Фальшивка

Два года назад в "Шпигеле" напечатали эту фотографию с пририсованными солдату часами на обеих руках. И в статье (в Spiegel-Online), что фотограф, мол, признался когда-то позже, что он лишние часы сцарапал с негатива булавкой. Стала я искать, когда и кому и зачем признавался бы в этом фотограф, Евгений Халдей.
Нашла об этом в Википедии:
Когда Халдей добрался до рейхстага, из которого выбили фашистов, флагов там уже было установлено множество. Наткнувшись на нескольких бойцов, он достал свой флаг и попросил их помочь забраться на крышу. Найдя удобную точку для съёмки, он отснял две кассеты. Флаг привязывал киевлянин Алексей Ковалёв (ум. 1997). Ему помогали старшина разведроты Гвардейской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого Запорожской стрелковой дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана (1916—2010) и минчанин Леонид Горычев.[5]
Снимок перед его публикацией пришлось ретушировать, поскольку
Алексей Ковалёв имел на каждой руке по наручным часам, что могла
вызвать резонные подозрения в мародёрстве — а фотограф не
обратил на это внимания.
(конец цитаты, отсюда)
Источник, откуда это известно, не указан. А в каталоге выставки
Халдея в Берлине (куратор некий Эрнст Фолланд) впервые появились
фотографии с пририсованными лишними часами. И пририсованы они были
вовсе не тому бойцу, который привязывал флаг, - это уж автор в
Википедии присочинил.
Ну да, когда очерняешь историю собственной ненавистной страны - то
не грех и присочинить.


Об этих фотографиях сказано здесь:
Изначальный и отредактированный варианты «Знамени Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея.
Помните знаменитое «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея, которое было напечатано во всех школьных учебниках по истории? Недавно выяснилось, что эта фотография перед публикацией редактировалась. В оригинале на обеих руках одного из солдат было по паре трофейных часов, которые убрали из этических соображений, потом в фон добавили дыму и законтрастили.
(конец цитаты)
Не "недавно выяснилось", а недавно додумались сочинить и сделать такое. Будто бы Халдей в этом где-то кому-то сознался. И сообщили об этом его признании в 2008 году - через 11 лет после его смерти, в каталоге к выставке его работ в Берлине.
Все было наоборот с этой фальшивкой. Часы были пририсованы позже, ради сенсации, по задумке и по заказу новых владельцев фотографий, купивших их на аукционе у наследников автора, Евгения Халдея.
Пошла я из Википедии по ссылке, где рассказ самого фотографа Халдея о своих фотографиях. Про ретуширование часов на руке там ничего не сказано, зато кто-то посчитал нужным распространить пропаганду дальше:
Автор: aaaa, дата: 17-02-2010 19:57
надо ещё написать о том что на руках этих героев бли трофейные асы которые спи...ли . а на фото этого нет так как решением власти нельзя показывать всему миру какие советы были на самом деле и описали как воины освободители. но позорно ведь ничео не напишут правды и собственного дерьма не любт до сих пор (конец цитаты)
Да, позорно! Дерьмовый аноним. Но есть ведь и коллаборационисты (так называются сотрудничающие с врагами на вред своей страны), которые и не стесняются, распространяют ложь: "какие советы были на самом деле" - неанонимно.
Скопирую оттуда рассказ Халдея о фотографии и о знамени:
Рейхстаг
- Если бы вы знали, сколько знамен было водружено над Рейхстагом после того, как оттуда выбили фашистов!.. В каждой штурмовой роте были свои знаменосцы – туда подбирали лучших из лучших… Как Гагарина в космос: комиссары ведь всегда боролись за чистоту рядов… А ведь, казалось бы, перед смертью мы все равны. Вас не подозревали в том, что ваше «Знамя Победы» – кадр исключительно постановочный?
Всякое было… Ведь не один я носился по Берлину с фотоаппаратом: рискуя жизнью кинооператоры и фотокорреспонденты зачастую забывали о смерти, гоняясь за выгодным кадром. С рейхстагом вообще удивительная история происходила: отчаянные одиночки-добровольцы, сделав самодельные флажки из красных чехлов немецких перин, ринулись к рейхстагу, чтобы закрепить флажки хоть на колонне, хоть в окне здания...
Удивительно, но на любой войне сначала овладевают главным пунктом, а только потом водружают свой флаг. Тут все было наоборот. Жить, конечно, хотелось… Но очень хотелось верить, что войне конец, и ничего плохого уже случиться не может. Вы, наверное, помните, что первыми Знамя Победы водрузили Михаил Егоров и Мелитон Кантария… Знамен Победы ведь было несколько: их сшили в Берлине и раздавали в штабы объединений, которым могло повезти оказаться в главном здании Третьего рейха. На штурм рейхстага шли девять дивизий.
Говорят, что над рейхстагом во время штурма было поднято около 40 различных знамён... Уверен, желающих было еще больше. Во всяком случае, на купол Рейхстага Егоров и Кантария пробивались не вдвоем, а в сопровождении замполита батальона лейтенанта Алексея Береста и группой автоматчиков во главе со старшим сержантом Ильей Съяновым. Берест, человек недюжинной силы, сопровождал знаменосцев до самого купола, охраняя их от любой неожиданности…
В общем, весь эпизод, связанный с водружением флага над Рейхстагом, стал результатом коллективного, а не индивидуального подвига. Однако в учебники истории были внесены лишь два имени – Егоров и Кантария. Но тогда я об этом не знал, красного знамени не видел, так как утром второго мая в районе рейхстага было еще очень жарко…
Флаг номер три – победный…
То есть, придти первым вам не удалось... А я такой задачи и не ставил: мне надо было во что бы то ни стало забраться со своей «скатертью» на крышу рейхстага… И вот с флагом за пазухой я, крадучись, обошел рейхстаг и пробрался в него со стороны главного входа. В окрестностях еще шел бой. Наткнулся на нескольких солдат и офицеров. Не говоря ни слова, вместо «здрасте», достал свой последний флаг. Они опешили от изумления: «О, старлей, пошли наверх!»
Уже не помню, как мы оказались на крыше… Сразу же начал искать удобное место для съемки. Купол горел. Снизу клубами валил дым, полыхало, сыпались искры – подойти вплотную было практически невозможно. И тогда начал искать другое место – чтобы была видна перспектива. Увидел внизу Бранденбургские ворота – где-то там и мой флажок… Когда нашел хорошую точку, то сразу же, еле удерживаясь на маленьком парапете, начал снимать. Отснял две кассеты. Делал и горизонтальные, и вертикальные снимки.
Снимая, стоял на самом краю крыши... Конечно, было страшновато. Но когда уже спустился вниз и вновь посмотрел на крышу здания, туда, где находился несколько минут назад и увидел свой флаг над рейхстагом, то понял, что рисковал не зря.
-А кто были эти бойцы, с которыми вы взобрались на крышу рейхстага?
Нас там было четверо, но я хорошо запомнил вашего земляка
киевлянина Алексея Ковалева, который привязывал флаг. Я его долго
фотографировал. В разных позах. Помню, что мы все очень тогда
продрогли… Ему и мне помогали старшина разведроты Гвардейской
Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого Запорожской стрелковой
дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана и минчанин Леонид
Горычев.
(конец цитаты)
Ниже копии из "Шпигеля", где сообщается в 2008 году о сенсации, опубликованной куратором выставки, через 11 лет после смерти фотографа.

При клике немного увеличивается.
И фотография с этой же страницы, но побольше:

Тут статья о выставке в Берлине:
Евгений Халдей умер в 1997 г. Его преемниками и хранителями личного архива стали сын Леонид (пошедший по стопам отца) и внук Константин. Несколько книг о Евгении Халдее опубликовано уже после его смерти. И всё же наибольшим успехом пользуются фотовыставки его работ из музеев и частных коллекций. Кстати, летом 2006 г. на лондонском аукционе Sotheby's небольшая коллекция фотографий Халдея была продана анонимному почитателю за 120 тыс. фунтов стерлингов (эксперты утверждали, что за нее не дадут и 40 тысяч).
Ныне в Берлине открывается очередная выставка, на которой представлены почти 200 фотографий и большое число документов, позволяющих лучше осознать творческое наследие выдающегося фотомастера. Значительная часть экспонатов – из коллекции Эрнста Фолланда (он же куратор выставки) и Хайнца Криммера.
(конец цитаты)
Автор сделал ошибку по привычке к шаблонам, что ли (вот так и распространяется пропаганда, когда бездумно повторяются пропагандистские шаблоны):
В 1948 г. его уволили из «Фотохроники ТАСС», после чего он долгое время не мог устроиться на работу. Приютил журнал «Клуб и художественная самодеятельность». Халдей не унывал. Он педантично систематизировал свой фотоархив (урвав под него у семьи одну из двух комнат «хрущевки») и осуществлял давно задуманный проект: показать послевоенные судьбы героев фронтовых фотографий. Так, в Воронеже ему удалось разыскать регулировщицу Марию Шальнову, сфотографированную 1 мая 1945 г. у Бранденбургских ворот в Берлине. Халдей снял ее теперь с двумя детьми (а через 20 лет – уже с внуками).
После XX съезда партии в судьбе Халдея наступил просвет. В 1957 г. опального фотокорреспондента приняли на работу в «Правду», где он трудился еще 15 лет.
(конец цитаты)
В какой-такой "хрущевке" он мог работать с 1948 по 1957 годы?