Фантазии нет и не будет?

Ответ:
В этом письме меня больше всего поставила в тупик фраза "если фантазии нет, то больше ее и не будет?". Как это нет, если человек уже выбрал творческую профессию, и все начало письма посвящено тому, как хочется делать, придумывать и самовыражаться?
И вообще, любому творческому порыву предшествует какая-то идея.
Другое дело, что, если творчество становится профессией, оно превращается в работу. Я тут часто весело пишу о том, сколько моя работа приносит мне радости, и как это здорово, когда работа является удовольствием. Но все же работа, это работа. И один из важных признаков работы - то, что нужно некоторые вещи делать не в тех количествах, в которых хочется, а в тех, в которых надо.
Это проявляется во всем. Не важно, делает ли человек штучки из полимерной глины, пишет ли статьи или рисует иллюстрации. Я очень отчетливо помню, как мне во время моей учебы проходящий мимо профессор сказал: "Вы очень чудесно и самозабвенно это делаете, но если вы хотите на это жить, надо пошевелиться. А то вы при таких темпах с голоду умрете".
Позже я сталкивалась уже с прямыми формулами: чтобы жить вот на такие штуки, надо делать их столько-то в год, это столько-то в месяц и неделю. Ой! Это получается, что их чуть ли не каждый день надо делать, да в каких количествах!
Так же с работой в агентстве. Каждый день новый заказчик, которому хорошо бы предложить несколько идей. Минимум три. Первые пару недель весело - придумываешь, придумываешь, и любую смешную идею к чему-нибудь да приложишь. Через месяц придумывать становится трудно. К концу второго месяца начинаются приступы отчаяния - все уже было, ничего в голову не лезет. Через полгода мы уже профессионально прочесываем взглядом все, рыщем в словарях, книгах, чужих работах и любых других ресурсах. Перебираем все, складываем со всем, примеряем, крутим-вертим... И начинаем понимать, про что поговорки про "полцарства за идею" и как трудно придумать что-либо новое уникальное. Да что там - уникальное. Придумать бы что-то, что не было в 10 местах 5 минут назад в небольших вариациях. Или придумать бы что-нибудь, что можно презентовать на собрании перед 60 коллегами, так, чтобы хотябы пятеро из них не показали моментально, на что это уже похоже.
Придумывание, это тяжелый труд, если надо много. И для придумывания и нахождения идей существуют техники. В любом случае идеи почти никогда не берутся из вакуума. Нужно учиться присматриваться ко всему вокруг (включая то, что мы давно "в упор не видим" и замечать мелочи. Выхватывать слова из окружающих книг журналов и плакатов, присматриваться к листикам на домашних растениях, теням от бытовых предметов, пятнам на стенах, и.т.д. Вдруг что-то окажется на что-то похожим, наведет на какую-то идею. И хорошо бы, конечно, не забывать. что самый лучший фантазер - природа. Я вот некоторое время увлекалась бабочками, а потом вдруг решила взять и купить настоящую большую энциклопедию бабочек. Была так удивлена, когда полистала ее! Ско-олько там всего-о, какие они разные, красивые, удивительные, невероятные. Это же надо, сколько всего уже напридумывала природа, такое же изумление можно испытать, листая каталоги растений, таблицы с морскими жителями или даже просто списки сортов роз...
Так что не надо расстраиваться о том, что миллионы разных идей не появляются в голове каждую минуту. Надо понимать, что, если это становится работой, надо искать способы что-то придумать, даже когда оно не придумывается "само". Профессионал должен уметь делать свое дело даже в "не самом идеальном настроении".
Вторая ошибка в поиске идей, это бесконечное сравнивание себя с соседями, и рассматривание чужих идей в совершенно неправильном ключе.
Конечно, с одной стороны надо интересоваться тем, что делают коллеги, чтобы не повторять совсем уж очевидных и примелькавшихся вещей, но так же бесполезно списывать любую идею, потому что что-то в этом духе уже где-то было. Особенно, если речь идет о декоративных элементах, все уже где-то было. Все люди рисуют одни и те же вещи, и есть ограниченное количество вариантов, как это стилизовать.
С другой стороны - вот рисуют сто ремесленников один и тот же банановый лист тремя росчерками, а потом находится один, которы делает тот же росчерк с каким-то особым изгибом, и его листик оказывается самым симпатичным. Иногда даже в простых вещах все неоднозначно. И даже в рамках довольно строгих канонов можно придумать что-то из ряда вон выходящее.
При этом самый лучший способ найти необычную деталь - наблюдать то, что рисуешь, в настоящей жизни. Иногда мы какую-то вещь так долго вертим в мыслях, подсматривая ее на сотнях картинок других авторов, которые уже в разной степени удачно срисовали друг у друга. А потом увидишь то же растение в поле - а оно совсем подругому растет! И у него оказывается у основания такой забавный листик, и оказывается они все так смешно наклоняются в одру сторону и.т.д. А заметил и нарисовал только тот, кто посмотрел живьем.
И еще: когда мы восклицаем "Почему мне это не пришло в голову", надо сразу задаваться вопросом "как это пришло в голову другому?!". И искать ответ на этот вопрос. Как? Что его к этому привело? Что он должен был увидеть? На что он посмотрел? Что заставило его перевернуть вниз головой то, что никто не переворачивает? Может быть оно где-то отразилось? Может быть оно было на фотографии или открытке или в открытой книге, и лежало перд ним "вверх дном"? И попробовать сделать то же самое. А потом - с чем-то другим... и так что-нибудь смешное в какой-то момент придумается.
