Эти жизни

топ 100 блогов ivand30.03.2014 Прыгая (без ловкости горной козочки, чего уж там, зато с красивой одышкой) по горам чужого города, любуясь церковью, похожей на пряник, скитаясь среди низких деревянных домов, пахнущих жизнью целой, вплоть до кладбища, деревянные дома всегда ведь пахнут кладбищем немного, - я вспомнил вдруг о детской своей тоске.

Детской тоске по местам, в которые не вжиться.

Вспомнил непоздние вечера в другом городе – я только что в него переехал, мне было девять (на тридцать, то есть, лет меньше, чем теперь). Я ходил среди его домов – преобладали пятиэтажки, казавшиеся тогда гигантскими. Смотрел на окна. Освещенные прямоугольники. И думал, что они не могут быть настоящими, эти дома, раз я не способен врасти в них, изучить, прожить в каждом настоящую жизнь, узнать.

Я даже начинал вдруг подозревать, что они – плоские. Картонные, допустим, декорации (сейчас не угадать, знал ли я это слово, «декорации», но, скорее всего, знал). Я пытался застать их врасплох: иду себе спокойно,  пытаясь что-то насвистывать, - свистеть я тогда не умел и теперь не научился, но как еще изобразишь полнейшее равнодушие, если не насвистывая? – и вдруг бегом за угол, чтобы опередить тех неведомых, кто меня обманывает, кто разворачивает декорации, создавая иллюзию объема.

Ни разу, честно говоря, застать дома врасплох не получилось. Пришлось поверить в их трехмерность. Хотя нет. Я и до сих пор не вполне верю. Просто мирюсь с собственной неуклюжестью. Конечно, они плоские, но я тяжеловат, чтобы успеть увидеть.

Мне до сих пор кажется, что эти, неведомые, конструируют мир по мере моего по миру движения. Достраивают лестницы, пол, стены, дороги, дома, горы, реку и церковь, похожую на пряник, - совершенно ненужные, пока я их не вижу, а, значит, и не существующие. Достраивают, опережая меня на полшага.

В этом не было, конечно, никакого берклианства. Вполне вещной была тоска моя. Просто детство – время жадности к деталям. Маленький человек не просто живет в доме и вокруг. Маленький человек знает дом во всех его мелочах. Наделяет особой значимостью случайные какие-то места, вроде щели между половицами, неплотно подогнанными. Любит его темные углы, места, пригодные для засад, места, где можно по-настоящему остаться одному, места, где хорошо пахнет сыростью или особенно как-то скрипит пол.

Я, например, специально доезжал на велосипеде до парикмахерской в центре. Там под козырьком подъезда была густая паутина и жил паук, казавшийся мне гигантским. Смотреть на него было страшно немного, но я любил его, как знакомого. Как часть мира, на которую только я обратил внимание.

И вот уже тогда меня не то, чтобы грызла, - тут правильнее сравнить, наверное, с тем, как начинает ныть зуб, когда чувствуешь не боль еще, но предвестие боли, - давила, что ли, эта тоска. Невозможность вот так же, как свой, понять и увидеть соседский дом. Облазить все овраги, леса, городки и деревни, мелькавшие за окном поезда или автобуса. Убедить себя в том, что весь мир так же реален, как куски его, досконально мной изученные. Убедить мир в том, что весь он так же реален, как эти куски.

Прожить эти жизни, многие жизни, оставаясь собой. Я ведь хотел оставаться собой в этих новых мирах. О трансцендентальном единстве апперцепции я тогда, конечно, не знал, но знал, что мне, такому, как я есть, этому, единственно возможному хватило бы сил новые миры поглощать. И от этой вот уверенности в себе только сильнее ныло внутри.

Взрослому проще творить миры. Сменить работу, город, даже страну. Прорасти в новом месте и в новых людях. Коротать вечера в новом баре. Но у взрослого нет этой жадности к деталям, этой жажды тотального познания, освоения, буквально, да, вот, подходящее слово.
Так детская тоска возводится в квадрат: иных миров не будет, да и тебе они уже не нужны.
 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Жизнь и быт на Чукотке в 1924-1925 гг. по воспоминаниям торгового агента Николая Галкина. Уэлен, Дежнёво, мыс Северный, Провидения, Энмелен, Анадырь. Н.Галкин "В земле полуночного солнца", Москва 1931 ...
Северное сияние, которое наблюдали во многих странах является следующим по счету всемирным вымиранием видов...Позвольте вас поздравить.. зрителей сидящих в первом ряду..Уже шестое по счету... ...
Россия хочет отдать Украине металлолом вместо военной техники Российские военные пытаются оставить себе всю боеспособную технику из воинских частей в Крыму, сообщил глава центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук. РФ пытается под видом возврата техники Вооруженных Сил ...
- Ну, давай, телевидение, показывай! Скоро нашему подростку диван станет ...
Немного про Российскую империю, которая кормила всю Европу. Квасным патриотами и монархистам лучше не читать. Людоедское выражение "Недоедим, но вывезем" принадлежит министру финансов правительства Александра Третьего, Вышнеградскому. Это ...