Famous canvases of Fransois Boucher
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Famous canvases of Fransois Boucher
Юнона посещает хранителя ветров Эола, 1769 год
Музей Кимбелл. США
Богиня Юнона,
поглощенная ревностью к Венере, всячески интриговала, чтобы
не допустить прибытия флота ее сына Энея к берегам
поселения, основанного троянцами в Италии. В переданном
кистью Буше описании этого античного мифа Юнона посещает
Эола, хранителя ветров, и убеждает его выпустить их на свободу,
таким образом вызвав бурю и сильный шторм, который потопил бы
флот Энея. В качестве платы за услугу и как искушение,
Юнона
предлагает Эолу свою самую красивую нимфу, Деяопею.
Юнона направляет факел страсти непосредственно на сердце Эола, в то
же время Купидон готовит стрелу, предназначенную
для страсти и послушания нимфы, запястья которой
связанны жемчугом. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне,
готов освободить сонм ветров. Присутствие
очаровательной морской нимфы и наяды, расположенных на
переднем плане картины, говорит о том, что могущественный Нептун,
бог моря, не даст разгуляться ветрам, и успокоит бурлящую
морскую стихию.
Юнона, в римской мифологии одна
из верховных богинь, супруга Юпитера.
Соответствует греческой Гере. Богиня Гера, в древнегреческой
мифологии царица
богов, сестра и жена Зевса (Юпитера); покровительница брака. Дочь
Кроноса и
Реи. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Гера
(Юнона)
преследует своей ненавистью возлюбленных и детей Зевса. В отместку
Зевсу,
родившему Афину (Минерву), Юнона родила без его участия Гефеста
(Вулкана).
Эол, в греческой мифологии: родоначальник эолийцев; повелитель
ветров. Эолийцы,
одно из основных древнегреческих племен. Центр расселения —
Восточная Фессалия,
откуда эолийцы в конце второго тысячелетия до нашей эры
распространились по
всей Фессалии и Беотии, затем в северо-западной части Малой
Азии.
Фонтан любви 1748 год.
Музей Гетти, Лос-Анджелес.
С
темой сельских пейзажей тесно связаны пасторали Буше, строящиеся
в
основном по принципу театральной декорации: с площадкой для
персонажей,
пейзажным фоном и уподобленными, играющим на сцене актерам,
молодыми,
миловидными и идеализированными сельскими жителями, занятыми
отдыхом,
развлечениями с птицами или выяснением любовных
отношений
Ловцы птиц 1748 год
Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Собрание Фрик, Нью-Йорк.
Этот
портрет в интерьере кисти мастера рококо известен также под
названием
«Мадам Буше». В 1733 году Франсуа Буше сочетался браком с
семнадцатилетней прелестной девушкой, красавицей Мари-Жанне
Бюзо. Жена
художника послужила моделью для многочисленных богинь и нимф,
созданных
Буше в сценах картин мифологической тематики, а также моделью
в ряде
жанровых картин.
Осенняя пастораль, 1749
год.
Собрание Уоллес, Лондон
Картина французского художника
Франсуа Буше «Осенняя пастораль». Размер
картины 260 x 199 см, холст, масло.
Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский),
в
искусстве и литературе — утвердившееся в 17-18 веках наименование
группы
жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное
изображение
естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).
Мир пасторали. Пастораль определяется лежащим в ее
основе
целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру
антипасторальному. Эта антитеза в отдельных пасторальных
текстах
конкретизируется в ряде таких противопоставлений как:
город — сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская
усадьба), искусственное бытие — естественная жизнь, цивилизация
—
природа, толпа — уединение, волнение — покой, тяжелый труд —
созерцательная праздность, ненависть — любовь, вражда — дружба,
отчуждение — сочувствие, сложность — простота, хаос — гармония.
Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо,
— так
называемое «приятное место» (locus amoenus) — окаймленная деревьями
и
кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние —
вместе с
пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведенными в
честь
языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами —
составляют
пасторальный декорум. Пасторальный мир — это и мифологическая
страна
пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия.
На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением
негативно
оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или
же
исторического времени — времени природному (его идеальное
воплощение —
знойный летний полдень), а также — прекрасному «остановленному
мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной
«вечности».
Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением
от
мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический
диалог.
По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в
ней
усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в
литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального
романа», а в
литературе 17 в. — героической идиллии. Пасторальный метажанр в
целом
демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические
и
лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные
в
каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия
и
трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога,
пасторальные ода, сонет, элегия и т. д.)., как правило,
преодолевают как
межродовые, так и межжанровые границы.
Столь же динамичен и протеистичен герой жанра — пастух, который
изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного
и
который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира,
от
духовно-утонченного участника философского диспута до
«мужлана-деревенщины». В литературе Возрождения и барокко
пастухов
начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел».
Пахари-земледельцы
«проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения — на этапе
опрощения и
натурализации пасторального жанра. У Вергилия пастухи и
земледельцы
принципиально разведены по разным жанрам — буколикам и «георгикам»
—
дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически
соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не
созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а
жизненно-практическую направленность.
Пастораль в эпоху Возрождения. Обращение
писателей-гуманистов
к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали
во
всех ее разновидностях. Тому доказательство: эклоги Петрарки (между
1346
— 1348 гг. пасторальная
аллегория Джованни Боккаччо «Амето» (около
1341-1342), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские
нимфы»
(1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро. На
пастораль
Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых
«пасторальных
романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»
португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор,
написавший
первый пасторальный роман — «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль
Поло,
Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Сидни, О. д'Юрфе.
Пасторальный роман — существеннейший этап формирования романа
Нового
времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания»
во
многом благодаря наличию в нем пасторального плана.
Пастораль барокко. Пасторальные мотивы и образы
занимают
большое место в петраркистской поэтической традиции позднего
Возрождения
и раннего барокко (эклоги Гарсиласо де ла Вега и Камоэнса,
пасторальные
романсы и сонеты Гонгоры, К. Маро, А. Барклая, поэмы Т. Тассо
(«Аминта», 1573), Э. Спенсера («Календарь пастуха», 1579),
Гонгоры
(«Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В
границах
барочно-классицистического стилевого синтеза 17 в. создаются
пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия»
(1653)
Сент-Амана, стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия
«Лисидас»
Д. Мильтона.
Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с
учетом
изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные
комедии
писали Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон и другие испанские
драматурги
«золотого века». В ряду маньеристических пасторалей выделяются
пастральная «трагикомедия» Б. Гварини «Верный пастух» (1590),
«Галатея»
(1584) Дж. Лили, пасторальная «маска» Дж. Флетчера «Верная
пастушка»
(1608-1609).
Пастораль в век Просвещения. Пастораль эпохи
Просвещения
тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей
естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к
«георгикам».
Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему
«золотого
века», трактуемого как социальная утопия. Характерные жанры
пасторальной
поэзии этого столетия — «поэма о сельской усадьбе» (в Англии),
описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614; «Времена года»
Дж.
Томпсона, 1726-1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место
в
истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает
пасторалистика
И. В. Гете.
История французского искусства периода рококо и неоклассицизма.
Далее
→
Рождение Венеры, 1740 год. Национальный музей, Стокгольм
Картина французского художника
Франсуа Буше «Рождение Венеры».
Излюбленной темой картин Буше были мифологические сцены
древнегреческих
преданий о Венере и Зевсе («Рождение Венеры», 1740, Национальный
музей,
Стокгольм;
«Утренний туалет Венеры» и «Триумф Венеры», 1743, обе Эрмитаж,
Санкт-Петербург; «Юпитер и Каллисто», 1744, Музей
изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Леда и Зевс в образе
лебедя»,
1760-е, Национальная галерея, Стокгольм) с изображением
чувственных
розовых тел нимф, наяд, амуров и путти.
Со столь же великолепным мастерством художником выписаны тела
богинь и
аксессуары в картинах «Купание Дианы» (1742, Музей Лувр, Париж)
и
«Туалет Венеры» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Яркие краски в
этих
картинах приведены художником к единой сияющей золотистой
гамме,
напоминающей палитру старинных венецианских мастеров.
Образы безмятежного мира, наполненного негой, эротизмом и
чувственными
наслаждениями жизни переданы в картинах «Леда» (1740, частное
собрание),
«Обучение Купидона» (1742, Замок Шарлоттенбург), «Диана после
охоты»
(1743, Париж, Музей Коньяк-Же), «Венера, утешающая Амура»
(1751,
Вашингтон, Национальная галерея искусства).
За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он
подвергся
суровой пуританской критике Дени Дидро, питавшего к художнику
личную
неприязнь (вследствие придворных интриг и последующей размолки
философа и
живописца) и писавшего, что «его распутство должно
пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то
есть
всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».
История французского искусства периода рококо и неоклассицизма.
Купание Дианы, 1742 год
Музей Лувр, Париж
Картина французского живописца
Франсуа Буше «Купание Дианы».
Дидро всегда считал, что в Буше потерян самый многообещающий
талант
эпохи Просвещения. Из Италии Франсуа Буше вернулся живописцем
яркого
поэтического дарования. Но несмотря на всю одаренность
художника,
философ Дени Дидро вскоре разочаровался в нем, усмотрев в
творчестве
Франсуа Буше чрезмерную самоудовлетворенность и успокоенность,
нежелание
добиваться чего-то более серьезного, чем изображение нимф и
пастухов. В
1765 году, когда Буше был объявлен первым живописцем короля, Дидро
не
преминул высказаться, назвав главным недостатком художника его
нравственную испорченность: "> собой снижение вкуса, цветового и
композиционного чутья, выразительности
образов и, в конце концов, общий кризис художественных
навыков".
Дидро вопрошал: "Что можно ожидать от человека, имеющего дело с
самыми
последними шлюхами?"
Сегодня мы склонны к большей терпимости в отношении к творчеству
этого
мастера стиля рококо, понимая, что художники обычно доверяют
только
себе, руководствуясь собственными моральными нормами и
потребностями.
Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист
Грёз.
Ренуар, к примеру, очень тепло относился к Буше, которого другие
уличали
в лени и фривольности. Ренуара не меньше привлекала тема
удовольствий, и
ему было приятно считать себя единомышленником Буше. Еще в годы
учебы
Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» Буше;
отголоски ее
композиции будут постоянно появляться в ренуаровском
творчестве.
Действительно, есть какое-то внутреннее родство между Буше и
Ренуаром,
но мы не уверены, что только этот факт способствует репутации того
или
иного художника. Сезанн, в конечном итоге, занял противоположную
позицию
по отношению к творчеству своего давнего друга. Уже в поздний
период,
услышав чью-то фразу о возросшем самодовольстве Ренуара, Сезанн
отозвался об этом словами Дидро:
"Что же вы хотите? Ренуар имел дело с парижскими женщинами". К
тому
времени не только смысл, но и сам речевой оборот умозаключений
Дидро по
отношению к художнику Франсуа Буше стал частью студийного
фольклора.
История французского искусства периода рококо и неоклассицизма.
Далее
→
Похищение Европы 1732 - 1734 годы
Собрание Уоллес, Лондон
Некогда
верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну
Европу. Она была
дочерью царя Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и
Посейдона. Он
переселился в страну Ханаан и жил в городе
Тире.
Европа
любила гулять с подругами на берегу моря
(Средиземного). Там и увидел
ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка
с жемчужными
рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем.
Но как
только она села на его широкую спину, бык вошел в море и
поплыл.
Впереди сопровождал их сам владыка морей
Посейдон.
Зевс
с Европой добрался до острова Крит. (Здесь его некогда
спрятала мать
Рея, жена Крона, который пожирал своих детей, боясь,
что они восстанут
и свергнут его.) У них родилось три сына: Минос, Радамант
и Сарпедон.
Первый стал правителем Крита, где свято чтили
быка.
Вулкан - представление Венере оружия для Энея, 1757 год.
Лувр, Париж
Согласно
легенде, в молодости Анхиз был необычайно красив и, влюбившись
в него,
богиня красоты Венера родила ему сына Энея, взяв при этом с
него
обещание никому не рассказывать об их любви. Анхиз не
удержался,
похвастался об этом своим друзьям, за что и был наказан:
бог-громовержец Зевс поразил его слепотой. Согласно
древнеиталийских
мифов Венера обратилась к своему мужу Вулкану, чтобы тот
выковал
волшебное оружие и доспехи для Энея, которому предстояло
принять
активное участие в Троянской войне. Согласно «Илиаде» Гомера,
Эней
избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству
богов, так как
ему было предназначено продолжить династию троянских царей и
возродить
славу троянцев на другой земле. В битвах под Троей Эней
принимал
деятельное участие; в поединках с Диомедом (из-за трупа
своего друга
Пандара) и с Ахиллом он был избавлен от гибели в первый раз
Венерой, во
второй раз Посейдоном.
Венера и Вулкан с оружием для Энея
Летнее. Пастырское, 1749 год
Собрание Уоллес, Лондон
Юпитер и Каллисто, 1744 год
Музей изобразительного искусства, Москва.
В
картине «Юпитер и Каллисто» Франсуа Буше обратился к
«Метаморфозам»
римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере,
который,
влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик
богини
Дианы.
Борей похищает Орейфию. 1769 год
Музей Кимбелл, Форт Уорт, Техас.
Борей,
в греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея и
Эос.
Изображался сильным крылатым мужчиной. Жилище Борея находилось
во
Фракии, в нем царили холод и мрак. Оборачиваясь конем, Борей
вступал в
связь с кобылицами древнего аттического царя Эрихтония, от
которых
родилось двенадцать жеребят, от гарпий и эриний Борей также
имел
лошадиное потомство. Ряд мифов описывает похищение Бореем
дочери
афинского царя Орейфии. Будучи не в состоянии получить руку
красавицы
Орейфии, одной из дочерей царя Эрихтония, обычными средствами, бог
Борей
решил использовать свою истинную природу, свойственную
божеству
холодного и порывистого северного ветра. Эта история
подробно
рассказана Овидием в шестой книге Метаморфоз, и кисть
живописца Буше
превосходно передает страстное повествование античного
автора. Борей,
скрытый темными и бурными облаками, похищает Орейфию, в то
время, когда
она собирала цветы со своими сестрами. Борей по воздуху
перенес
Орейфию в свое северное царство, где она впоследствии родила
ему двух
сыновей-близнецов по имени Бореады. Поваленное дерево на переднем
плане
картины является одним из скрюченных дубов, которые Борей вырывал
с
корнями и разламывал, наводя страх и ужас на царские
владения.
Фонтан любви 1748 год.
Музей Гетти, Лос-Анджелес.
С
темой сельских пейзажей тесно связаны пасторали Буше, строящиеся
в
основном по принципу театральной декорации: с площадкой для
персонажей,
пейзажным фоном и уподобленными, играющим на сцене актерам,
молодыми,
миловидными и идеализированными сельскими жителями, занятыми
отдыхом,
развлечениями с птицами или выяснением любовных
отношений
Ловцы птиц 1748 год
Музей Гетти, Лос-Анджелес.[
Источник: Дневник Алевтины Князевой
http://www.liveinternet.ru/users/3370050/
|
</> |