Фантазии нет и не будет?

топ 100 блогов miumau12.04.2010
Яна, здравствуйте.
Я тут в очередной раз впала в ступор, ведущий обычно к депрессии, но потом решила написать Вам и попросить совета.
В общем и целом вопрос о фантазии, но я начну немного издалека, чтобы лучше была понятна суть.




Если вдруг тема покажется полезной для других - можно опубликовать в блоге, я не стеснительная)
В общем и целом я всегда стремилась к творчеству - прикладному скорее. Всегда что-то руками делала. но вот рисовать не умела. Совсем чуть-чуть училась в школе у знакомой художницы, но как-то там не сложилось. В общем, когда пришла пора поступать в ВУЗ, я полистала справочник, поняла, что везде, куда мне хочется, нужно сдавать "рисунок гипсовой головы" и пошла учиться на геолога. Отучившись 6 лет, проработала 3 месяца по специальности. И тут у меня случился сдвиг. Надо сказать, я к этому времени уже около 1,5 лет увлекалась работой с полимерной глиной (пластикой): делала украшения, продавала, да еще и другие материалы потихоньку осваивала. Ну и вот ту я поняла, что хочу заниматься серьезно именно этим, а вовсе не наукой. Но для этого явно нужна была база какая-то.  И я пошла учиться в питерскую дизайн-студию. На дизайнера ювелирных украшений. Собственно ювелирка-то меня не очень интересовала, но мне безумно хотелось научиться рисовать - чтоб можно было самой делать эскизы. Хотелось уметь придумывать что-то свое, интересное и грамотное с точки зрения дизайна, композиции, цвета.
Ну а теперь и сама история)
Я учусь там уже 1,5 года
В результате некоторых событий я отказалась от живописи и рисунка. Рисовать решила учиться сама, но пока дело не двигается особенно. А в школу хожу на графику (у нас это так называется композиция на плоскости), композицию и цветоведение. И в общем - проблема в том, что у меня совершенно нет фантазии. На графике мы сейчас занимаемся весь год одним цветком - рисуем близко к натуре, силуэт, с помощью случайных фактур и т.д. И это все безумно интересно. Но сейчас началась стилизация - и у меня просто мощнейший ступор. На композиции - делаем макеты на тему воздействия на простые формы. Опять - то же ступор. Иногда бывает, что все 3 часа сижу, тупо уставившись в белый лист. В голове - ничего. Мне приносят книгу по орнаментам, показывают - вот листики бывают такие, такие, во такие. У меня изумление - но это же так просто! почему мне не пришло это в голову! Откуда у меня столько стопоров - вот придумаю что-то одно - и все, никак не отойти от этого. Меня это безумно угнетает. Хочется идти дальше, хочется выражать себя, хочется придумывать - а какждый раз от такого состояния "чистого листа", я впадаю в панику, в депрессию, начинаю сравинвать себя с другими, делаю вывод, что они талантливые и с фантазией, а у меня ничего этого нет, поэтому не стоит и пытаться.
Вот собственно и вопрос к Вам, Яна. Как Вы считаете, если фантазии нет - то уже и не будет? Или это все же качество, которое можно развивать? И тогда что для этого нужно делать. И как вообще научиься не сравнивать себя с другими и искать свое?
И если можо - бонусом вопрос: что Вы скажете про метод правополушарного рисования (это я купила книгу Бетти Эдвардс)?
--
С уважением, Александра, не теряющая надежды чему-то научиться=)
буду рада любому совету)
П.С. спасибо огромное за Ваш блог, он безумно полезен и интересен


Ответ:

В этом письме меня больше всего поставила в тупик фраза "если фантазии нет, то больше ее и не будет?". Как это нет, если человек уже выбрал творческую профессию, и все начало письма посвящено тому, как хочется делать, придумывать и самовыражаться?
И вообще, любому творческому порыву предшествует какая-то идея.

Другое дело, что, если творчество становится профессией, оно превращается в работу. Я тут часто весело пишу о том, сколько моя работа приносит мне радости, и как это здорово, когда работа является удовольствием. Но все же работа, это работа. И один из важных признаков работы - то, что нужно некоторые вещи делать не в тех количествах, в которых хочется, а в тех, в которых надо.

Это проявляется во всем. Не важно, делает ли человек штучки из полимерной глины, пишет ли статьи или рисует иллюстрации. Я очень отчетливо помню, как мне во время моей учебы проходящий мимо профессор сказал: "Вы очень чудесно и самозабвенно это делаете, но если вы хотите на это жить, надо пошевелиться. А то вы при таких темпах с голоду умрете".

Позже я сталкивалась уже с прямыми формулами: чтобы жить вот на такие штуки, надо делать их столько-то в год, это столько-то в месяц и неделю. Ой! Это получается, что их чуть ли не каждый день надо делать, да в каких количествах!

Так же с работой в агентстве. Каждый день новый заказчик, которому хорошо бы предложить несколько идей. Минимум три. Первые пару недель весело - придумываешь, придумываешь, и любую смешную идею к чему-нибудь да приложишь. Через месяц придумывать становится трудно. К концу второго месяца начинаются приступы отчаяния - все уже было, ничего в голову не лезет. Через полгода мы уже профессионально прочесываем взглядом все, рыщем в словарях, книгах, чужих работах и любых других ресурсах. Перебираем все, складываем со всем, примеряем, крутим-вертим... И начинаем понимать, про что поговорки про "полцарства за идею" и как трудно придумать что-либо новое уникальное. Да что там - уникальное. Придумать бы что-то, что не было в 10 местах 5 минут назад в небольших вариациях. Или придумать бы что-нибудь, что можно презентовать на собрании перед 60 коллегами, так, чтобы хотябы пятеро из них не показали моментально, на что это уже похоже.

Придумывание, это тяжелый труд, если надо много. И для придумывания и нахождения идей существуют техники. В любом случае идеи почти никогда не берутся из вакуума. Нужно учиться присматриваться ко всему вокруг (включая то, что мы давно "в упор не видим" и замечать мелочи. Выхватывать слова из окружающих книг журналов и плакатов, присматриваться к листикам на домашних растениях, теням от бытовых предметов, пятнам на стенах, и.т.д. Вдруг что-то окажется на что-то похожим, наведет на какую-то идею. И хорошо бы, конечно, не забывать. что самый лучший фантазер - природа. Я вот некоторое время увлекалась бабочками, а потом вдруг решила взять и купить настоящую большую энциклопедию бабочек. Была так удивлена, когда полистала ее! Ско-олько там всего-о, какие они разные, красивые, удивительные, невероятные. Это же надо, сколько всего уже напридумывала природа, такое же изумление можно испытать, листая каталоги растений, таблицы с морскими жителями или даже просто списки сортов роз...

Так что не надо расстраиваться о том, что миллионы разных идей не появляются в голове каждую минуту. Надо понимать, что, если это становится работой, надо искать способы что-то придумать, даже когда оно не придумывается "само". Профессионал должен уметь делать свое дело даже в "не самом идеальном настроении".

Вторая ошибка в поиске идей, это бесконечное сравнивание себя с соседями, и рассматривание чужих идей в совершенно неправильном ключе.
Конечно, с одной стороны надо интересоваться тем, что делают коллеги, чтобы не повторять совсем уж очевидных и примелькавшихся вещей, но так же бесполезно списывать любую идею, потому что что-то в этом духе уже где-то было. Особенно, если речь идет о декоративных элементах, все уже где-то было. Все люди рисуют одни и те же вещи, и есть ограниченное количество вариантов, как это стилизовать.

С другой стороны - вот рисуют сто ремесленников один и тот же банановый лист тремя росчерками, а потом находится один, которы делает тот же росчерк с каким-то особым изгибом, и его листик оказывается самым симпатичным. Иногда даже в простых вещах все неоднозначно. И даже в рамках довольно строгих канонов можно придумать что-то из ряда вон выходящее.
При этом самый лучший способ найти необычную деталь - наблюдать то, что рисуешь, в настоящей жизни. Иногда мы какую-то вещь так долго вертим в мыслях, подсматривая ее на сотнях картинок других авторов, которые уже в разной степени удачно срисовали друг у друга. А потом увидишь то же растение в поле - а оно совсем подругому растет! И у него оказывается у основания такой забавный листик, и оказывается они все так смешно наклоняются в одру сторону и.т.д. А заметил и нарисовал только тот, кто посмотрел живьем.


И еще: когда мы восклицаем "Почему мне это не пришло в голову", надо сразу задаваться вопросом "как это пришло в голову другому?!". И искать ответ на этот вопрос. Как? Что его к этому привело? Что он должен был увидеть? На что он посмотрел? Что заставило его перевернуть вниз головой то, что никто не переворачивает? Может быть оно где-то отразилось? Может быть оно было на фотографии или открытке или в открытой книге, и лежало перд ним "вверх дном"? И попробовать сделать то же самое. А потом - с чем-то другим... и так что-нибудь смешное в какой-то момент придумается.


Фантазии нет и не будет?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На первое место в голосовании вышло импортозамещение (и я знаю, кто это набежал и проголосовал! :-)))). Ну и раз оно много времени для написания не требует, то вот, пожалуйста, новость. Из производимой в России собственными силами обуви обычно выпадали дизайнерские кроссовки, ...
я снова очкарик. приписали. вот теперь таскаюсь. примерно такая, только по волосам брюнетка. ...
Несколько раз натыкался на высказывания  вроде «Как я хочу жить в мире, где одни дети, там так мило и нет горестей». Вы в своем уме? Смотрите: Дети – жестоки. Предельно жестоки. Жестокость не мотивированная. Отрывание лапок мухам, разрезание котят и надувание лягушек есть только спо ...
Социальная и коммерческая реклама на улицах Дамаска. Примечание : Английский и китайский тоже не помешают... ...
Отношение к семье и между членами семьи во Франции невозможно однозначно охарактеризовать. Круг французских семей имеет много отличительных черт в поведении относительно семей других стран. Не красит французов лишь то, что в последние годы всё больше проявляется игнорирование местными ...