Есть женщины в русских селеньях
oadam — 24.05.2013 Теги: ДемидовИ как родила! Одни называли её авантюристкой, другие – рабой любви, но одно время её имя не сходило с уст петербургского высшего света.
Александра Александровна Абаза была дочерью гусарского ротмистра в отставке из дворян Херсонской губернии, впоследствии Полтавского городского головы, Александра Михайловича Абаза. Ни происхождением, ни положением Александра не принадлежала ни к высшему свету, ни к полусвету, будучи одной из тысяч провинциальных дворянок.
Но у её отца, был двоюродный брат – Александр Аггеевич Абаза, министр финансов и член Государственного совета Российской империи. Он-то и ввел свою двоюродную племянницу в высший свет петербургского общества, где она познакомилась, а в 1869 году, пятнадцатилетней, вышла замуж за графа Александра Павловича Демидова, потомка любимца Петра Великого и последнего владельца демидовских уральских заводов.
За пять лет, с 1869 по 1874 год, Александра родила мужу пять детей (одна пара – двойняшки), став в 21 год многодетной матерью. Но брак вышел неудачным – граф имел дурную привычку поколачивать супругу (видимо было за что).
Причем до такой степени, что собственная мать Демидова, Софья Александровна (дочь шефа жандармов графа Бенкендорфа), опасаясь смертоубийства, добилась отъезда Александры в крымское имение Демидовых в Кореизе, а своего сына – на Урал, налаживать дела на демидовских заводах.
На их беду, как раз в это время зимы 1874-75 годов в имение отца в Ореанде перевели уличенного в краже семейных реликвий, и объявленного безумным великого князя Николая Константиновича. Во главе его охраны стоял князь Ухтомский – добродушный старик, который смягчил режим охраны Николы, и разрешил принимать гостей своего круга, к которому принадлежала и графиня Демидова.
«Допринимался» – однажды князь Ухтомский застал молодых людей на софе за недвусмысленным занятием процесса продолжения романовского рода. В Петербург ушел донос, великого князя Николая Константиновича отправили в село Смоленское Владимирской губернии, но опоздали, Александра уже ждала от Николы ребёнка.
Демидова начала забрасывать императора и его семью письмами, в которых настоятельно требовала, чтобы «её привезли к его высочеству Великому князю Николаю, дали ей ухаживать за ним и позволили узаконить ожидаемого ею от Его Высочества ребёнка». Не дождавшись разрешения, Александра самовольно приехала в Умань, где сняла дом, и в 1875 году родила великому князю сына Николая.
Никола немедленно вернули в Ореанду. Александра тоже вернулась в Крым. Великого князя в условиях секретности тут же перевели в имение Тыврово Подольской губернии. Через некоторое время в отсутствии Никола бухгалтер Кеппен заглянул в гардеробную великого князя и увидел в нем прятавшуюся молодую особу. «Демидова», – представилась красавица и величаво протянула руку для поцелуя.
Выяснилось, что Александра, обманув охрану, тайком пробралась и прожила в спальне Николы более десяти дней. К тому же она заявила, что опять беременна от великого князя, и собирается отбыть в Санкт-Петербург, где будет добиваться аудиенции у императора.
В конце концов, императору Александру II всё это надоело, и он отправил своего племянника Никола «к чёрту на кулички» в Оренбург. С Александрой Демидовой великий князь больше никогда не виделся, и дочь Ольга родилась уже без него, в мае 1877 года.
К тому времени граф Демидов без особого труда получил разрешение на развод, но Александра недолго оставалась свободной – в 1879 году она вышла замуж за 23-летнего прапорщика графа Павла Феликсовича Сумарокова-Эльстона, который был на два года её младше. Вся его многочисленная родня отчаянно протестовала против этого брака. Но, Сумароков–Эльстон (это который дядя Феликса Юсупова), никого не послушал.
Александра родила новому мужу еще двух дочерей: в 1881 году – Екатерину, в 1886 году – Зинаиду, и 4 ноября 1894 года, в возрасте 41 года, скончалась в демидовском имении в Кореизе, которое после смерти в 1893 году её первого мужа, графа Демидова, перешло по наследству их старшему сыну.
Перед этим в 1888 году, уже новый император Александр III, признал детей своего двоюродного брата, даровав им фамилию «Волынские» (по имени Лейб-гвардии Волынского полка, шефом которого когда-то был их отец), и отчество «Павловичи» (по имени их отчима).
В дальнейшем их судьба сложилась безрадостно – Ольга Волынская болела душевной болезнью и скончалась в возрасте 23-х лет, а ротмистр Николай Волынский был тяжело ранен на русско-японской войне, и умер от ран в 1913 году в Италии.
Но Александра Александровна Абаза (Демидова, Сумарокова-Эльстон), к её счастью, этого не увидела. А мне, почему-то, при взгляде на её похождения, вспоминается стишок Александра Аронова:
Я с утра до вечера
нехитра, доверчива,
а с вечера и до утра -
недоверчива и хитра
|
</> |