рейтинг блогов

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

топ 100 блогов dona_anna17.07.2011 Это не воспоминания, это картинки прошлого.

"...Всё можно, всё можно простить учителю, Если этот учитель есть..." (c)

14 июля 2011г. ушел от нас Вячеслав Шрага, художник и учитель, один из самых значимых людей в моей жизни... Всего 58 ему было... И уже не в первый раз так случается, что на похороны значимого для меня человека я не попала. И как обычно в таких ситуациях есть и своя положительная сторона - он навсегда останется в моей памяти молодым, здоровым и живым...
Я никогда даже и не представляла себе, что буду писать о нем восспоминания - я всегда пребывала в полной уверенности, что уж кто-то, а он переживет нас всех...
И да простят меня его нынешние ученики, которые знают вполне солидного мэтра, мои мемории относятся аж 1985г., когда все мы были совсем молодыми, а некоторые ученики были не то, чтобы ровесники учителю, но и старше его... Мы были на ты, что в те времена было непринято совсем, хотя уважение к учителю испытывали неимоверное... И были мы тогда по-настоящему семьей, которую сами себе выбрали, чем-то гораздо большим, чем студия...



Надо сказать пару слов, чтобы было понятнее как я начала учиться у Славы Шраги. Когда смотришь назад, то понимаешь, что это была ДОРОГА.
Кончив совершенно не любимый мной институт, в котором меня интересовал только студенческий театр, в день получения диплома я записалась на курсы цветоводов-декораторов и вернулась к активным занятиям икэбаной. Для икэбаны нужны керамические сосуды и я и мои сотоварищи стали активно искать в Ленинграде, где бы можно было слепить керамические вазы. В один прекрасный день одна девушка мне сказала: "Иди в ДК Моряков, там ВАШ ЧЕЛОВЕК преподает. Тебе понравится."


ДК Моряков

Тогда студия наша находилась в ДК Моряков. Оказалось, что я совершенно не помню, как выглядело здание... Поэтому я уже честно спросила Это не воспоминания, это картинки прошлого. [info]paintervic, моего соученика по студии, правильную ли я вытащила картинку из сети... Вполне могла подсунуть вам фотку какого-нибудь другого ленинградского ДК.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

При этом я совершенно точно помню, что было внутри... Не смотря на годы и расстояния... Эту огромную грязноватую комнату с высокими потолками, скрипящий рассохшийся паркет, весь в краске и глине, который уже никто не пытался отмыть... В одном углу стояли написанные картины нашего преподавателя, в другом его же мольберт, на котором всегда стояла, как мне казалась, новая картина, а в еще одном углу стояло чучело медведя с подносом для визиток...

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
Медведь был типа такой. Как он залетел в студию никто не помнил. А главное, как сохранилось явно дореволюционное буржуйское чучело в здании ДК, которое было построено перед Втор. мир. войной? Ответа мы не знали да и не сильно интересоваллись, воспринимали медведя как должное. Немножко его подкрашивали и собирались вместо елки нарядить на Новый год, но тут начальство ДК решило, что медведь студии не по чину и его убрали, заменив на человека в мышцах, но без кожи,

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
которого хорошо видно за моей спиной. Он уже был не столь романтичен как медведь, и не столь пушист. Mы его меньше любили.
Опять же, должна вам напомнить, что хоть 1985г. формально считается началом перестройки, времена еще были ооочень-ооочень мутные и серые... Мы еще жили по инерции брежневской эпохи и студия была для нас и домом, и как сказали бы сейчас, и нашим виртуальным миром, и нашей социальной сетью, да и просто нашим ВСЕМ. Даже мелкие детали, типа моей прически как на фотографии, тогда казались большой вольностью. Один мой соученик, первый раз придя в студию и увидев меня на фотографии с таким хвостиком, сказал, что если тут ходят с такими прическами, то он остается.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
Что поражало нас, попадавших в студию, так это ЦВЕТ. Он, казалось, жил своей жизнью на картинах нашего учителя... Слава вырос в Мариуполе, который тогда был Жданов. Т.е. он был южанин, он не вырос в черно-белом ленинградском мире, как я. И поэтому его цвет меня так потряс. Во всяком случае, я это себе так объясняю.
Эта картина, конечно же, более поздняя... Я сомневаюсь, что сохранилось что-то того времени. Даже на фотографиях... Жизнь была очень бедная, подрамник и холст - почти состояние, и картины Слава записывал регулярно... Иногда было очень-очень жалко. Мы эти картины любили как живых людей.

И опять же, да простят меня его нынешние ученики, которые, как я подозреваю, будут это читать, состав студии был совсем другой... Художники - народ бедный... В большинстве своем не слишком имущий - за обучение не надо было платить... Некоторые непонятно где жили и кем работали... И наш учитель тоже... Денег не было совсем... И часто были просто голодные. Занимались те, кто очень хотел. Моя "инженерная" зарплата казалась невероятным богатством и я каждый раз когда шла в студию, несла что-то съестное, т.к. знала, что там хотят есть, а купить не на что...

Но у нас в студии были всякие неожиданные вещи, на пример скейборд:) Тогда их в Ленинграде было очень мало. Катались на нем с жутким грохотом по коридорам ДК и пугали директрису:)

Я тут много цитирую Веронику Долину потому что в студии было много записей и ее тоже, и мы часто работали под ее песни. Вот так у меня это и соеденилось вместе.


"...Где я ловлю попутную машину..." (с)

Не надо забывать, что в студию я пришла чтобы заниматься керамикой. В Ленинграде такие студии были большой редкостью... Да и в ДК Моряков был крошечный муфелек (муфельная печка) со входом где-то 25 на 10 см. Но мы хотели лепить. Печка была, а глина регулярно кончалась. В те времена не было возможности пойти в магазин и выбрать нужную, уже приготовленную глину в упаковке. Глину нужно было добывать. Где-то почти в городе было место, где можно было накопать глину,и у нас была железная бочка

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
типа такая, более похожую не смогла найти в сети. Вот мы с ней и с лапатой, Слава, я и еще один мой соученик (я не называю имена реальных людей пока они мне не разрешат) поехали за глиной. Пока мы ехали туда и выглядели относительно прилично, особо проблем не было. Сели на трамвай, а от трамвая с пустой бочкой добежали до карьера.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
Лопатой набросали в бочку природную глину, сами слегка умазовшись...
Теперь надо было везти глину в ДК. А как? Было уже очень темно. Поздний вечер. И вот представте себе такую картину: я в элегантном кожаном пальто, а в темноте не видно, что я тоже в глине, выскакиваю на проезжую дорогу и пытаюсь остановить попутную машину или такси. Машины часто останавливались. Тут из кустов выскакивают ребята с бочкой глины, машина мгновенно отъезжает... и так продолжалось, пока мы не плюнули и не потащили бочку на себе до трамвайной остановки...

Через пару лет моих активных занятий керамикой муфелек сломался, другого достать было невозможно и я стала заниматься живописью... Чему кстати, Слава, был очень рад, т.к. он считал, что самым важным для нас для всех является живопись и всех нас очень осторожно и аккуратно, казалось бы без нажима, к ней вел.

***

Это не воспоминания, это картинки прошлого.В те времена мы выезжали не только на пленер. А часто просто так. Просто чтобы быть вместе и в поисках приключений. Иначе наши совместные выезды я не могу объяснить. Один раз Славе очень захотелось посетить пещеру(!!). Оказалось, что в ленинградской области такое есть. Ясное дело, что мы тоже этим заинтересовались. Уж не помню сколько нас было человек, 5 или 6. В студии мы "тщательно" подготовились к походу - у нас было 2 огарка свечи и моток бумажной веревки. Т.е. большей глупости как посещение настоящей пещеры с таким оборудованием представить себе невозможно, но если наш учитель был впереди, мы все дружненько бежали за ним, моля в душе Б-га, чтобы все кончилось благополучно. В тот раз нам повезло - около пещеры нас поймали настоящие спелеологи и просто в нее не пустили. Слава был сильно разочарован. Зато недалеко мы нашли зыбучие пески, в которых я чуть не утонула...



***

"Помню, как-то ездили в Конаково, странно как-то ездили, бестолково..."

У ДК Моряков был подшефный колхоз. А вы как думали? Времена были такие - надо было нести культуру в массы. И Славе тоже дали такую команду. Он снова из этого сумел сделать приключение для нас всех. Стали мы совместно ездить "в деревню". Это у нас было кодовое название:) Хотя, когда я этот колхоз реально вспоминаю, страшно становится. Во-первых, взрослое население там было совершенно спившееся. Во-вторых, Слава решил там учить рисованию детей. И этих детей надо было видеть - для многих алкоголизм родителей не прошел даром и это было написано на их лицах. Но они с удовольствием приходили на занятия, может быть это был самый яркий момент в их неслишком веселой жизни...

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
Деревенька была вот такая, "веселенькая", особенно зимой...
Слава нас как-то вывел на пленер, деревню писать... Я тогда еще не писала, а только смотрела, как он это делает. Подход у него тогда был простой - он учил нас собой. Как в средневековых мастерских. Мастер работает, а ученики смотрят...
И потом эта деревня появлялась у него на многих картинах... Может не конкретно эта деревня, а какая-нибудь другая...

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Но рядом был лес, куда мы отправились как-то вечером, долго бродили бессмыслено и заблудились. И тут выяснилось, что у нас нет даже спичек, чтобы костер разжечь. Зато Слава смог нам объяснить как писать черное небо и что в черном цвете есть еще много других цветов. И мы не испугались, а с помощью какого-то восьмого чувства вышли на дорогу...

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

А сами-то мы ночевали в сельском клубе. Ну и развлекались, как могли. Включая беганье во круг клуба с дикими криками и свечами... После чего колхоз хотел отказать нам в шефстве, мы же дурной пример показывали подрастающему поколению... :) Но как-то их отговорили, больше-то вообще никто не хотел к ним ездить.

"Помню, как-то ездили в Конаково,
славно как-то ездили, бестолково,
я на пальцы стылые слабо дую -
Господи, прости меня, молодую."

Вероника Долина

***

На живую натуру часто тоже не было денег, поэтому много писали и рисовали друг друга. Слава учеников часто использовал в качестве натуры:)

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
Вот мой портрет, к сожалению, с ч\б фотографии.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
Это Славин автопортрет вместе с одним нашим студийцем. Сейчас эта картина находится в Израиле вместе с живым из изображенных.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
А это групповой портрет студии. Довольно много народа сюда попало. Мне тоже повезло - я слева с клоуном. Справа видна кукла, изображающая Славу. Кукол, кстати, очень любили делать и дарили их ко дням рождения.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
Это мой день рождения, т.к. фигурирует кукла, иображающая меня. Из жж-юзеров тут присутствует Это не воспоминания, это картинки прошлого. [info]paintervic, второй ряд сверху :) А сзади на стене Славина картина, где он изобразил себя летящим по небу... Всегда он любил этот образ...

Мне бы очень хотелось, чтобы откликнулся кто-то из старых студийцев, которые бы помогли определить даты двух следующих фотографий:

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
Это одна из первых моих выставок со студией. Или 1985 или 1986г. Обратите внимание - слева 2 капитана:) Мы же были ДК Моряков, хоть что-то от моряков у нас должно было быть:)

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
Это тоже одна из первых моих выставок - или 1985 или 1986г.

Кто тогда подписывал даты??? Кому это было нужно??? Мы же собирались жить вечно и все помнить...
Кто мог подумать, что нам это понадобиться, что придется говорить о Славе в прошедшем времени...

Он обладал удивительным талантом и художника и педагога. И если его живопись одним может нравится, другим - нет, то преподавание его было просто потрясающее... Учить взрослых живописи с нуля, без специальной подготовки, очень сложно, куда сложнее чем детей. А уж учить взрослых творчеству вообще практически невозможно. Но ему это удавалось. Люди учившиеся у него могли не только технически что-то изображать, они вполне могли быть и есть самостоятельными художниками. Тому яркий пример Это не воспоминания, это картинки прошлого. [info]paintervic. О том, как Слава повлиял на него, Витя написал сам http://paintervic.livejournal.com/78343.html

Хочу показать тут какое-то количество его картин разных лет, которые я отобрала на свой вкус.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.
Это Славин автопортрет, который он мне как-то подарил на день рождения.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

Это не воспоминания, это картинки прошлого.

"Пускай судьба, таинственный биограф,
Оставит мне единственный автограф.
Пускай блуждает в предрассветной мгле
Любовь моя - тень Ваша на Земле."

Вероника Долина

Моя старая подборка картин В. Шраги http://dona-anna.livejournal.com/11112.html

Виртуальный музей В.Б. Шраги с большой подборкой картин http://shragamuseum.com/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Дочкина подружка, бывшая одноклассница, пошла вразнос, - рассказывает, моя знакомая, сорокасемилетняя Раиса. - Все детство была обычной тихой домашней девочкой. Мать с ней горя не знала: ее Ева и училась хорошо, и музыкой занималась, и по дому помогала. Никаких мальчиков, компаний, ...
Где-то в районе Кроуновки нам несколько дней на озере попадалась средняя белая цапля (Ardea intermedia). В этих местах мы пытались пробраться к заброшенной деревне Пушкино, где можно было бы поискать желтобрюхих синиц. Но и без синиц было интересно. Здесь достаточно плотно гнездятся ...
Как-то плавно, мягко вчерашний день прошёл. Всё случилось вовремя, без напрягов, не было накладок. Поэтому словом понедельника будет ...
...
Позичив звідси zloy_odessit at Валютные резервы России тают Объем международных резервов Российской Федерации по состоянию на 9 мая 2014 года составлял $471,1 млрд. За неделю до этого, 2 мая, они составляли $471,6 млрд. Об этом сообщила пресс-служба Банка России. Таким ...