Есть такой предмет, который не изучают в ВУЗ-ах. (репост)

Оригинал взят у

Вообще говоря, я не люблю командировки. Раньше любил, но теперь я стал старый и толстый, огонь в моей душе не то, чтобы потух, но слегка подернулся пеплом. К тому же, в командировках нужно общаться с людьми, а я не люблю людей. Хуже того, нередко случается, что в поездке приходится вести себя, как мужик, проявлять характер, слушать, как на тебя орут, орать в ответ и даже стучать кулаком по столу. Это не говоря о необходимости лазить туда, забираться сюда, причем иногда в места, куда и местные-то не ходят. Не потому, что боятся, хотя пару раз бывало и так, а потому что им там не интересно. Не понимают они, на что там можно смотреть. И все это, кстати, с сумкой, тепловизором и газоанализатором на шее, фотиком украдкой в кармане. На большинстве заводов снимать не разрешают совсем, что особенно смешно с учетом наличия в тепловизоре функции обычной камеры. К сожалению, тепловизор не везде просунешь. А, и еще в руках тетрадь, а в зубах - карандаш, которым ты заносишь в эту тетрадь свои необыкновенно ценные мысли и крайне интересные наблюдения. И заносить лучше все, потому что потом ведь тебе это придется в отчете использовать, возможно даже чтобы прикрыть свою драгоценную задницу.
Может быть, если я похудею, поездки в разные места снова покажутся мне интересными. А может быть и нет, потому что, если честно, последние годы мне интереснее всего не делать вообще нихрена. В смысле - нихрена полезно-производительного. Наверное, с годами ко мне, наконец, пришла мудрость.
Тем не менее, иногда все-таки выезжать приходится. Во-первых, в командировку может послать начальство. Во-вторых, бывает, обстоятельства складываются так, что ты сам понимаешь: ехать НАДО. И тогда ты идешь к руководству и начинаешь нудить, объясняя, почему нужно ехать прямо сейчас, и как вышло, что без этого - никуда. Последний раз у меня так вышло год с лишним назад. Потянуло меня в одно место - просто сил нет. Причем потянуло по своей охоте, которая пуще неволи. В принципе, можно было и не ездить, а просто посчитать, что требовали, подписать - и дело с концом. Но, как говорит мой отец (а ему так говорил его отец): "Лишняя подпись - шаг в тюрьму". Блудняки с тем местом у нас случались и ранее, так что о том, какая там задница я представление имел. В общем, когда ко мне подкатили и так елейно сказали: "Ну чо, ну давай посчитай, быстро в отчет вставим - тут делов-то на день!", я сказал свое решительное: "Нет!" После чего пошел к начальству и сказал, что без проведения обследования считать и разрешать ничего не буду. Начальство покряхтело и согласилось. Написал я в это место письмо, что, мол, рыдайте от счастья, едет к вам немлад-толст кречет, а с ним ясен сокол помоложе и спортсмен вообще. И вышлите-ка пока чертежи того, что нам обследовать. Ну они и выслали. Ознакомился я с этим говном, показал конструктору, который должен был лететь со мной, покряхтели мы и поняли, что обследование для нас начнется с КТА.
Надо сказать, что вся документация по установкам, как технический проект, так и рабочие чертежи, на заводе должны храниться в архиве. Нет, на установках часто бывает свой комплект, но в архиве экземпляр должен быть обязательно. Архивами обычно заведуют добрые тетеньки, которые жалеют приезжающих специалистов и помогают им совершенно искренне. Поэтому умный и благородный специалист обязательно подгоняет этим тетенькам тортики. Беда в том, что, во-первых, архивы всегда имеют обычную библиотечную картотеку - никакого тебе электронного каталога. Нет, может где-нибудь, на заводе, борющемся за звание образцового капиталистического предприятия бывает электронный каталог, но я таких не встречал. Во-вторых, нередко случается, что архив находится не в одном месте, а в двух или трех, в разных зданиях, между которыми, иногда, километры (заводы у нас огромные - не гейропа, чай). А в-третьих, ты, бывает, сам не знаешь, что конкретно ищешь. Допустим, тебе нужны размеры и конструкция общего газохода нескольких печей. Интересующий тебя чертеж может находиться в папке (толщиной в пятнадцать сантиметров и весом килограмм в пять) с печами. Может - в папке с системой утилизации тепла. Документы относящиеся к дымовой трубе также могут быть в одной, или другой папке. В каталоге у тебя только название и уникальный номер папки (каталог нужно сперва прошерстить, выбирая все, что хоть отдаленно относится к установке). В общем, берешь несколько папок и начинаешь фильтровать материал. Ведь тебя интересуют только печи и утилизация, а остальное - да конем оно. Хорошо, если на карточке есть упоминание "Колонны", или "Теплообменники", или "АВО". А то ведь может быть просто: "ЭЛОУ АВТ-6" - и думай, что там такое. Может, просто канализация, или вообще электроснабжение. Словом, сел - и шерстишь. Чертежи формата А0 имеют размер 849Х1189 мм, А1 - 594Х841. Развернув документ, отважный археолог убеждается, что это, сука, совсем не то, аккуратно складывает чертеж и берется за новый. Наконец, о, счастье! Ты, кажется, нашел то, что нужно. Копировальной техники в архиве, естественно, нет. Она есть в отдельном центре, там даже могут откопировать А0, но делать это не будут, потому что схера ли? Ты здесь никто, приехал не к ним, а ресурс аппарата и бумага стоят денег. Поэтому чертеж быстро фотографируется на мыльницу или телефон. Конструктору с таким, конечно, работать - фу, но технологу нормально - размеры же проставлены:


Однако, чем дальше ты углубляешься в изучение мудрости древних, тем сильнее тебя терзает смутное беспокойство. Дело в том, что то, что ты тут разбираешь (и, кстати, то, что тебе выслали в Москву перед командировкой), мягко говоря несколько отличается от того, что ты видел на установке, на которую прискакал (хорошо, величавро пришел) в первый же час своего пребывания на заводе. Ты все глубже погружаешься в эти древние манускрипты, созданные еще до твоего рождения (серьезно), проклинаешь хрупкую бумагу и старинные системы копирования, и постепенно узнаешь страшную правду. Было, сука, ДВА ПРОЕКТА ПЕЧЕЙ! Приняли, что характерно, не тот, что ты тут разбираешь уже три часа. Тот - в другом месте. А вот труба и общий газоход - да, эти. Вообще, вся утилизация - правильная. Осталось найти чертежи печей.
Наконец, чертежи найдены. Но они отражают состояние печей на момент строительства. Печи, сука, ровесники станции "Салют-6". Причем, что, сука, характерно, "Салют-6" давно затоплен, за ним последовал "Салют-7" и долбаный "Мир", а печи - стоят. Проблема, правда, в том, что это уже немного не те печи. У них там кое-что, кое-где, кое-когда поменяли, так что теперь значительная часть проектной документации интересна лишь с точки зрения конструкторской печестроительной мысли 70-х. Ну, если представить, что в мире есть люди, интересующиеся такой темой. Я - не интересуюсь. Я меркантильное говно, мне лишь бы деньги платили. Так мне всегда говорил мой наставник, увы, покойный. Ну, собственно, как наставник - направление указывал, куда бежать-копать, дальше уж я сам. Капитализм же. Но всегда отвечал на вопросы, да. Хороший был дед. В общем, для того, чтобы составить мнение о реальном состоянии дел, чтобы произвести расчеты, чтобы написать отчет, в котором твердо, по-мужски, сказать: можно, или нельзя, нужно смотреть паспорта печей и котла. Туда все замены и ремонты должны быть вписаны. Паспорта должны быть на установке, но они там не все, часть, опять же, в архиве, так что надо посмотреть оба и понять, как они друг друга дополняют. Ну, потому что в журнал вписывается только то, что экспертиза была, а вот самого экспертного заключения там нет. И начинается новое погружение в глубины седой древности. С волнением открываем мы древний манускрипт:

И понимаем, что котел, сука, был изготовлен на пару лет раньше печи, и эти годы где-то хранился. Не то, чтобы нас это сильно волновало, там родного уже мало что осталось:

...но все-таки. А вот и паспорт печи:

Змеевик, почему-то, назван спиральным, ну да хрен с ним. Что там было в голове у этого механика, который, скорее всего, уже покинул этот мир - это нам сейчас не актуально. Актуально то, что печь расчитана на несколько иные условия, чем те, что есть сейчас, но близкие к тем, что планируются. И это плохо, потому что те, кто хочет заставить нас подписать то, что подписывать нельзя, увидев это будут радостно кукарекать: "Ну вот видите! Ну можно же!" И попробуй им объясни, что на записанные здесь условия печь, слава Богу, не работала никогда. От температуры перевала глаза лезут на лоб, ага. Но это все лирика, нас интересует то, что с этой печью делали за прошедшие сорок лет. Делали много, но мы не знаем: все ли отражено. Некоторые паспорта, почему-то ведутся прилежнее, а другие - спустя рукава. В них даже паспортные характеристики могут быть записаны не полностью. Вот паспорт начинается с 1996 года. Значит, предыдущий утерян или пришел в негодность. Часть данных перенесена, причем с ошибками, часть - нет. Щелкается все, потому что не знаешь, что понадобится, а впереди еще акты жкспертизы, документация по трансферам, паспорта горелок, которые, между прочим, тоже "модернизировали" своими силами, рассверлив сопла, причем это нигде не отражено.
И так - несколько дней, а нужно еще бегать на сами печи, осмотреть состояние конструкции, пофотографировать, сделать термосъемку, попробовать сфотографировать факелы (и не спалить при этом матрицу фотика). Состояние факелов говорит о многом:

А еще надо поговорить с начальником установки и механиком, а потом, доверительно, с операторами, поругать начальство, узнать, что когда горело, что где проседает, как делается ремонт силами персонала и т. д. и т. п. Но все это мелочи по сравнению с КТА, особенно с ощущением, что ты что-то упустил, что чертеж может быть неактуален, что где-то есть папка, которую обязательно нужно было найти, осмотреть и отснять, потому что именно там - самое главное, самое нужное, там ответы и отмазки. И к этому, сука, надо отнестись серьезно, потому что на взрывы выезжать тоже приходилось, слава Богу, без жертв.
Нет, жаль, что КТА не преподают в институтах.