Евгения СИМОНОВА: “Мои романы заканчивались замужеством!»
k_markarian — 01.06.2012 Сегодня у замечательной актрисы Евгении Симоновой день рождения! Поздравляем!Народная артистка России Евгения Симонова сыграла в кино и театре множество ролей. Но для миллионов зрителей она, пожалуй, навсегда останется прежде всего летчицей Машей из фильма «В бой идут одни старики». А еще - принцессой из «Обыкновенного чуда». Этот фильм-сказка, вышедший на экраны 34 года назад, демонстрируется с тех пор по несколько раз в году на разных телеканалах во всех бывших республиках Союза.
В интервью, которое я взял у Евгении Павловны в Риге 9 лет назад, звезда Московского академического театра имени Маяковского рассказала и об этом фильме, во время съемок которого чуть было не погибла, и о своей личной жизни, влюбленностях, отношении к религии… Причем в Интернете вы сможете найти лишь обрывки этого интервью, а полный его текст я набрал с сохранившейся вырезки из местной газеты…
Так бесовщина или храм?
- Одну погибшую артистку мюзикла «Норд-Ост» некий священник отказался отпевать лишь потому, что бесовское это дело – на сцене играть…
- Это вопрос довольно непростой, потому что я сама человек нерелигиозный и уж во всяком случае не церковный. Но ведь отношения с церковью у людей могут быть различны: я знаю многих очень религиозных актеров. Поэтому считаю, что тот священник, который отказался отпевать актрису, был не прав. У нас, например, на премьерном спектакле «Женитьба» по Гоголю (в постановке Сергея Арцибашева) был один священник, близкий друг моих друзей. Так он провозгласил после спектакля следующий тост: «За храм искусства! Потому что театр называли и называют храмом. Так вот я могу сказать, что есть спектакли, которые подтверждают это высокое звание»…
- Насколько известно, вы сами об актерской профессии не мечтали, учились хореографии, окончили Гнесинку… Никогда потом не пожалели о своем выборе? Ведь, как говорят, актерство – очень зависимая профессия: если роль в спектакле дадут, если в кино пригласят… У многих ваших коллег судьба, наверное, складывалась не так замечательно, как у вас. И приемную комиссию вы обаяли, и, учась в Щуке, стали знаменитой киноактрисой, и дочку успели родить, и в один из лучших театров страны поступили – в Маяковку…
- Я никогда не сожалела о выборе профессии. Мне, как говорится, грешно жаловаться. Я знаю огромное количество людей, действительно талантливых, которым судьба не дала того, что дала мне. Я всегда это знала и всегда понимала, что это – подарок, аванс. Поэтому много работала и работаю…
кадр из знаменитого фильма «В бой идут одни старики»
О Леониде БЫКОВЕ
- В вас невозможно было не влюбиться в фильме «В бой идут одни старики». Роль небольшая, но значительная. Как вас разглядел Леонид Быков?
- Я училась на 1 курсе, когда из Киева приехал второй режиссер, который работал с Быковым. И он искал вот такую молоденькую девушку. Мне еще 18 не исполнилось, когда я на пробы поехала. Очень волновалась, но когда увидела Быкова, когда он пожал мне руку и внимательно посмотрел на меня – а у него глаза были изумительные: светлые, добрые, - мне сразу показалось, что от этого человека может исходить только самое лучшее. Поэтому как-то вдруг у меня и волнение все прошло, и после пробы (я а вообще тогда ничего не умела) он сразу ко мне подошел и сказал: «Я очень хочу, чтобы ты у нас снималась. Конечно, еще худсовета не было. Но я могу тебе сказать, что мне больше никто и не нужен. Так что я буду за тебя бороться». И спустя неделю пришла телеграмма… Я сейчас, после смерти папы, перебирала всякие бумаги и нашла эту телеграмму, которую мама хранила: «Утверждены на роль Маши. Поздравляем. С нетерпением ждем съемки».
В Быкова нельзя было не влюбиться. Он человек был изумительный. Жаль, что погиб так рано. Таким людям приходится очень тяжело в этой жизни, причем всегда, при любом строе. Он настолько был лишен всякой суеты, интриг, настолько был чистый, честный, нежнейший человек… В группе были удивительные отношения, он задавал тон, и я думала, поскольку это была моя первая картина, что только так вообще в кино все и происходит: только такие бывают режиссеры, только такие бывают взаимоотношения между актерами…
Смертельный эпизод…
- Скажите, правда ли, что однажды во время съемок вы могли погибнуть – когда, играя в «Обыкновенном чуде», стали проваливаться в зыбучие пески?
- Да, мы снимали эпизод в песчаном карьере, когда нас вдруг с Александром Абдуловым стало засасывать в песок. Мы сначала смеялись-смеялись, а потом, когда я уже была в песке выше колен, а он более чем по щиколотку, стало не до смеха. Ни он, ни я не могли тронуться с места. Хорошо, что рядом были пожарные, которые нас и вытащили. Такая странная была история.
- А у Марка Захарова, у которого вы снимались в этом фильме в 1978 году, не было желания переманить вас в свой театр?
- Не знаю. Во время съемок в «Обыкновенном чуде» в своем театре я репетировала и выпускала «Чайку» Чехова с режиссером Вилькиным и такими партнерами, как Доронина, Тенин, Костолевский, Охлупин, Карпова. Поэтому тогда и мысли не возникало о переходе в какой-то другой театр.
Вместе с Абдуловым в "Обыкновенном чуде"
Актерский суд
- Госпремию в 1984-м вы получили за роль в кино или в театре?
- Тогда это было довольно формально. Была такая пьеса Солынского «Молва». Хотя спектакль Гончарова по этой пьесе получился, может, не самый лучший (по сравнению с другими его постановками), но все было довольно крепко плюс замечательные работы Фатюшина, Гундаревой. А я, в общем, так, до кучи там оказалась.
- Списком утверждали?
- Наверное.
- Тут вы, думаю, преуменьшаете…
- Нет, правда-правда. У меня были другие роли, за которые, может быть, и можно было чего-нибудь дать, но за них я ничего не получала. Однако и так бывает.
- Зато премию имени Станиславского, полученную в 1995 году, надеюсь, не считаете незаслуженной?
- Нет, но Наталья Георгиевна Гундарева и Игорь Костолевский, которые были в оргкомитете этой премии…
- Вы хотите сказать, вам подыграли?
- Ну, во всяком случае против не голосовали однозначно. Но надо сказать. Что по отзывам коллег (а это самый строгий и самый почетный суд) в «Жертве века» по Островскому у меня действительно была неплохая роль.
О влюбленностях и любви
- Вы играли с Александром Абдуловым, Андреем Мироновым – признанными мужчинами-сердцеедами – и неужели не влюблялись в них, ведь, ничего не испытывая к партнеру, и влюбленность порой не сыграешь?
С Андреем Мироновым в "Обыкновенном чуде"
- Безусловно. Мне тоже так кажется. И если этого нет, то мне, например, бывает очень сложно. Но хочу сказать, что такая вот влюбленность с реальным так называемым романом и со всеми вытекающими отсюда последствиями для меня, например, не то что необязательны, а просто исключены. У меня дважды случалось, когда возникало, скажем так, нечто – и я сразу выходила замуж (за актера Александра Кайдановского, с которым познакомилась во время съемок «Пропавшей экспедиции», и за режиссера Андрея Эшпая-младшего, который пригласил Симонову в свою дебютную ленту «Когда играли Баха» - Авт.).
Потом, кстати, были свои сложности в существовании с мужем в качестве партнера. Но как бы мы всерьез ни относились к нашей профессии, все равно – это игра, все равно говорят: он играет…
У моего отца (он был замечательным нейрофизиологом, директором Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии) была такая тема, которая называлась «Психология творчества». Своей научной работой он оказался непосредственно связан с театром. И он проводил такие опыты (я тоже в них участвовала на каком-то этапе), в которых были задействованы и Олег Табаков, и Игорь Кваша, и многие другие известные и замечательные актеры. Так вот, просили сыграть какую-нибудь драматическую, а лучше трагическую сцену, и в это время вели съемку лица крупным планом и отслеживали показания датчиков, которые фиксировали многие параметры. И чем реальнее, трагичнее актер изображал своего героя, чем больше ему удавалась роль, тем сильнее раздражался и так называемый центр удовольствия в мозге артиста. Поэтому, когда некоторые актеры говорят, что после трагических ролей они 8 дней приходят в себя, я, честно говоря, не то что не верю (потому, что все очень индивидуально), я этого не понимаю.
Если ты играешь тяжелый спектакль с драматической ролью, и он хорошо прошел - испытываешь, наоборот (при всей физической усталости), такое внутреннее удовлетворение! Потому что центр удовольствия получил свою порцию.
Анекдот в тему:
Один актер жалуется другому:
- Я уже весь измотан новой ролью, просто умираю на сцене.
Второй замечает:
- А ты не пробовал играть?
Возвращаясь к теме партнерства, скажу, что обязательно должна присутствовать влюбленность друг в друга. Ведь что интереснее наблюдать в игре актеров? Предысторию, а не то, что случилось потом. Поэтому для меня всегда вот эта некая предыгра и мои собственные фантазии значительно интереснее и ценнее. Например, в Абдулова я не было влюблена, хотя он мне очень нравился. Мы с ним сразу стали друзьями, когда познакомились в экспедиции на картине «Золотая речка» на Южном Урале. Мне с ним было очень легко и приятно. Потом, помню, была какая-то «Кинопанорама», в которой, как оказалось, мы как-то по особому смотрели друг на друга. Пошли какие-то разговоры… Но могу сказать честно: даже близко ничего не было. А потом, как мне кажется, мужчина, какой бы он ни был сердцеед, всегда чувствует: есть ли у него перспектива или нет…
С отцом и братом
Царское предложение
- Как вы после училища, в 1976 году, сразу попали в Маяковку. Удивительно, что вы ни разу за эти годы не изменяли своему театру…
- Мне опять же повезло. Я хотела именно в театр Маяковского. Дело в том, что я училась у Катина-Ярцева, замечательного педагога. Он набрал нас в 1972 году, а прежде, в 1971-м, выпустил курс, где учились Гундарева, Райкин, Богатырев… И я знала, что Гундарева – в театре Маяковского, я видела ее в спектакле «Банкрот», знала, что там и Игорь Костолевский, сыгравший к тому времени в картине «Звезда пленительного счастья». Это – изумительная его роль. Игорем тогда все были увлечены. И в театре же был Александр Фатюшин, который тоже уже имел замечательные роли и в театре, и в кино…
Меня, правда, приглашали несколько других театров, но я хотела именно в Маяковку. И однажды раздался звонок от помощника Гончарова, меня пригласили на разговор. И я пришла, и увидела Андрея Александровича (патриарх советского театра, умер 7 сентября 2001 года – Авт.) в первый раз в жизни. Я знала, что у него очень непростой характер, но он был редчайшего обаяния человек, буквально обволакивал собеседника. Вся его фигура, благородное лицо, изысканные манеры… Представить потом, что он мог устроить «ковровую бомбежку» артисту, когда места живого буквально не оставалось, было трудно…
Так вот он мне тогда предложил работать в театре, что было совершенной фантастикой: чтобы главный режиссер вот так вот снизошел до выпускницы театрального вуза… Говорят, что он увидел меня в фильме «Афоня», а кто-то из его помощников – в дипломном (очень хорошем) спектакле «Альпийская баллада», поставленном режиссером Черняховским, который сейчас, к сожалению, живет в Америке. У меня тогда был и партнер замечательный – актер театра имени Вахтангова Стас Жданько, трагически погибший в 25 лет. Он сейчас был бы суперзвездой… Этот спектакль мы играли по всей Москве. Так что «Афоня» и «Альпийская баллада» помогли получить мне такое царское предложение.
Под знаком ГОНЧАРОВА
- Но у меня было отягчающее обстоятельство – я была в положении, - продолжает Евгения Симонова. – Беременность обнаружила в самый неподходящий момент, когда были госэкзамены , все показы в театр, дипломные спектакли, то есть даже если очень постараться, то более неудачный момент придумать невозможно. Но поскольку во мне всегда был очень сильно развит материнский инстинкт, то для меня тут вопрос не стоял – сохранять беременность или нет. Для меня было ясно, что я должна родить ребенка…
- Хотя вы рисковали своей карьерой?
- В принципе, да. Когда такое количество молодых актрис, четыре театральных училища, огромные выпуски… Я даже думала, говорить или не говорить о беременности Андрею Александровичу, поскольку срок был небольшой. Но он был так ко мне великодушен, что я не решилась его обмануть. «Что ж, мы вас подождем», – ответил он на мое признание, ни секунды не задумавшись…
- То, как вы рассказываете о театре и его бывшем главреже, многое проясняет. У вас была просто установка на Маяковку…
- Да, но потом еще у нас театр уникальный по атмосфере. А ведь я играла в разных театрах – и в Советской Армии, в Станиславского, и на Таганке, У Табакова сейчас играю в «Табакерке», в «Современнике» репетировала, в который однажды чуть не ушла, когда у меня не было работы в театре Маяковского… А в «Современник» меня брали сразу на три роли! Среди них – Ирина, которую я мечтала всю жизнь сыграть в «Трех сестрах». Плюс Волчек брала меня еще и в «Кабалу святош». И я там начала даже репетировать. Но потом поняла, что не могу. Привязанность к театру Маяковского все пересилила. К театру и к Гончарову тоже.
С Александром Фатюшиным в спектакле "Молва"
Семейная проба
- Фильм «Цветущий холм среди пустого поля», снятый вашим мужем по повести вашего же брата, получился таким семейным. В нем снялась и ваша младшая дочь Мария, сыграв вашу киногероиню в детстве. Были проблемы, насколько знаю, с переводом его с цифры на кинопленку?
- Перевели! (Говорит радостно, потому что история по добыче денег на эту дорогостоящую кинооперацию длилась не мене двух лет – Авт.) Мы были с этим фильмом на нескольких кинофестивалях. Я была даже номинирована на «Нику» за женскую роль в этой ленте (свою «Нику» за лучшую женскую роль в ретро-драме Андрея Эшпая «Многоточие» Евгения Симонова получила в 2007 году, как и «Хрустальную Турандот» в 2004-м за главную роль в спектакле «Три высокие женщины» - Авт.) Это был как раз тот редкий случай, когда номинация была приятной, поскольку это все начиналось как абсолютная авантюра со стороны Андрея Андреевича Эшпая. Он вообще любит авантюры, и жизнь его вынуждает на это идти. Потому что он очень талантливый человек, но в течение многих лет после своей последней картины «Униженные и оскорбленные» слишком долгое время ничего не снимал. А фильм по Достоевскому замечательный, считаю его совершенной классикой, не побоюсь этого слова (был бы режиссер моим мужем или нет – все равно), где, на мой взгляд, лучшая роль Никиты Михалкова и где замечательно играет Настасья Кински…
Но достать денег на новую картину было невозможно, хотя сейчас снимают вообще кто ни попадя. И вот возникла мысль с фильмом «Цветущий холм среди пустого поля». Брат (писатель и телеведущий Юрий Вяземский – Авт.) за свою повесть, естественно, не требовал ни копейки, все остальные – тоже. Оператор получил какую-то символическую сумму, и все. Фильм нельзя было назвать даже малобюджетным – денег практически не было. Мне казалось, что телефильмом в 20 минут все и закончится. А он идет час двадцать, фактически получился полнометражный фильм. К слову, прежде, чем номинировать картину на «Нику», 400 киноакадемиков фильм посмотрели. После этого, между прочим, нас с Андрюшей в академию позвали…
(krasa-russia.ru)
Без любви – не жизнь…
- Я одобряю семейственность. Вот и ваша старшая дочь Зоя закончила ГИТИС, играет в Маяковке. А внуку вы профессию актера пожелали бы?
- Нет. Хотя если он твердо решит, отговаривать не буду, даже если сам потом пожалеет. Но это должен быть его выбор. А не пожелала бы, потому что наша профессия для мужчин, как мне кажется, все же сложнее, чем для женщин. Все-таки актерство – очень зависимое дело…
- Ваша героиня в спектакле «Круг» покидает мужа во имя новой любви. В жизни, на ваш взгляд, нет ничего более важного, чем любовь? Вы своим первым браком тоже поэтому пожертвовали?
- Ради любви к Эшпаю? Нет. К тому времени с Александром Кайдановским мы прожили шесть лет, брак распался. А совместное проживание без любви даже ради общего ребенка я принять не могу, разве что постараюсь хоть как-то понять, да и то, пожалуй, только теоретически…
Дружная семья: успешная пианистка Мария Эшпай, глава семейства Андрей Эшпай, Евгения и Зоя Кайдановская (lifenews.lv)
(ЗЫ. Большое спасибо, друзья, кто голосует за меня в номинации «Лучшее — детям», чему посвящен предыдущий пост: http://k-markarian.livejournal.com/67869.html )