рейтинг блогов

Есть ли у России будущее?

топ 100 блогов serg0701197209.02.2021 Мой друг, профессиональный историк, специалист по Болгарии и Македонии, недавно перечитал Тургенева и, в свете последних событий вокруг конфликта Путина-Навального, ставит вопрос ребром:https://www.facebook.com/labauris/posts/10224379182778246


Есть ли у России будущее?


"Не так давно перечитал «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862) Тургенева. Оба произведения были написаны в переломный период русской истории – на заре либеральных реформ 1860-1870-х гг., запустивших последний цикл жизни Российской империи. Вместе с «Рудиным» (1856) и «Дворянским гнездом» (1859) они образуют единый цикл, важный для понимания общественных взглядов и социальной философии писателя. Чуть позже эти взгляды будут красноречиво дополнены упадническим «Дымом» (1867) и более оптимистичной «Новью» (1877), но это уже относится к немного другой истории.
«Накануне» и «Отцы и дети» - романы-близнецы. Их невозможно понять в отрыве друг от друга. Наши дети, в частности, изучающие в рамках школьной программы только «Отцов и детей», очень много теряют, поскольку без образа Инсарова достаточно сложно понять подлинный смысл образа Базарова. И с Рудиным важно бы его сравнить, но Инсаров все же выступает подлинным ключом к пониманию Базарова.
Инсаров и Базаров – наиболее выразительные представители тургеневских «лишних людей», они олицетворяют собой два типа пассионарности, резко выделяющихся на фоне рыхлой, безмятежной и субпассионарной среды. Катя в разговоре с Аркадием, заворожённым пассионарной волей Базарова, дает простую, но удивительно точную характеристику последнему: «Ну, так я вам скажу, что он… не то что мне не нравится, а я чувствую, что и он мне чужой, и я ему чужая… да и вы ему чужой. … Как вам сказать… Он хищный, а мы с вами ручные».
И Инсаров тоже по-своему хищный, но его пассионарность, диаметрально противоположна пассионарности Базарова.
Инсаров верит в свою родину и свой народ, не отделяет свою судьбу от «общего дела». Когда Елена спрашивает его, насколько сильно он любит свою родину, Инсаров отвечает: «Что же другое можно любить на земле? Что одно неизменно, что выше всех сомнений, чему нельзя не верить после Бога? И когда эта родина нуждается в тебе…» Базаров наоборот свой народ презирает, страну не любит, счастья ей не желает. Его кредо: «Ну, будет он [крестьянин] жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»
Инсаровым двигают любовь и стремление к созиданию. Великая идея возрождения родины наполняет весь смысл его существования, не оставляет пространства для частной жизни, частных интересов. Заворожённая его пассионарностью Елена восклицает: «Освободить свою родину! Эти слова даже выговорить страшно, так они велики». Базарова наоборот гложет ненависть, он открыто в этом признается Аркадию, к окружающему его обществу. Его раздражают никчемные и пустые люди, как среди дворян, так и среди невежественного крестьянства. Даже по отношению к родителям он не может скрыть своего презрения: «Мои родители … заняты [занимаются своими обыденными делами] и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость».
У Инсарова есть твердые принципы, которые наполняют его жизнь целью, смыслом и идеалом. У Базарова нет ни принципов, ни авторитетов, ни плана или программы созидательной деятельности. Он явился в этот мир чтобы разрушать. «Вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить», - пытается ему возразить Николай Петрович. На что Базаров равнодушно отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».
Инсаров растворяется в коллективном «Мы» своего народа, не признает свою личную, индивидуальную значимость, отказывает себе в праве на личное счастье, отделенное от счастья своей родины. «Наше время нам не принадлежит», - говорит он. Или вот еще: «Это еще неизвестно [насколько человек любит родину]. Вот когда кто-нибудь из нас умрет за нее, тогда можно будет сказать, что он ее любил». Эта сопричастность к коллективной судьбе своего народа окрыляет Инсарова, придает ему силы. Базаров же наоборот тонет в своей гордыне, демонстративно ставит себя выше окружающих, равнодушен к чужой боли и к чужой слабости. И этот эгоизм только разрушает его и ведет к погибели.
Два антипода. Два типа пассионарности. Первая - осмысленная и созидательная. Вторая – бессмысленная и разрушительная. Первая обладает колоссальной притягательной силой. Вторая – пугает и отталкивает, обрекает на одиночество. Инсаров – болгарин. Базаров – русский.
Инсаров, получив образование в России, стремится скорее покинуть ее. Ее бездеятельная атмосфера душит его. Связав с Инсаровым свою судьбу, обретя в нем и в его борьбе смысл своей жизни, Елена, перед самым отъездом из России мысленно оглядывается на своих близких и вопрошает себя: «[Несчастные] Зачем живут?». После гибели Инсарова Елена в письме к матери отказывается от возвращения на родину: «Вернуться в Россию – зачем? Что делать в России?» Эту фразу можно прочитать и иначе: ради чего там следует жить? Жажда обретённого наконец смысла своего существования, которого ей так не хватало на родине, заставляет ее и после смерти Инсарова остаться верной «делу всей его жизни». Она присоединяется к черногорским войскам в Герцеговине, где следы ее и теряются.
Короче говоря, тургеневская дихотомия наводит на удручающие для нас выводы: болгарская среда (и, в целом, вся наша ближайшая славянская родня) порождает Инсаровых, русская среда порождает Базаровых. Елена записывает в своем дневнике: «Отчего он [Инсаров] не русский? Нет, он не мог быть русским». Тему подхватывает и Добролюбов в своей рецензии на роман «Накануне». Извольте-с, какая среда – такие у нее и герои, говорит он.
Еще несколько сравнений.
«Заметьте: последний мужик, последний нищий в Болгарии и я – мы желаем одного и того же. У ВСЕХ У НАС ОДНА ЦЕЛЬ. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!» - говорит Инсаров Елене.
«Как вы полагаете, что думает теперь о нас этот человек?» - спрашивает Павел Петрович Базарова о «мужике», увидавшего «господ» незадолго до их дуэли. «Кто ж его знает! – отвечает Базаров, - всего вероятнее, что ничего не думает. Русский мужик – это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает».
Отец пытается разговорить Базарова на тему скорой отмены крепостного права, порадовать сына. Тот с равнодушным сарказмом парирует: «Вчера я прохожу мимо забора и слышу, здешние крестьянские мальчики, вместо какой-нибудь старой песни, горланят: Время верное приходит, сердце чувствует любовь… Вот тебе и прогресс».
В имении отца Базаров, подтрунивая над крестьянами, требует у них излагать «воззрения на жизнь»: «Ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории – вы нам дадите и язык настоящий, и законы». Немного погодя, соседский мужик пытается выяснить у крестьянина, о чем барин с ним толковал: «О недоимке что ль?». «Какое о недоимке, братец ты мой! Так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?»
«Увы! – добавляет от себя сам Тургенев, - презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…»
«Слышала ты, Елена, - с внезапным воодушевлением начинает рассказывать Инсаров во время их прогулки в Венеции, - говорят, бедные далматинские рыбаки пожертвовали своими свинчатками, - ты знаешь, этими тяжестями, от которых невода на дно опускаются, - на пули! Денег у них не было, они только и живут что рыбной ловлей; но они с радостью отдали свое последнее достояние и голодают теперь. Что за народ!»
Красной нитью через весь роман «Накануне» проходит вопрос Шубина, повисший в воздухе, так и не получивший ответа: «Когда ж наша придет пора? Когда у нас народятся люди?»
Ждали и дождались, да не тех только.
В этом плане русская классика бессмертна, и как никогда актуальна."



PS. История с Инсаровым основана на реальных событиях, у него есть реальный прототип - болгарский деятель освободительного движения Катранов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Борис Немцов сходил на санкционированый митинг и посмел там открыть рот, вот так с открытым ртом местные «космонавты» упаковывают его в подоспевший с орбиты «шаттл». С новым годом, Свободная Россия! Фото Ильи Варламова с сайта “Эхо ...
В Америке нет законодательно закрепленного права на отпуск. В случае мелкого бизнеса отпуска вообще нет. Если у человека небольшой магазинчик, пиццерия или даже заправка, то его работники получают почасовую сдельную зарплату. Не работаешь - денег не получаешь. Можно поехать куда-то за ...
Испания, регион Валенсия. Белое вино, купаж из винограда сортов Merseguera и Sauvignon Blanc. Сильный цветочный аромат. Вкус приятный, достаточно простой. Качественное, несложное, некислое, вкусное летнее вино. Урожай 2015 г., дата розлива - 24.06.2016. Покупалось в Ленте ...
УПД "Ирамификейшн" это "Гиви и Шендерович" на самом ...
* * * Бегу вчера на занятия - навстречу знакомая: - На работочку? Тьфу, блин! Это ж надо так? Ну, зато теперь буду знать, как назвать работу, когда от нее тошнить будет. )) Пока не тошнит. ) Но вечерами уже не остается желания что-то шить или писать. Это не ...