этнографический комментарий к решению Роспотребнадзора
malinxi — 04.06.2011 Восточнославянскому фольклору с конца XIX в. известен такой на первый взгляд странный сюжет. Если человек в неурочное время встречает русалку, она задает ему вопрос: "Петрушка или полынь?" Если человек ответит: "полынь", то русалка разочарованно скажет: "сгинь" или "прячься под тын" и убежит. Если же ответом будет "петрушка", русалка радостно крикнет: "Ах ты, моя душка!" -- и защекочет неосторожного (вероятно, до смерти).До сих пор этнографы и фольклористы интерпретировали это поверье через призму представлений об апотропейных свойствах полыни (поскольку растениям с резким запахом в народной культуре приписывается свойство отгонять нечистую силу, которой, без сомнения, является и русалка). Однако только теперь можно понять глубинный смысл данного сюжета. Пролить на него свет помогает опубликованное сегодня (и широко обсуждаемое в блогосфере) распоряжение Роспотребнадзора о причислении петрушки к растениям, содержащим сильнодействующие наркотические и ядовитые вещества.
Как известно, некоторые наркотические вещества способны вызывать различные видения, в том числе касающиеся демонического мира. Неслучайно некоторые исследователи европейского Средневековья трактуют феномен "охоты на ведьм" эрготизмом, т.е. отравлением населения алкалоидами спорыньи (гриба, паразитирующего на пшенице и обладающего галлюциногенным эффектом, сродни эффекту от употребления ЛСД). Иными словами, систематически употребляя хлеб или кашу с примесью спорыньи, одни люди видели своих соседок в качестве ведьм, а другие, чья участь была более печальной, принимали участие (разумеется, иллюзорное) в шабашах.
Если вернуться к теме более близких нам русалок, выбор между "полынью" и "петрушкой", предлагаемый демонологическим персонажем, отнюдь не случаен.
Оба растения являются наркотическими. Полынь (Artemisia absinthium) в качестве изменяющего сознание средства была популярна в Европе (вспомним лица измученных и явно движущихся к деградации "любителей абсента" с полотен Дега или Пикассо). Об аналогичных свойствах петрушки (Petroselinum) нам не было известно до сего дня. Однако следует отметить, что поверье о вопрошающей случайного путника русалке фиксировалось в XIX в. прежде всего на территории Малороссии (о чем свидетельствуют записи собирателей украинского фольклора Павла Чубинского и Миколы Маркевича).
Возглавляющий Роспотребнадзор Г.Г. Онищенко (родившийся в Киргизской ССР, но носящий безусловно украинскую фамилию) не зря запретил петрушку, он благодаря генетической памяти поколений, безусловно, должен был знать соответствующее поверье и понимал, о чем на самом деле спрашивает русалка, какой лукавый выбор она предлагает. А русалка, как и подобает демону, предлагает альтернативу между двумя злами: упаднический западный ад или языческое славянское глюколовство -- мол, выбирайте, православные. Это выбор между двумя наркотиками, между двумя, выражаясь языком современного мира, виртуальными реальностями, из которых славянская, быть может, для наших уже набивших оскомину на западном зле сограждан более привлекательна.
К слову сказать, время для запрета петрушки было выбрано правильно: Русальная (или Гряная) неделя, с которой восточные славяне связывают активизацию в человеческом мире русалок, наступит очень скоро, после Троицына дня (в этом году после 12 июня). Так что у всех более чем за неделю ознакомившихся с постановлением Роспотребнадзора есть возможность понять, что, встретив предлагающего полынь или петрушку демонологического персонажа, надо просто перекреститься и сказать: "Чур меня!"