Европейский подход: "уберите руки, пожалуйста"

Особенно часто это приходится слышать по отношению к Грузии, которая имела несчастье а) провести гиперуспешные реформы, б) на какое-то время стать "официальным врагом" Путина. Уж как только не издевалсь над стремлением грузин войти в Европу.
Что ж, уровень европеизации в Грузии действительно очень сильно вырос. И вот тому подтверждение.
Недавно в Грузии не случился гей-парад. То есть он должен был быть, нашлось даже двадцать участников, но собралось десять тысяч человек и "понятно чем всё закончилось".
Это вызвало закономерную реакцию европейских властей, которые подготовили доклад о соблюдении прав человека в Грузии и включили туда раздел о правах грузинских геев.
"Как у нас это себе представляют", после такого доклада стремящаяся в Европу страна должна униженно извиняться за дикость и гомофобию. Причём в первую голову осудить гомофобов должна была грузинская интеллигенция, как самая прозападная часть грузинского общества - потому что как же иначе?
Вместо этого грузинская интеллигенция отправила представителю Евросоюза в Грузии Томасу Хаммарбергу вот такое письмо. Открытое, разумеется. С длинным списком подписавшихся деятелей культуры. Опубликованное крупнейшей грузинской еженедельной газетой «Квирис палитра» в конце октября (до нас доехало только сейчас, "ну что ж поделать").
Письмо и впрямь любопытное. Несколько цитат:
Мы ознакомились с Вашим докладом о положении прав человека в Грузии и хотим ответить на ту его часть, в которой Вы говорите о наших национальных и религиозных меньшинствах и почему-то в том же контексте – о правах на пропаганду сексуального разврата. [...]
Ваш работодатель командировал Вас на работу в традиционное общество. Нормы дипломатии требуют от Вас уважения к традициям той страны, где Вы находитесь. В один из наиболее трагических моментов нашей истории в течение нескольких дней 100 тысяч тбилисцев добровольно сложили головы на плаху палачей, защищая христианскую нравственность. И тбилисцы считают этих людей святыми. А Вы позволяете себе читать нотации жителям этого города и этой страны, указывая, что правильно, а что нет, и при этом еще и говорите, что, оказывается, нам тоже должны дать право на выражение собственного мнения! Обращаем Ваше внимание на то, что это мы Вам даем право на свободное выражение собственного мнения в нашей стране и оставляем за собой право отвечать на него. [...]
Неужели лишь потому, что наша нация никогда не позволит себе сжигать Ваши флаги у Ваших посольств и прочие безумства, Вы считаете правильным призывать наше общество к коренному изменению многовековых устоев его жизни? [...]
Грузия исторически одна из наиболее толерантных и гуманных стран в мире, и наше общество радуется этому и гордится этим. В нашей стране веками стоят рядом церковь, синагога и мечеть в радиусе нескольких сотен метров. В Грузии всегда умели уважать другие религии, не говоря уже об уважении к гостю. Один только пример евреев чего стоит: этот древнейший народ даже в новейшей истории везде подвергался гонениям и притеснениям в той или иной форме, включая и страны Европы; единственная страна, где ничего подобного не было, – это Грузия. На нашей земле веками жили в дружбе люди разных национальностей и вероисповеданий. Хотим Вас заверить, что упомянутые проблемы и сегодня не стоят перед нашей страной и что они искусственно выдвигаются теми силами, которых волнует высокий авторитет нашей Церкви и которые, исходя из своих политических целей, желают дестабилизации ситуации в стране. Нам очень жаль, что неправительственные организации, замеченные в подобной активности, финансируются именно с Запада. [...]
Вы говорите, что «Грузинская Православная Церковь должна четко заявить, что она против всякого насилия в отношении представителей ЛГБТ». Мы удивлены, что Вы вынуждаете нас напомнить Вам: Предстоятель Грузинской Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии, Архиепископ Тбилисско-Мцхетский и Митрополит Сухумо-Абхазский Илия II в тот же день заявил, что Церковь дистанцируется от насилия. Такое несправедливое и лживое представление роли нашей Церкви, построенное на намеренном телеколлаже редких кадров, показывающих перегибы пары священнослужителей, вызывает у нас изумление. Вообще всякая попытка давления на нашу Церковь со стороны Запада совершенно неприемлема для нас, мирян. Марксизм, также пришедший к нам с Запада, уже пытался это сделать в прошлом веке. То, какой ответ дало ему наше общество, должно стать наглядным примером для всех, кто попытается это сделать в будущем. Марксизм тоже заставлял нас праздновать какие-то международные праздники, которые мы больше не празднуем. [...]
Засим позвольте нам самим решать, что для нас приемлемо от уважаемой и во многом достойной подражания Европы, а что – нет. И если наша дружба для Вас тоже не пустой звук, тогда и вы должны верить в ее фундаментальное свойство, которое называется равноправие друзей. А это означает, что и вы должны хотеть чему-то научиться или что-то вспомнить благодаря нам. И, может быть, это что-то и есть человеческие и семейные традиции, которые мы так бережем в Грузии и которые так исхудали нынче в Западной Европе. Наша нация с удовольствием будет сотрудничать с Евросоюзом в вопросах научно-технического прогресса и строительства демократии. Но наша же культура, которая еще до Христа подарила человечеству вино и пшено, Амирана-Прометея, медицину Медеи, а кража золотого руна знаний которой считалась великим подвигом среди прародителей Европы – греков, не примет нравственных наставлений от находящейся в нравственном кризисе Западной Европы.
Я понимаю, что, дочитав до этого места, часть моих читателей захлопает себя по ляжкам и закричит "молодцы грузины, так их, пидоров!", а другая заскрежещет зубами от ярости. "Это пожалуйста", но я-то не об этом. Попробуйте вообще на минуточку (хотя бы на минуточку!) забыть о своём личном отношении к данной теме. Далее, пропустите мимо смешные для нас грузинские похвальбушки на тему вина, пшена и золотого руна. И сосредоточьтесь на том, ЗАЧЕМ и КАК это написано.
Проговорим сначала кое-какие вещи. В стране, где идёт ускоренная европеизация (что в грузинском случае предполагает не только обучение "вообще всему", включая базовые представления о жизни, но и ломание через колено традиционного менталитета), ни в коем случае не следует создавать лишние поводы для недовольства этой самой европеизацией. Не нужно злить консервативно настроенное большинство, которому и без того худо.
В постсоветских странах по известным причинам гомосексуальная тематика воспринимается крайне болезненно. Грузия же, кроме того, имеет по этой части особое отягощение: как и во всех странах, бывших под мусульманами, реальный уровень "всяких таких дел" в Грузии очень высок. Что создаёт крайне неприятную ситуацию.
По всем этим причинам данную тему - как минимум, до завершения основного этапа европеизации - лучше не трогать вообще. То есть, с одной стороны, никаких преследований и гонений быть не должно (их и нет), но и никаких весёлых радужных плясок - тоже. Потому что публичное теребление этого вопроса в данный конкретный исторический момент может вызвать массовый откат от самой идеи европеизации - как это происходит в современной России, где раздуваемое властью геебесие используется (помимо всего прочего) для нагнетания азиатской истерии: "атата, они там в Евросодоме ужасным содомом занимаются, лучше уж Путин и менты".
Грузинам же ничего этого не нужно. Им нужно ЗАВЕРШИТЬ ЕВРОПЕИЗАЦИЮ - спокойно и без эксцессов. Раскорябывание гейской темы они рассматривают как враждебные действия, направленные на срыв следующего (постсаакашвилиевского) этапа реформ. И требуют - именно требуют! - от европейцев, чтобы те прикрутили фитилёк и не мешались.
Теперь обратите внимание на то, КАК грузины разговаривают с европейцами. Они делают это по-европейски. Начиная со списка подписантов (очень продуманного) и кончая интонациями. Никакой "дикости", никаких азиатских завываний, за исключением двух мест, рассчитанных на внутреннюю аудиторию (предпоследний абзац, например).
В целом сказано следующая:
а) Грузия - это старое европейское государство, временно азиатизированное и сейчас возвращающееся в Европу.
б) Наши ценности - это европейские ценности, вот доказательства (включая специально подстеленную соломку с еврейской темой). Мы не дикари, никого не громим, не преследуем и т.п., вот свидетельства (и тут же аккуратное напоминание о марксизме - "не всё, что приходит из Европы, является европейским").
в) А вот в этом конкретном вопросе уберите руки, пожалуйста [1].
Я пишу это не для того, чтобы лишний раз похвалить грузинских товарищей. У них достаточно своих воспевателей. Я пишу это для того, чтобы продемонстрировать, что такое "европеизация". Это не означает "выполнять приказы Брюсселя" (или любой другой евроструктуры). Такие приказы куда чаще приходится выполнять как раз неевропейским странам. Это значит - выстраивать у себя европейские институты и не позволять никому вмешиваться в этот процесс. Это значит - владеть европейской риторикой (в том числе и консервативной) и уметь пускать её в ход. Это умение задействовать гражданское общество. И так далее по известному списку.
В общем - - -
[1] Замечательно также задействование в этой теме грузинской церкви. Вообще, опыт нероссийских православных церквей как бы напоминает нам, что православие может быть не "стыдобищем", а подлинно национальной силой, пользоваться заслуженным уважением в обществе и быть сугубо позитивным фактором (в чём многие русские, глядючи на нынешнюю РПЦ, уже очень сильно сомневаются). Рассмотрение этой темы, однако, увело бы нас слишком далеко.
)(