"Эвенское лето", или Как мы чуть не утонули на миссионерской работе

Как и три года назад, решили мы как-то съездить к полюбившимся нам эвенам с проповедью Слова Божия и заодно привезти чего-нибудь вкусненького и полезного. Даже выиграли под это дело грант. Но не учли одной детали, а именно: погоды на Крайнем Севере нынче стоят специфические — особенно в тех местах Арктики, куда нас занесло, а именно Момский улус.
Этот самый улус справедливо называют «жемчужиной Арктики» — красиво там невероятно. Горы высокие, тайга зеленая, реки прозрачные. И главное — от ширнармасс далеко, потому как страна наша велика зело, а транспортная доступность как в XIX веке.
Хотя кому я вру, с XVIII ничего не меняется.
Команда поехала большая: врачи в количестве трех штук, психолог, паразитолог, специалист по здоровому питанию, журналистка, молодая артистка — исполнительница на эвенском языке, руководительница группы с помощницей и мы с отцом Тихоном. Наша часть проекта называлась «Эвенское лето», а ассоциации «Юные оленеводы Якутии», которой рулит руководительница группы, — «Арктический вклад». «Под двадцать процентов», — пошутил отец Тихон.
Четыре человека полетели из Якутска в административный центр соседнего Оймяконского улуса, поселок Усть-Нера, самолетом, а остальные — сутки на такси.
Тут бы нам уже задуматься, потому что вообще-то МЧС уже месяц до этого крайне рекомендовало не соваться: паводки в этом году экстремальные. Но грантодатели могли бы не оценить и затребовать возврат средств, а мы уже все распланировали. И мы решили рискнуть.



В Усть-Нере мы застряли на несколько дней и даже смогли помолиться в храме Успения Божией Матери, где (редкость для наших Северов) есть постоянный священник, отец Феодор. Даже три священника, потому что сын его тоже стал священником, и дочь замужем за священником. Батюшка и матушка Надежда пустили нас с отцом Тихоном пожить к себе в гостевой домик, чем помогли нам не вылезти из бюджета (гостиница в поселке дороговата).



День на четвертый нас подняли посреди ночи, погрузили в хайс — вповалку, потому что там еще были люди, а у нас, хоть мы большую часть груза отдали водителю другой машины, на которую потом пересели, все-таки еще и личные вещи были.

Так мы проехали первые километров восемьдесят, по самой красивой в мире трассе «Колыма». Ее еще называют «дорогой на костях» — заключенные строили.

Через часа три мы приехали к домику, типа электростанции (я не знаю, что там электрифицируют, но электростанция там точно есть, а еще есть тарелка с еле живым интернетом и огромные солнечные батареи). У домика стоял грузовик — вахтовка, на которой мы должны были двинуть дальше, через тайгу, в поселок Сасыр Улахан-Чистайского наслега. Вокруг сидели люди, прибывшие из этого поселка и планировавшие ехать дальше, в Усть-Неру и Якутск.




Возле вахтовки к нам подошла девочка четырнадцати лет и вежливо
спросила, кто мы такие, чего так вырядились и чего нам дома не
сидится. Девушку зовут Сулустаана («Звезда» по-якутски), и она
юкагирка.

Мы подарили ей иконку, всякого просветительского и еще обещали подарить Евангелие для детей на якутском языке, если она заглянет к нам на огонек в Якутске. Напишу ей, вдруг она еще в городе. Сулустаана была очень рада, потому что любит читать. Еще она сказала, что любит знакомиться и общаться с людьми, и ей это помогает лучше говорить по-русски. Она билингва, но, как это часто бывает, оба родных языка у нее неидеальны. Юкагирского не знает: носителей почти не осталось, а в школе с национальным компонентом нет преподавателя – только онлайн, а интернет дорогой и нестабильный.
Потом она, смекнув, какие у нас могут быть профессиональные интересы, рассказала, что в Сасыре есть заброшки, в которых живет нечисть, абагы, и туда лучше не ходить. А еще (поведала она) у них есть люди, которых называют Аhыллыбыт эт – "люди с открытым мясом". Они могут видеть то, чего другие не видят – всяких тёмных сущностей. Собственно, ее заинтересовало, не приходилось ли нам видеть нечисть. Пока Бог миловал.
В конце беседы Сулустаана пожелала нам счастливого пути, заметив, что вот они, например, ехали почти четыре дня. Когда нам стало дурно от этой информации, она посмотрела на нас сочувственно и добавила: "Мы очень терпеливые дети".
Эта реплика стала для нас мемом и своеобразным девизом поездки. В предстоящие три недели, когда хотелось поунывать, нам нередко вспоминалась эта девочка Звёздочка – очень терпеливый ребёнок.
Итак, Сулустаана с другими людьми поехали в Якутск через Усть-Неру, а мы двинулись в Сасыр. Вообще этот поселок считается наиболее доступным в Момском улусе – от него рукой подать до трассы «Колыма». Нам повезло, и путь до нее занял всего-то полтора суток – 35 ч 41 мин 25 сек, если точнее (отец Тихон поставил секундомер), с четырьмя двухчасовыми остановками и шестичасовым сном в небольшом лагере посреди тундры, близ живописного перевала «Антон». Но может и не повезти. При неудачных обстоятельствах путь занимает 16 дней – именно столько добирались люди за пару недель до нас.
При совсем неудачных обстоятельствах путь займет тоже несколько дней, но может кончиться плачевно: за несколько дней до нашего предполагаемого отъезда один КАМАЗ ушел под воду на речке Терехтях. Людей из бурлящей, вышедшей из берегов, горной речки успели вытащить, но все их имущество (а одна семья везла десять коробок заработанного за долгое время жизни в городе добра и жизненно важные лекарства) утонуло.
Зимой же ехать до города всего около суток.
Вообще-то там до трассы действительно рукой подать – километров двести. Но это двести километров бездорожья, и когда я говорю "бездорожье", я именно это и имею в виду: там нет дороги. То есть вы сидите в грузовике, а грузовик скачет по лесам, болотам, горам и горным речкам с скоростью, не превышающей быстрой ходьбы. Перед нашим грузовиком уже после последнего дождя успел проскакать другой грузовик, и мы скакали по его следам, но иногда все равно приходилось менять траекторию, объезжая поваленное дерево или огромный камень.
Ныть не буду. Дорога была долгая, тяжёлая, утомительная, но невероятно живописная.

Правда, иногда попадались следы туристов и вызывали приступы мизантропии. На вышеупомянутом перевале Антон (что за неведомый Антон дал имя этому перевалу, не знаю), где начинается Момский природный парк, мною были замечены груды мусора, а возле лагеря, разбитого для усталых путников (там живут и работают несколько человек, эвенов – у них две большие палатки и костёр, на котором можно погреть чаю), к которому мы подъехали часов через несколько, валялись бутылка из-под водки, обилие пакетиков и использованный (кажется) тест на беременность. Ну хоть что-то обнадёживающее.





Местные к туристам относятся с прохладцей. Считается, что здешние духи (эвены, которых тут большинство, одухотворяют природу и считают, что тревожить ее лишний раз НЕ НАДО) туристов недолюбливают, и хочу сказать, что я их (духов) прекрасно понимаю. Туристы не только ходят и гадят ©️, но и, например, лезут на Пик Победы (самая высокая точка Черского хребта), ломают ноги, потом вызывают МЧС и вообще создают много шума. Похожую историю мы в новостях из Киргизии наблюдаем. Там тоже пик Победы, сломанная нога, плохие перспективы для туристки и уже один погибший спасатель. Местные уверены, что экстремальный паводок этого года связан с нашествием туристов и недовольством в связи с этим духов. "Природа не хочет показывать свои красоты туристам и не очень-то дружелюбна", – доверительно сообщил нам бывший глава поселка Сасыр на обратной дороге, на четвёртый день нашего безвылазного сидения . «Мы не туристы», – поспешили мы успокоить его (пусть передаст своим недружелюбным духам). Может, благодаря этому и улетели плюс-минус благополучно.
Кстати, к вопросу, почему дорог нет и, вероятно, не будет. "Не очень-то и хотелось", – говорят многие. Амбивалентно. Но, действительно, лучше бы малую авиацию развивали.
Есть еще техногенная версия большой воды: с тех пор, как в борьбе с лесными пожарами, предписанной чуть ли не Москвой, облака начали нагонять зондировщиками, погода стала непредсказуемая, а дожди зачастили. Не знаю уж, насколько верны предположения местных насчет причин катастрофы, но в главном они правы: тушить лесные пожары, возникшие по естественным причинам (молнии, самовозгорания и т.д.), бессмысленно: природа с ними сама справляется благодаря естественным водным преградам, а лишние вмешательства попросту неэкологичны.
Прекрасным пейзажам я посвящу отдельный пост, а пока про наши трудности.
Итак, мы приехали в Сасыр, поработали там пару дней (об этом тоже будет пост), а потом за нами приехал Христофор и повез в олень-стадо, в гости к кочевой общине «Магир».

Христофор — младший сын старейшин общины, Екатерины Егоровны и Дмитрия Христофоровича. О них я еще расскажу. Парень он продвинутый, возит туристов, ведет инстаграмчик (у оленеводов, прикиньте, интернет есть, только очень дорогой, две тысячи в сутки, поэтому используют они его нечасто), иногда стреляет диких баранов из ружья с оптическим прицелом, водит вездеход. Вот на вездеходе он нас и повез. Даже на трех вездеходах, к нему примкнули еще Антон по прозванию Антонио и Саша — местный пожарный.


Из поселка мы ехали целый день, и к ночи прибыли в стойбище.

Работали в стаде мы дня четыре. Изначально планировалось, что
будем неделю, потом — что пару дней (и расстроились, потому что
врачи-то за пару дней могут людей осмотреть, а что священник
сделает за два дня с людьми, которые о Христе раньше ничего не
слышали?). Но в итоге мы попали в непогоду, вот и получились
дополнительные дни. «Магир», конечно, от погоды не зависит, но
совсем в тумане ехать неохота. О духовном аспекте непогоды мы еще
поговорим. Пока же отмечу, что оленеводы погоду чувствуют
прекрасно, так что в какой-то момент нам велели выметаться
сказали быстро собраться, попить чаю и уезжать — и это было мудро,
ибо утром зарядили дожди, и мы бы в ближайшем болоте
застряли.


Выехали мы вечерком, ночи уже довольно темные, поэтому на полпути остановились в домике оленеводов — уже «Магира».



Радости нашей от прибытия в Сасыр не было конца. Ура, кричали мы, баня! Туалет, пусть и уличный, но непродуваемый! (Туалет в стаде выглядел так: вокруг ямы с двумя положенными на нее для удобства досками поставили четыре шеста и обтянули мешковиной.) Телевизор! Хоть какой-то телефон (Билайн только, но хоть что-то)!
Но тут что-то пошло не так. Потому что к нам (мы жили в домике, который тоже принадлежит людям из «Кукуина» — они пока кочуют, дом свободен) пришел наш водитель Семен и сказал, что в ближайшие дни мы не поедем, потому что в Терехтяхе вода поднимается. Когда он уточнил, что сидеть нам минимум неделю, мы начали паниковать. На четвертый день мне начало казаться, что так будет в аду: связь почти иллюзорная, идти некуда, каждый день похож на предыдущий, и полная неопределенность на завтра. Два человека из компании начали впадать в депрессию, потому что им надо было лететь дальше по работе (тоже в Арктику, а там билеты тысяч по семьдесят). У доктора Антонины сорвалась поездка в Питер. У Тихона висела на волоске поездка в Москву. Плюс ко всему нас «обрадовали», что в Усть-Нере подтопило аэропорт и его закрыли до октября (то есть еще и добавились сутки на такси до Якутска).
И тут случилось чудо. Оказалось, что раза два в месяц авиакомпания «Полярные авиалинии» посылает чартер из районного центра Момского улуса поселка Хонуу в Сасыр (там отличная, почти не боящаяся дождя взлетная полоса), и вот сейчас как раз он должен прилететь. Это самолетик «антошка», АН3 (типа кукурузника, но с креслами), он делает два рейса туда-сюда, а уже из Хонуу есть прямой рейс в Якутск.
Проблема в том, что билет Сасыр — Мома (Хонуу) стоит 9000 рублей (только наличными, никаких карт), а Мома — Якутск 37 500 рублей. И еще не факт, что билеты будут. Два человека, которым было надо срочно, плюнули и сказали, что полетят за свой счет. Мы напряглись, вспомнили, что епархии предоставляется большая скидка на билеты, а у нас с тремя (формально двумя, но фактически с тремя) людьми из группы трудовой договор — и стали искать варианты спасения.
В спасении нас участвовали самые разные люди, от моего папы, который одолжил денег (ждем, что фонд вернет под авансовый отчет), до ветеранки пионерского движения Нины Афанасьевны, которая в одиннадцать вечера через знакомых в авиакассе бронировала нам билеты из Хонуу. Под нас сделали третий чартерный рейс Мома — Сасыр — Мома!
Дополнительно всплыла еще одна проблема: мы с отцом Тихоном оставили паспорта в Усть-Нере, чтоб случайно их не выронить в речку из вахотовки или вездехода (да, мы идиоты). В Сасыре-то нас без проблем посадили по копии паспорта, а вот в Моме, предупредили нас, лютует служба безопасности, и никакие копии не прокатят! Пришлось просить матушку Надежду из Усть-Неры, чтобы она передала паспорта таксисту Роману, который едет в Якутск, а он бы их отдал курьеру Николаю, который отправляет срочные посылки в Мому, и он бы их отправил самолетом в Мому, а в Моме они нас ждали в аэропорту, у достойной женщины с возвышенным именем Изольда.
Особенно страшный момент возник за два дня до вылета в Мому.
Внезапно, словно призрак, в наш домик вошел водитель Семен и
сказал, что завтра в семь утра выезжаем. Я собралась было снимать
бронь (внутренне дрожа от страха, потому что неделю назад в
прибывающей воде потонул КАМАЗ — я выше писала — и его уже метров
на тридцать унесло), но Тихон грозно сказал: «Не вздумай!» — и
оказался прав, потому что через полтора часа Семен перезвонил и
сказал, что мы никуда не едем, а будем сидеть здесь вечно и
умрем в забвении непонятно сколько.

|
</> |