
Это дивное слово «Чучхэ»


На всякий случай, для тех, кто не в курсе: Чучхэ – это официальная идеология Северной Кореи. Которую, чаще всего, раскрывают не вполне верным определением – «опора на собственные силы». Я сейчас не стану выносить свои оценочные суждения о самих идеях Чучхэ. Хороши они или плохи, насколько эффективны и до какой степени северокорейский народ их действительно поддерживает – это вы выясняйте без меня. Мне интересно другое: насколько в современном РФ возможна мобилизация по модели Чучхэ? Ведь это же именно с ней, с этой моделью звучит сравнение. Ну, так давайте коротко разберём суть вопроса.
Начнём с того, что термин и даже саму философию «Чучхэ» придумал отнюдь не Ким Ир Сэн. Чучхэ – это категория средневековой конфуцианской философии, означающая самодостаточность. Духовную, ментальную, экзистенциальную. И материальную тоже. Более того: это слово вовсю используется и в политическом обиходе Южной Кореи тоже. Потому, что оно свойственно культурному коду корейцев в целом, а не только коммунистов-северян. Ну, а маршал Ким эту идею «творчески переработал». Что корейским обществом было воспринято весьма благожелательно, ведь Корея – это САМАЯ конфуцианская страна в мире. Чего не скажешь об РФ. Но это, опять же, исторический и философский фон. Перейдём к более практическим вопросам.
Путь Чучхэ (хорош он или плох) – это тотальная мобилизация всего общества. Включая элиты. Отдельных представителей которых за «хождение не в ногу» натурально ставят к стенке. А так же к ней ставят за непатриотичное поведение. За сношения с финансовыми институтами врага. И ещё за кучу «мелких шалостей», которые в нынешней РФ в порядке вещей. Разумеется, можно привести элиту к страху Божьему, произведя «смену опорной базы». Можно даже не по образцу Иоанна Грозного или товарища Сталина, а, к примеру, по весьма вегетарианской модели Петра I. Но это теоретически. Причём, очень теоретически.
Ну, а почему наша нынешняя элита в её современном виде непригодна для таких вещей, как Чучхэ? А давайте я вам маленькую иллюстрацию нарисую. Ну, так, для наглядности. Вы помните, что происходило с нашей сборной на Олимпиаде? Помните, какому позорищу подвергли наш спорт? Помните нейтральный флаг, допинговые скандалы, вытирание ног о нашу страну всеми международными спортивными чиновниками, включая самых мелких. Думаю, да. Об этом говорили все, включая меня. Ну, а что же наш «идеальный Мордор»? Как вела себя КНДР и как к ней относились? Я вас сильно удивлю, но Северная Корея не особо хотела ехать на эту Олимпиаду вообще. Во-первых, она проходила в Южной Корее (с которой Север до сих пор в состоянии войны), во-вторых, связи с тем международным конфликтом, что развернулся вокруг КНДР как раз накануне. Я вам напомню: на них наехали американцы и их карманная ООН (кстати, РФ этот наезд вполне поддерживала). И что же корейцы? Как себя повёл пухлый международный мальчиш-плохиш Ким Чен Ын? А он стукнул кулаком по столу, провёл испытания ракет и торжественно пообещал, что порвёт всех, кто попытается напасть на его «страну утренней свежести». Повёл себя крайне грубо: ну, никакого уважения к международному сообществу. И что же было дальше? Видимо, с КНДР поступили ещё хуже, чем с РФ? Ведь чиновники РФ, наоборот, виляли хвостом и всячески «сотрудничали». Но с корейцами, почему-то, всё вышло иначе. После их воинственного демарша и демонстрации агрессии, чиновники МОК практически бегали за представителями корейского спорта, умоляя их привезти спортсменов на олимпийские игры. Перед ними буквально ползали на четырёх костях. И я себе даже представить не могу, чтобы им предложили пройтись под нейтральным флагом. Более того, сборная КНДР пропустила время заявки в МОК, что является суровейшим нарушением устава игр. И что было после этого? МОК сам моментально заявил, что готов сделать для Северной Кореи исключение, проигнорировать любые нарушения процедуры – только бы приехали. Так, они ещё и правительство Южной Кореи очень грубо нагнули, чтобы те на время игр разрешили на своей территории символику КНДР (которая там считается террористической организацией – примерно так же, как донбасские Народные Республики на территории, подконтрольной Киеву). Да там за прослушивание северокорейских песен тюремный срок полагался! А за посещение КНДР без разрешения не так давно и вовсе давали «высшую меру». Но, поди ж ты – разрешили всё. Можете себе представить, какой силы был нагиб? Но и это было ещё не всё. Мало того, что в Южную Корею разрешили приехать политическим руководителям с Севера (что практически немыслимо), так приехал ещё и северокорейский министр спорта Чвэ Хви, который находился под международными санкциями, но соответствующая структура ООН специально собралась и приостановила их. Собралась, по сути, ради него одного.
Вот так, друзья мои. А теперь скажите: наша нынешняя элита на что-нибудь такое способна?
Ответ вы знаете. Ну, и какое тут может быть Чучхэ?
Но дело ведь не только в элите. Дело ещё и в народе. Который по этим «чучхейским идеалам» жить должен. Захочет ли он? Вопрос не в материальных «тяготах и невзгодах». Вопрос ведь совершенно в другом. И, чтобы вы поняли, о чём я, вновь вернёмся к КНДР. Об их государственном строе сказано много. В основном это идеологически мотивированная пропаганда. Опять же, я не хочу выносить суждения о том, хорош или плох этот строй. Лично я бы в нём жить вряд ли захотел (хотя, смотря что в стране случится – ведь может и Чучхэ раем показаться). Мне интересно, ЧТО это за строй. Один из независимых исследователей (японец по национальности) сказал, что Ким Ир Сэн построил в Корее «партизанское государство». Я склонен с ним согласиться – страна действительно организована, как большой отряд антияпонских партизан, из числа которых и был маршал Ким. Со всеми сопутствующими особенностями: «кругом враги», повышенная бдительность, железная дисциплина и беспощадное наказание за её нарушение. Но есть ещё один очень важный момент: тотальное эмоциональное единство вокруг командира. Думаю, те, кто воевал на Донбассе, сейчас отлично понимают, о чём я. Так вот, это эмоциональное единство – залог всего. Без него не будет ничего. А что это эмоциональное единство разрушает? Лицемерие. Когда отцы-командиры говорят красивые слова, а сами крадут продовольствие и обмундирование. Ну, или рассказывают о патриотизме, а сами держат детей в Лондоне, отдыхать ездят на Лазурный берег, а деньги хранят в банках страны, которую сами же клеймят и называют врагом.
Вот и скажите мне, может ли у народа возникнуть эмоциональное единство вокруг такой элиты? И какими доводами такая элита может быть способна убедить его к мобилизации. Даже не до уровня Чучхэ. Хотя бы до десятой доли этого уровня.
И я уже даже не говорю о том, что любая мобилизационная система базируется на чёткой, жёсткой и искренне разделяемой всеми государственной идеологии. Я подчёркиваю: ВСЕМИ. Включая элиту. Здесь я просто промолчу.
Ну, так возможно ли у нас Чучхэ? Как и любая другая предельная мобилизационная схема. Думаю, ответ очевиден. Так, что все эти страшилки – от лукавого. К добру это или к худу – в нынешней реальности такое построить невозможно по техническим причинам. Хотя, сказать по чести: если нищее и полуголодное северокорейское Чучхэ может то, что демонстрирует Ким Чен Ын, то Чучхэ с ресурсами России просто поставило бы весь мир на колени, я считаю. Впрочем, это моё субъективное мнение – я могу и ошибаться.
Но, так или иначе, ситуация выглядит, как нечто, зависшее между двух крайностей: на одном полюсе находится Чучхэ (схема идеологической тоталитарной мобилизации), на другом – полная гибель всего русского пространства. При этом тоталитарная мобилизация обеспечивает выживание практически гарантированно, но осуществить её при нынешнем положении дел не представляется возможным. А полное отсутствие мобилизации точно так же гарантирует смерть. Соответственно, для выживания и стране, и её правящему режиму, и его первому лицу всё равно необходим тот или иной вариант мобилизации. Для того чтобы её осуществить, в любом случае, понадобятся подвижки в области идеологии (возможность безидеологической мобилизации перед лицом внешнего врага уже почти отыграна – реализована она бездарно, так что light-вариант уже отпадает). Каким образом это будет осуществлено? Я не знаю. И, честно говоря, у меня даже предположений нет. Есть только понимание, что это критически необходимо и что это безальтернативно.
А ещё есть понимание того, что осуществлять эту мобилизацию придётся именно тому, кого «продлили» на этих выходных. Иначе до периода после него страна просто может не дотянуть. Он уже находится у власти дольше, чем Брежнев. А если отбудет полностью свой новый срок – перегонит Николая II. Вопрос – кем он хочет войти в историю? И именно его он будет решать вместе с вопросом мобилизации. И предыстория здесь вряд ли будет иметь значение. Ведь тот же Николай II осуществил массу нужных дел, начал очень многие мощные проекты, которые потом довели до финала большевики. Но разве в историю он вошёл, как человек, сделавший всё это? Неприятная аналогия, я понимаю. Ну, а куда деваться? Полагаю, тот, кто занимает трон сейчас, это тоже понимает. Ну, или, по крайней мере, подозревает. Так что повторюсь – теперь это уже ему решать. В этом деле наступает момент истины.
Ну, а нашей элите могу сказать одно: не надо пугать самих себя таким дивным словом «Чучхэ».
Чучхэ ещё надо заслужить.
(с) Павел Раста (позывной «Шекспир»).
Канал автора в Telegram: http://t.me/RastaPavel
Блог автора на "КОНТе" - https://el-pablo.cont.ws/
Группа "В контакте" - http://vk.com/russkoe_gosudarstvo
Группа на "facebook" - http://www.facebook.com/groups/RussRevo/
Инстаграм - https://instagram.com/shakespeare1976/
|
</> |
