Есть в России такая традиция - обсуждать весной проблемы образования. | Партия любителей зрить в корень
Сообщество «Партия любителей зрить в корень» — 02.05.2012Приближаются выпускные экзамены, а значит и ежегодный
демарш против ЕГЭ. Пропустить это знаменательное событие я никак не
могу, ибо много раз уже говорила: тема образования - моя тема,
самая любимая, поскольку я люблю учиться, сама всю жизнь
училась и мои дети теперь учатся, и я не просто знаю о нашем
образовании - я всю жизнь пожинаю его горькие плоды.
Пожав эти горькие плоды, скажу так: будет существовать
ЕГЭ или не будет - ничего принципиально не изменится до тех пор,
пока:
- у ребенка не появится мотивации к учебе - не той,
которая "не будешь учиться - получишь двойку на ЕГЭ" (это,
простите, не мотивация, а повод подумать о том, как ЕГЭ
обойти), а той, которая "я хочу учиться, потому что знаю, понимаю и
вижу цель обучения".
- пока непроходимая пропость непонимания между
взрослыми и детьми не сократится до того размера, когда они
начнут слЫшать друг друга и понимать друг друга. Пока,
наконец, взрослые не слезут со своего пьедестала, на котором они
чувствуют себя правыми всегда и при любых обстоятельствах, и
не захотят увидеть и понять проблемы собственных детей.
Пока что реформа образования больше похожа на войну, а не на
сотрудничество. Учителя и родители воюют с министрами, друг с
другом и, конечно же, с детьми. Детям достается больше
всего, потому что они - самые крайние и самые безответные в этой
борьбе за выживание взрослых видов.
Глупо надеяться, что проблемы образования можно решить сменой
министров и учебных программ. Проблемы нашего образования гораздо
более фундаментальные. Чтобы приблизить к вам их понимание, начну с
небольшой притчи...
Жил-был мальчик и он очень хотел.... научиться резать
колбасу. Он знал, что когда-то люди делали это сами, вручную, но
теперь в магазинах продавалась только готовая нарезка, а мальчик
хотел САМ! И он приставал к разным умным взрослым с вопросом - КАК
научиться резать колбасу? И умные взрослые с умным, разумеется,
видом ему отвечали:
- Оооо, научиться резать колбасу - это совсем не просто. Ты
должен набраться терпения, выучиться и окончить школу, потом
поступить в институт (тот, в котором собирают те самые механизмы,
которые нарезают колбасу), окончить аспирантуру и
тогда...
Мальчик верил взрослым, ибо - а кому же еще верить маленьким
мальчикам? Он хорошо учился, поступил в технический институт
несмотря на то, что не очень-то и любил возиться с техникой.
Он получил много разных знаний, сдал множество экзаменов и
зачетов, получил даже звания и степени, узнал много интересного об
устройстве разных механизмов и мог объяснять это устройство другим
маленьким мальчикам - тем, которые шли по его стопам. НО...
он так и не научился резать колбасу. Потому что ни в школе, ни в
институте этому НЕ У-ЧИ-ЛИ. Потому что для того, чтобы овладеть
каким-то практическим навыком (пользы ли ради или ради одного
только интереса), не нужны "тонны" знаний, нужен ТОЛЬКО
ЧЕЛОВЕК, который тебе этот навык пе-ре-даст. И частенько случается
так, что тот, кто передает навык, сам не имеет никакого
образования.
И в основании (обращаю ваше внимание - В ОСНОВАНИИ!!)
всей нашей жизни и успешной профессиональной деятельности
находятся вовсе не книжные знания, а набор самых различных
навыков, усовершенствованных в процессе трудовой и мыслительной
деятельности.
Если нет того, кто передаст вам навык - вы НИКОГДА не
овладеете всеми тонкостями мастерства, сколько бы книг вы ни
прочитали, сколько бы экзаменов не сдали. А человек, погоняемый
училкой, всегда будет проигрывать человеку, имеющего Учителя (с
большой буквы), Наставника. Ну и наконец, человеку, не
владеющему теми и другими нужными, полезными и интересными
навыками, знания - ни к чему, их просто не к чему
прикладывать.
И фундаментальная проблема нашей системы образования
состоит в том, что детям передаются не навыки, из которых и
рождаются Знание в виде ответов на практические вопросы, а некий
объем печатной информации. Странным образом предполагается, что
количество этой информации рано или поздно должно переходить
в качество (а именно его практическое применение). И в этом,
на мой взгляд, заключается самое страшное заблуждение и самый
сташный самообман всего нашего ученого сообщества.
Ученое сообщество, критикуя современных реформаторов, со
сладостной ностальгией ссылается на советскую систему образования,
как на некий идеал. Я уж молчу про то, что советская система
образования взрастила простаки ничтожное количество специалистов в
области гуманитарного знания. Я бы даже сказала, что эти
специалисты возникли не благодаря советской системе
образования, а вопреки ей (вспомнить хотя бы историю опального и
одновременно блестящего советского философа и социолога
Александра Зиновьева) . Но даже знаменитые и многоуважаемые
советские "технари" - много ли людей понимает, откуда взялось
это чудо? Участвуя в разных дискуссиях, я лично убедилась,
что таких людей совсем не много.