Это любопытное слово «паредрос»
sergeytsvetkov — 09.08.2024Буквально оно значит «сидящий рядом» и может переводиться как «помощник», «ассистент». В Афинах паредросами назывались официальные лица, помогавшие избранным правителям – архонтам. Но в гоэтии у него совсем другой смысл.
В греческих магических папирусах есть особенные рецепты: адепт обращается к божеству, заклиная даровать ему сверхъестественного помощника. Слово «паредрос» в разных текстах обозначает и само заклинание, и божество, и помощника (который иногда оказывается призраком или даже восставшим мертвецом – боги, знаете ли, разные бывают).
Этих рецептов несколько, и большинство устроены одним и тем же образом.
В одном из них адепт призывает Исиду. Та должна явиться в облике прекрасной девы, но, когда он называет её имя и произносит должное заклинание, дева немедленно превращается в старуху. Старуха даёт адепту клятву верности, после чего происходит нечто необычное. Адепт должен проститься с богиней, и та – по-прежнему в облике прекрасной девы – исчезает, а вот старуха остаётся, становясь помощником-паредросом. Чтобы отпустить и её, когда надобность в её услугах отпадает, есть особый ритуал.
Примерно то же случается и в других подобных ритуалах. Колдовская сила, которую призывает практик, исходит, как правило, от богов, но принимает облик демона, или призрака, или ещё чего-нибудь в том же духе, и именно в таком качестве пребывает с адептом до конца их соглашения.
Можно сказать, что паредрос – нечто вроде отпечатка, оставленного божеством на человеке, частица силы, перешедшая от бога к адепту при их контакте. Образ, созданный ритуалом – интерфейс доступа к этой силе.
Легко заметить, что это представление, не слишком изменившись, перекочевало в демонологию Нового времени.
Тогда некоторые тоже считали, что ведьма, присягнув на верность дьяволу, получает от него подручного демона, который с этого момента творит для неё чудеса. Его называют «знакомцем» (по-латыни фамилиаром), и он чаще всего имеет облик животного – например, чёрного кота.
В европейских гримуарах тоже часто встречается эта схема: маг обращается вначале к Богу, затем к одному из ангельских или демонических князей, а затем уже, их совместным авторитетом, заклинает присланного к нему духа.
Правда, паредрос, в отличие от них всех, не столько слуга, сколько покровитель. Адепт ни на секунду не забывает, что перед ним – могущественное существо, присланное волей ещё более могущественного бога. Так что обращаться с помощником некоторые рецепты советуют не то что уважительно, а даже почтительно.
Но самое интересное тут другое.
По меньшей мере два рецепта из папирусов гласят: если всё сделано правильно, и бог услышал твои мольбы, ты увидишь звезду, которая сойдёт с неба, пронесётся над землёй и остановится над крышей твоего дома.
Такие описания встречаются не только там. Звезда, сошедшая с неба и остановившаяся над неким местом – распространённая форма явления божества в эллинистическом мире.
Думаю, вы уже вспомнили, где ещё видели этот образ. Правильно, в евангелии от Матфея. Лишнее подтверждение, что оно изначально было написано грекоязычным автором, а не является переводом с арамейского оригинала.
Столько самых древних пережитков магии — в казалось бы «чистой и возвышенной религии, свободной от языческих предрассудков», какой христианство долгое время мыслили даже его противники-рационалисты!
Но вершина всего, конечно, — это тотемизм (поедание бога).
Мне интересно. каким образом и откуда это проникло и укрепилось в
христианстве (точнее, в иудаистской секте)?
|
</> |