Есть город Тутаев.Романов-Борисоглебск.
ida_mikhaylova — 25.02.2023Каждый город и городок или селение на Волге достойны своего отдельного рассказа.
Во многих городах России побывать довелось, но вот в Романове и Борисоглебске Ярославской области пока не была, но надеюсь.
Среди жителей живёт старое название города, как Борисоглебская сторона и Романовская сторона. Моста между берегами Волги как не было, так и нет.
А Вы бывали в Тутаеве?
Пока хочу сначала показать зимнюю подборку с прекрасными фотографиями города, сделанными не мною, а разными фотографами. Постараюсь найти виды и с тем самым храмом — Воскресенским собором, что на картине А.П. Боголюбова.
Казанско-Преображенская церковь — памятник церковной архитектуры XVIII века.
Историческое поселение России — культурное наследие.
Обращусь к истории города, вернее сказать — двух городов.
Парча, атлас, шелковые, серебряные и золототканные нити. Мастерская Боярыни Марфы Полчаниновой, 1619 г.
Город Романов был основан князем Романом Угличским — вторым сыном углицкого князя Владимира Константиновича и супруги его княгини Евдокии Ингваревны. Построен Романов в 1283 году. Набеги орды и новгородских ушкуйников — речных пиратов неоднократно полностью разрушали город. Главным средством защиты от таких набегов являлся тын — частокол ( потому что при слове«палисад» у меня возникает другая картинка, а должна эта, где препятствие или стена из ряда свай-столбов высотой в несколько метров, вертикально врытых или вбитых на треть своей длины в землю вплотную или на небольшом расстоянии и соединённых между собой для прочности одним-двумя горизонтальными брусками-пожилинами, либо связанных шипами, сквозным прогоном или пришивным брусом.
В словаре у Владимира Даля частокол есть забор или тын из кольев, из частоколин, жердин стойком; в Рязанском крае тын назывался турлук.
В XV веке княжество стало входить в состав Великого княжества Московского.
Во второй половине XV века этом городе побывал Афанасий Никитин.
Массовое переселение татар и ногайцев пришлось во времена правления Ивана Грозного — в 1563 году. И град Романов на две сотни лет был полностью отдан ногайским мурзам после присвоения им княжеского титула, то есть происходила христианизация татар. Здесь корень княжеских родов Юсуповых и Урусовых. Переселение татар в Романов дало развитие овцеводства в России — всем известная Романовская порода — шубная.
В советское время была распространена в северных и северо-восточных областях Европейской части РСФСР и БССР. На 1 января 1985 года у государства имелось 456 тысяч романовских овец.
Правда, стоит заметить, что в 1760 году романовские татары, отказавшиеся менять веру, были переселены в Чёрную деревню Костромы, а мечети в Романове были разобраны все.
Поселения в Борисоглебске были ещё до постройки Романова, то есть до 1283 года. Лаврентьевская летопись говорит о монгольском нападении на Ярославль в 1238 году. Ярославцы бежали, в том числе и сюда. И Углицкий князь Роман Владимирович, приехав в будущий Борисоглебск, увидел на другом берегу идеальное место для укреплённого поселения, так первыми строителями Романова были борисоглебцы и прижившиеся беженцы из Ярославля. К XV веку поселения разрослись и образовалась Борисоглебская рыбацкая слобода. В Смутное время, как и Романов, Борисоглебская слобода была сожжена и разграблена. Но жизнь вскоре возродилась в них снова. Жившие рыбаки поставляли рыбу к царскому столу.
В 1652 году в Борисоглебской слободе строится первый каменный, шатровый храм во имя Смоленской иконы Божьей матери на месте деревянного мужского монастыря; плохо построенный храм в 1670 году становится непригоден. В 1678 году на его основе ярославские мастера построили самый известный храм города — Воскресенский собор, который около 1680 года был расписан ярославскими художниками. В 1660 году московскими каменщиками в южной части Борисоглебской слободы была построена более скромная Благовещенская церковь.
При правлении Петра I в 1719 году Борисоглебская слобода в составе Ярославской провинции относится к Санкт- Петербургской губернии.
В 1777 году, в ходе административной реформы Екатерины Великой Борисоглебская слобода была преобразована в город Борисоглебск. Так города Романов и Борисоглебск стали уездными центрами Ярославского наместничества. С 1797 года — Ярославской губернии.
В 1822 году два города объединены в единый — Романов-Борисоглебск по указу Александра I.В объединённом городе течение всего XIX века не было создано ни одного выдающегося каменного здания, возводились типовые купеческие дома и простые избы. В городе появилась овчинно-меховая фабрика, работала Романовская льняная мануфактура и Константиновский завод минеральных масел около города. По данным иностранных словарей, упоминавших Романов-Борисоглебск, в городе насчитывалось 1440 производств при числе жителей, не превышавшем 6,5 тысяч.
9 декабря 1918 года на пленарном заседании уездного исполкома в связи с предложением ВЧК оставить «для удобства телеграфных сношений» одно слово в названии дополнение «Луначарск» было убрано, а город было решено называть просто Тутаев — «в память погибшего при исполнении служебного долга во время белогвардейского мятежа от руки белогвардейских банд на даче ярославского городского головы товарища красноармейца Тутаева».
В марте 1941 года исполнительным комитетом Ярославского областного совета было решено переименовать Тутаев в город имени Менделеева в честь учёного Д.И.Менделеева, при участии которого был построен Константиновский завод минеральных масел недалеко от города. Поводом служило то, что переименование Романова-Борисоглебска в своё время так и не было формально утверждено в правительстве РСФСР. Великая Отечественная война , начавшаяся 22 июня 1941 года ,помешала осуществить задуманное.
В послевоенное время в Тутаеве продолжали развиваться традиционные для него отрасли по переработке льна, швейное и мебельное производство. В начале 1970-х годов возведён крупнейший в Ярославской области моторостроительный завод.
А сейчас не могу не поделиться найденными фотографиями — изображения фресок Воскресенского собора в Тутаеве. Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола. Старообрядцы жили в Романове-Борисоглебске вплоть до XIX века.
Храм не закрывался при советской власти поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.
Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий Седов, прославленный в лике святого Русской православной церковью.
Храм был расписан в 1680-х годах артелью ярославских художников, имена неизвестны.
Росписи ложных закомар были переписаны маслом в конце XIX века и в 1952 году.Наружные фрески храма неоднократно переписывались.
Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1654 году представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики. Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами. Фигура Николы Можайского располагается в летнем храме справа от Спаса Борисоглебского, воздел северо-западного столба. Скульптура в очень хорошей степени сохранности, она несколько архаична, но не лишена динамики. Правая рука святого сжимает достаточно короткий изогнутый меч, занесенный над головой, а в левой руке некогда находилась модель храма. До сих пор в храме сохранилась традиция менять святителю Николаю, в зависимости от праздника, разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. На голове святителя одета шитая золотыми нитями митра конца XIX — начала XX веков, которая в советское время едва не была утрачена. Основные святыни храма, как и огромный образ Спаса, каждый год переносят между летним и зимним храмами.
Важной святыней является также Распятие, врезанное в икону с предстоящими Богородицей, Марией Клеоповой, Марией Магдалиной слева, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником справа. Оно относится, предположительно, к XV—XVI векам и по преданию было найдено на берегу Волги. Распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере
Спас Борисоглебский
Русский искусствовед, краевед и историк Юрий Шамурин пересказывал две легенды, ходившие в Романове-Борисоглебске о происхождении иконы к началу XX века. Согласно одной легенде, икону принесла река Волга, и волны прибили её к берегу у Борисоглебска. Другая легенда рассказывала о даре некоего князя, в котором сам Шамурин видел впоследствии канонизированного в лике благоверных углицкого князя Романа Владимировича. Князю икона «Спас Борисоглебский» была якобы привезена некими «монахами из заморского края». По ещё одному преданию, образ «Спаса Борисоглебского» был написан святым преподобным Дионисием Глушицким (1363—1437) в начале XV века. Выдвигалась также версия создания иконы Дионисием Московским. Ярославский краевед начала XX века Н. Н. Теляковский приписывал её кисти учителя Дионисия Глушицкого в иконописании— архиепископа Ростовского святителя Феодора III, умершего в 1394 году, — и поэтому датировал более ранним периодом — концом XIV века.
Большой размер иконы современные искусствоведы связывают с первоначальным назначением. Икона располагалась в куполе деревянного Борисоглебского храма и играла роль его «неба».
Впервые в ярославском зодчестве четверик Воскресенского храма украшен так же пышно, как и галерея.
Цветовая гамма изразцов вам, дорогие читатели, ничего не напоминает?!
Столбы линии электропередач словно из моего детства, давненько таких не видела...
|
</> |