Этот страшный взрослый мир
 classic_art_ru — 16.10.2025
                                                
                        
                        
В Москве на Болотной площади есть такая необычная скульптурная
композиция:
 
Называется скульптура "Дети – жертвы пороков взрослых".
Правда, установлена она была не в День защиты детей 1 июня, а 2 сентября 2001-го года - в День города.
Создавалась композиция по заказу тогдашнего московского мэра Юрия Лужкова, который, по словам скульптора Михаила Шемякина,
являлся и автором идеи, и составителем списка пороков.
Бронзовые фигуры были отлиты в США, где тогда жил Михаил Шемякин, по морю их доставили в Россию.

Шемякин выбрал аллегорическую форму изображения людских пороков:
войны и наркомании, нищеты и проституции, воровства и садизма, невежества и алкоголизма, пропаганды насилия,
эксплуатации детского труда, лжеучености, равнодушия и позорного столба "для беспамятных".


И в центре – мальчик и девочка с завязанными глазами - дети, которые ещё не ориентируются в огромном мире.
Между ними – мячик, а может, земной шар, рядом с ними – книги, и надпись на одной из них – "А.С. Пушкин. Сказки"...
Михаил Шемякин в своих интервью не раз говорил, что проблема страдающих детей для него знакома не понаслышке.
Он бывал в Афганистане и Пакистане, видел много детских трагедий.
Фонд Михаила Шемякина шефствует над Колпинской колонией малолетних преступников.
Вот обращение скульптора к будущим зрителям своей скульптуры, которое заканчивается словами-
Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России:

И жители близлежащих районов не остались равнодушными и начали делать всё,
чтобы сберечь будущее России от ... шемякинской скульптуры.
Были бурные протесты, были гневные коллективные письма.

Противники установки памятника почему-то сразу сократили название и стали называть его просто - Памятник порокам.
И требовали не допустить «монументальных упырей и вурдалаков» в сквер, опасаясь,
что сам вид памятника будет действовать на психику гуляющих детей...

  
Время всё расставило на свои места. Страсти вокруг скульптуры давно утихли.
Около памятника всегда люди.

В первые годы после установки можно было войти внутрь композиции:
подняться по ступенькам и «прогуляться» среди фигур.
  
Но потом быстро проявился ещё один живучий людской порок – вандализм:
постепенно начали откручивать, отламывать и отбивать мелкие детали, которые необходимы для раскрытия авторского замысла.
Так что сейчас висит просьба не заходить за цепочное ограждение и не трогать скульптуры руками.
  

Фото В. Златомрежев, 2001 год
            
                    Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию                
                    Как японцы лечат радикулит                
                    Нива № 17-20/1870                
                    «Красивая работа» / Beau travail (реж. Клер Дени, 1999)                
                    Реализм. Медсестры.                
                    перечитывая A Sinistra                
                    Байя Сардиния 2025                
                    БАНКРОТСТВО ВИОГЕМ! КРУПНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ ГОРНЫХ РАБОТ ПОД НОЖОМ!                
            
            
            
