Есть ли у России будущее?
serg07011972 — 09.02.2021
Мой друг, профессиональный историк, специалист по Болгарии и
Македонии, недавно перечитал Тургенева и, в свете последних событий
вокруг конфликта Путина-Навального, ставит вопрос ребром:
https://www.facebook.com/labauris/posts/10224379182778246
"
Не так давно перечитал «Накануне» (1860) и «Отцы и дети»
(1862) Тургенева. Оба произведения были написаны в переломный
период русской истории – на заре либеральных реформ 1860-1870-х
гг., запустивших последний цикл жизни Российской империи. Вместе с
«Рудиным» (1856) и «Дворянским гнездом» (1859) они образуют единый
цикл, важный для понимания общественных взглядов и социальной
философии писателя. Чуть позже эти взгляды будут красноречиво
дополнены упадническим «Дымом» (1867) и более оптимистичной «Новью»
(1877), но это уже относится к немного другой истории.
«Накануне» и «Отцы и дети» - романы-близнецы. Их невозможно понять
в отрыве друг от друга. Наши дети, в частности, изучающие в рамках
школьной программы только «Отцов и детей», очень много теряют,
поскольку без образа Инсарова достаточно сложно понять подлинный
смысл образа Базарова. И с Рудиным важно бы его сравнить, но
Инсаров все же выступает подлинным ключом к пониманию
Базарова.
Инсаров и Базаров – наиболее выразительные представители
тургеневских «лишних людей», они олицетворяют собой два типа
пассионарности, резко выделяющихся на фоне рыхлой, безмятежной и
субпассионарной среды. Катя в разговоре с Аркадием, заворожённым
пассионарной волей Базарова, дает простую, но удивительно точную
характеристику последнему: «Ну, так я вам скажу, что он… не то что
мне не нравится, а я чувствую, что и он мне чужой, и я ему чужая…
да и вы ему чужой. … Как вам сказать… Он хищный, а мы с вами
ручные».
И Инсаров тоже по-своему хищный, но его пассионарность,
диаметрально противоположна пассионарности Базарова.
Инсаров верит в свою родину и свой народ, не отделяет свою судьбу
от «общего дела». Когда Елена спрашивает его, насколько сильно он
любит свою родину, Инсаров отвечает: «Что же другое можно любить на
земле? Что одно неизменно, что выше всех сомнений, чему нельзя не
верить после Бога? И когда эта родина нуждается в тебе…» Базаров
наоборот свой народ презирает, страну не любит, счастья ей не
желает. Его кредо: «Ну, будет он [крестьянин] жить в белой избе, а
из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»
Инсаровым двигают любовь и стремление к созиданию. Великая идея
возрождения родины наполняет весь смысл его существования, не
оставляет пространства для частной жизни, частных интересов.
Заворожённая его пассионарностью Елена восклицает: «Освободить свою
родину! Эти слова даже выговорить страшно, так они велики».
Базарова наоборот гложет ненависть, он открыто в этом признается
Аркадию, к окружающему его обществу. Его раздражают никчемные и
пустые люди, как среди дворян, так и среди невежественного
крестьянства. Даже по отношению к родителям он не может скрыть
своего презрения: «Мои родители … заняты [занимаются своими
обыденными делами] и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно
им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость».
У Инсарова есть твердые принципы, которые наполняют его жизнь
целью, смыслом и идеалом. У Базарова нет ни принципов, ни
авторитетов, ни плана или программы созидательной деятельности. Он
явился в этот мир чтобы разрушать. «Вы все разрушаете… Да ведь
надобно же и строить», - пытается ему возразить Николай Петрович.
На что Базаров равнодушно отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва
нужно место расчистить».
Инсаров растворяется в коллективном «Мы» своего народа, не признает
свою личную, индивидуальную значимость, отказывает себе в праве на
личное счастье, отделенное от счастья своей родины. «Наше время нам
не принадлежит», - говорит он. Или вот еще: «Это еще неизвестно
[насколько человек любит родину]. Вот когда кто-нибудь из нас умрет
за нее, тогда можно будет сказать, что он ее любил». Эта
сопричастность к коллективной судьбе своего народа окрыляет
Инсарова, придает ему силы. Базаров же наоборот тонет в своей
гордыне, демонстративно ставит себя выше окружающих, равнодушен к
чужой боли и к чужой слабости. И этот эгоизм только разрушает его и
ведет к погибели.
Два антипода. Два типа пассионарности. Первая - осмысленная и
созидательная. Вторая – бессмысленная и разрушительная. Первая
обладает колоссальной притягательной силой. Вторая – пугает и
отталкивает, обрекает на одиночество. Инсаров – болгарин. Базаров –
русский.
Инсаров, получив образование в России, стремится скорее покинуть
ее. Ее бездеятельная атмосфера душит его. Связав с Инсаровым свою
судьбу, обретя в нем и в его борьбе смысл своей жизни, Елена, перед
самым отъездом из России мысленно оглядывается на своих близких и
вопрошает себя: «[Несчастные] Зачем живут?». После гибели Инсарова
Елена в письме к матери отказывается от возвращения на родину:
«Вернуться в Россию – зачем? Что делать в России?» Эту фразу можно
прочитать и иначе: ради чего там следует жить? Жажда обретённого
наконец смысла своего существования, которого ей так не хватало на
родине, заставляет ее и после смерти Инсарова остаться верной «делу
всей его жизни». Она присоединяется к черногорским войскам в
Герцеговине, где следы ее и теряются.
Короче говоря, тургеневская дихотомия наводит на удручающие для нас
выводы: болгарская среда (и, в целом, вся наша ближайшая славянская
родня) порождает Инсаровых, русская среда порождает Базаровых.
Елена записывает в своем дневнике: «Отчего он [Инсаров] не русский?
Нет, он не мог быть русским». Тему подхватывает и Добролюбов в
своей рецензии на роман «Накануне». Извольте-с, какая среда – такие
у нее и герои, говорит он.
«Заметьте: последний мужик, последний нищий в Болгарии и я – мы
желаем одного и того же. У ВСЕХ У НАС ОДНА ЦЕЛЬ. Поймите, какую это
дает уверенность и крепость!» - говорит Инсаров Елене.
«Как вы полагаете, что думает теперь о нас этот человек?» -
спрашивает Павел Петрович Базарова о «мужике», увидавшего «господ»
незадолго до их дуэли. «Кто ж его знает! – отвечает Базаров, -
всего вероятнее, что ничего не думает. Русский мужик – это тот
самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много
толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймет? Он сам себя не
понимает».
Отец пытается разговорить Базарова на тему скорой отмены
крепостного права, порадовать сына. Тот с равнодушным сарказмом
парирует: «Вчера я прохожу мимо забора и слышу, здешние
крестьянские мальчики, вместо какой-нибудь старой песни, горланят:
Время верное приходит, сердце чувствует любовь… Вот тебе и
прогресс».
В имении отца Базаров, подтрунивая над крестьянами, требует у них
излагать «воззрения на жизнь»: «Ведь в вас, говорят, вся сила и
будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории – вы нам
дадите и язык настоящий, и законы». Немного погодя, соседский мужик
пытается выяснить у крестьянина, о чем барин с ним толковал: «О
недоимке что ль?». «Какое о недоимке, братец ты мой! Так, болтал
кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что
понимает?»
«Увы! – добавляет от себя сам Тургенев, - презрительно пожимавший
плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в
споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не
подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута
горохового…»
«Слышала ты, Елена, - с внезапным воодушевлением начинает
рассказывать Инсаров во время их прогулки в Венеции, - говорят,
бедные далматинские рыбаки пожертвовали своими свинчатками, - ты
знаешь, этими тяжестями, от которых невода на дно опускаются, - на
пули! Денег у них не было, они только и живут что рыбной ловлей; но
они с радостью отдали свое последнее достояние и голодают теперь.
Что за народ!»
Красной нитью через весь роман «Накануне» проходит вопрос Шубина,
повисший в воздухе, так и не получивший ответа: «Когда ж наша
придет пора? Когда у нас народятся люди?»
Ждали и дождались, да не тех только.
В этом плане русская классика бессмертна, и как никогда
актуальна."
PS. История с Инсаровым основана на реальных событиях, у него есть
реальный прототип - болгарский деятель освободительного движения
Катранов.