому что что-то в этом духе уже где-то было. Особенно, если речь идет о декоративных элементах, все уже где-то было. Все люди рисуют одни и те же вещи, и есть ограниченное количество вариантов, как это стилизовать.

С другой стороны - вот рисуют сто ремесленников один и тот же банановый лист тремя росчерками, а потом находится один, которы делает тот же росчерк с каким-то особым изгибом, и его листик оказывается самым симпатичным. Иногда даже в простых вещах все неоднозначно. И даже в рамках довольно строгих канонов можно придумать что-то из ряда вон выходящее.
При этом самый лучший способ найти необычную деталь - наблюдать то, что рисуешь, в настоящей жизни. Иногда мы какую-то вещь так долго вертим в мыслях, подсматривая ее на сотнях картинок других авторов, которые уже в разной степени удачно срисовали друг у друга. А потом увидишь то же растение в поле - а оно совсем подругому растет! И у него оказывается у основания такой забавный листик, и оказывается они все так смешно наклоняются в одру сторону и.т.д. А заметил и нарисовал только тот, кто посмотрел живьем.


И еще: когда мы восклицаем "Почему мне это не пришло в голову", надо сразу задаваться вопросом "как это пришло в голову другому?!". И искать ответ на этот вопрос. Как? Что его к этому привело? Что он должен был увидеть? На что он посмотрел? Что заставило его перевернуть вниз головой то, что никто не переворачивает? Может быть оно где-то отразилось? Может быть оно было на фотографии или открытке или в открытой книге, и лежало перд ним "вверх дном"? И попробовать сделать то же самое. А потом - с чем-то другим... и так что-нибудь смешное в какой-то момент придумается.


Фантазии нет и не будет?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Раз уж фото овчарки вызывает такое всеобщее мимими, поясню: многие не знают, но на сегодняшний момент это одна из популярнейших пород, да, не удивляйтесь, их очень много, просто вы их не видите. А не видите вы их потому, что немок заводят себе ...
И еще один отчет, уже 5-й по счету :) Я приехала сильно позже, чем планировала изначально, места в гардеробе мне, конечно же, не досталось (что тут говорить, если их не было уже в 11, а я приехала в обед!), пальто пришлось носить с собой, зато я осознала, ...
Трюки бывают цирковые, а бывают и судейские Пытаясь докопаться до сути одного из таких трюков, участникам проекта «Профессионалы.ру» я задал простой, казалось бы, вопрос : «Как быть, если обстоятельство, установленное судом, на самом деле является юридическим фактом? А такие факт ...
С настоящим *новым годом* всех. Хотя эти все даты вполне относительные, новый год и новый день года это ежедневные праздники, каждый день это неповторимый миг в Жизни Вселенной и каждого из живых. С чем всех и поздравим. Давно не отмечаю традиционно празднички НГ, хотя это очень ...
Сегодня была хорошая тематика занятий. Александр Васильевич Мишин, один из талантливейших патологоанатомов области, которых собрала под своим крылом мудрая зав. кафедрой патологической анатомии Мартемьянова Людмила Александровна, прочел нам две лекции. Одна из них касалась ...