Facebook отправляется в Арктику

Нью-Йорк –
Северный скандинавский ландшафт усеян фьордами, брусникой и, если
верить местным жителям, эльфами. Но есть еще одна
достопримечательность, которую часто можно увидеть на арктическом
горизонте – дата-центры.
Все большее число технических компаний, привлекаемых перспективами
меньших расходов на электричество, пользуются холодным воздухом
этого региона, которого здесь в изобилии, чтобы охладить свои
серверы, избавляясь, таким образом, от расходов на
кондиционирование.
Facebook, последняя из освоивших полярные просторы технических
компаний, объявила на этой неделе, что она построит свой дата-центр
немного к югу от Арктического круга в Лулео, Швеция, где
температура в январе в среднем достигает 3 градусов по шкале
Фаренгейта.
Этот комплекс, состоящий из трех зданий, каждое из которых по
площади достигает 300000 квадратных футов, станет первым
дата-центром сайта социальной сети, расположенным за пределами США.
Согласно плану, его должны запустить в 2012 году.
Как заявил представитель Facebook Майкл Киркленд, сухая и холодная
погода в Лулео «во многом обусловила» решение компании построить
свой центр там. Использование наружного воздуха для охлаждения
серверов «чрезвычайно выгодно не только с точки зрения окружающей
среды, но и с точки зрения снижения расходов».
Эксперты с этим согласны. По словам Ракеша Кумара, аналитика
компании Gartner, у строительства предприятий на крайнем севере
есть «серьезные финансовые преимущества.
Согласно утверждениям Кумара, использование наружного воздуха может
обернуться «десятками, если не сотнями миллионов [долларов]
ежегодной экономии» для каждого сайта.
Дата-центры остаются одними из самых мощных потребителей энергии в
мире. В 2010 году на их нужды было израсходовано около 1,3%
мирового объема потребленной электроэнергии, согласно недавним
исследованиям, проведенным для New York Times Джоном Куми,
профессором-консультантом Стэнфордского отдела гражданского
строительства и природообустройства.
Обычно на охлаждение серверов требуется столько же электроэнергии,
сколько и на их питание. Традиционно дата-центры охлаждались
чиллерами – сверхмощными кондиционерами, которые гонят воздух по
холодным трубам.
«На каждый киловатт-час электроэнергии, который требуется для
питания сервера, приходится почти один киловатт-час для систем
охлаждения, вентиляторов и насосов»,- рассказал Куми.
Дата-центр компании Facebook в Швеции будет соседствовать с другими
промышленными гигантами Скандинавии.
В 2009 году компания Google приобрела в то время недействующее
бумажно-целлюлозное предприятие в Хамине, Финляндия, и превратила
его в дата-центр, в котором сервера охлаждаются посредством морской
воды, закачиваемой из Финского залива.
Позже в 2011 году разработчик британского дата-центра Верн Глоубал
откроет на бывшей базе НАТО в Исландии крупное предприятие, которое
должно стать первым «экологически чистым дата-центром».
Рагнар Хорвардарсон, пресс-секретарь Исландской
торгово-промышленной палаты, заявил, что предприятие Верна Глобала
станет первым дата-центром в Исландии, но ему известно, что еще
четыре подобных центра находятся на стадии разработки.
Кремниевую долину в Скандинавии привлекает не только свежий воздух.
Строительство предприятий там выглядит заманчивым также из-за
достаточно большого числа возможностей использовать возобновляемые
энергоресурсы. А для такой американской компании как Facebook
размещение серверов в Европе может сократить число миллисекунд, за
которое пользователь Facebook в Чехии может поставить метку
«нравится» статусу своего друга.
По словам Кумара, коммерческие стимулы, как, например, снижение
налоговой ставки, могут также иметь место: «Я предполагаю, что за
этим скорее стоят некоторые коммерческие факторы, чем забота об
окружающей среде».
Оригинал публикации: Facebook joins the Arctic crowd