Если уж о графинях
mysea — 11.12.2022 Этим летом мы, наконец, доехали до поселка Динамо, в девичестве Графской Славянки, где жила и царствовала графиня Самойлова. Эту дамы все знают в лицо. И не только ее, но и ее семью. Карл Брюллов писал графиню очень часто и с большой любовью. Каждый видел его блистательную картину "Графиня Самойлова покидает бал со своей воспитанницей"«Ей нет соперниц,
нет подруг,
Красавиц наших
бледный круг
В ее сиянье исчезает...».
Эти строки А. С. Пушкин посвятил Юлии Самойловой.
Все видели воспитанниц графини Юлии на картине "Всадница"
Художник несколько раз изобразил звезду своей жизни на картине "Последний день Помпеи"
Но то было длинное вступление . Теперь про Графскую славянку. Это было волшебное место, быть приглашенным туда считали за честь и особенное удовольствие даже самые знатные дворяне
Двухэтажный дом со стороны дороги имел парадный вид: его украшал портик с колоннами, с двух сторон от которого отходили пандусы. Здесь же стояли львы. Со стороны сада, спускавшегося к реке Славянке, дом был решен в более романтичном стиле. Центральную часть здания занимала живописная лоджия, а над ней - балкон. Между ними, на двух выступах, размещались беседки с балюстрадами. Фасад был богато украшен скульптурой, барельефами, орнаментами.
Ездившие осматривать имение родители А. С. Пушкина были от него в восторге. С. Л. Пушкин писал дочери в 1835 г.: «Это сокровище! Невозможно представить себе ничего более элегантного в смысле мебелей и всевозможных украшений. Архитектором и декоратором является Александр Брюллов. Все ходят смотреть это точно в Эрмитаж».
«Подчеркнуто изящная отделка парадных помещений, удобство и красота мебельных гарнитуров, оригинальность осветительных приборов, малиновые и голубые оконные стекла - едва ли не впервые использованы архитектором не в культовом сооружении, а в жилом доме». Недалеко от дома по проекту Брюллова был построен небольшой деревянный театр в псевдорусском стиле.
Уж как было заведено, на даче Самойловой звучали крамольные речи, графиня от моды не отставала. Красоты и ум хозяйки, хлебосольность её, неустанные развлечения и , опять же, "вольнолюбивые мечты" собирали в имении цвет общества. Николай I был недоволен, "что Царское село опустело, все ездят к графине Самойловой"
Денег графиня не считала, поэтому поиздержалась в зарубежном вояже. Вернувшись из турпоездки за границу в 1842 г., графиня Самойлова заложила в Государственном Заемном банке Графскую Славянку за 220 640 руб. Собрания в Графской Славянке, где речь шла и о политике, раздражали Николая I, и Самойлову «уговорили» продать усадьбу в казну. Департамент уделов приобрел ее за 700 000 руб., переплатив более чем в три раза.
После продажи Юлия дерзко сказала, что гости ездили не в Славянку, а к ней, блистательной Юлии
. Сказала и ушла в даль светлую, за границу, куда ей настойчиво советовал поехать император
Усадьба стала приходить в запустение. По церкви ( необыкновенной красоты!) били , выбивая белых, пушки Троцкого
Во время Великой Отечественной войны расквартирован штаб Голубой дивизии.
«Голубая дивизия» испанских фалангистов пешим строем и на лошадях добралась до аристократического замка графини Ю. П. Самойловой и организовала в нем штаб-квартиру, с комфортом ожидая штурма города немецкими войсками. Высшее руководство Испании решило отпраздновать седьмую годовщину «Освободительной войны» в новой штаб-квартире, расписанной сценами походов мальтийских рыцарей. На этом мероприятии должны были вручаться испанские награды местному немецкому командованию, а также испанским офицерам и солдатам. Разведка Красной Армии узнала о готовящемся празднике, и было решено произвести в это время артналет на здание и прилегающую территорию. Первой волной артналета были превращены в металлолом автомобили гостей, второй - частично разрушено здание дворца, третьей - поврежден автобус, который привез артистов варьете, и прилегающие постройки. Правда, высшие чины не пострадали: они успели спуститься в подвал.
«Закончить этот торжественный ужин нам было трудно, так как все водители ранены, в том числе шофер генерал-полковника Линдеманна, их машины разбиты. У меня упал камень с сердца, когда последний немецкий генерал отъехал от штаб-квартиры», - описывает эти события в своих воспоминаниях генерал Инфантес. В ходе боев по освобождению усадьба была разрушена советской авиацией и артиллерией.
Сейчас дворец выглядит так
Дворец отреставрирован, но огорожен высоким забором, так что, подойти к нему невозможно, частная собственность, как при графинюшке
|
</> |