Если ты хочешь сделать свой город чище, %username%, то, возможно, ты экстремист
ibigdan — 19.12.2012Год назад мальчика Гошу, девятиклассника из города Сухой лог Свердловской области (мама – продавец, папа – охранник), задержала полиция по обвинению в экстремизме. Все было по полной программе: многочасовой допрос, угрозы, «доверительные» разговоры. Причина была в том, что Гоша Пьянков решил присоединиться к одной из акций «Гринпис России». А именно — попытался организовать в своей городе «Зеленый Weekend», во время которого собирался пропагандировать раздельный сбор мусора. Гоша производит очень необычное впечатление: он думает и разговаривает, как абсолютно сложившийся, взрослый человек, — как и подобает владельцу собственного небольшого бизнеса, приносящего 11 тысяч рублей в месяц. А улыбается при этом совсем по-детски.
— Расскажи о своих бизнес-проектах.
— Началось с того, что к нам в школу пришла вести экономику молодой специалист — Елена Валерьевна Колбаснюк. И предложила нам делать свои бизнес-проекты. Первую компанию я организовал в 13 лет, уставной капитал у нас был 500 рублей. Мы фотографировали детей из начальных классов в нашей же школе, потом вырезали изображение с помощью фотошопа, помещали в лунный пейзаж и продавали за небольшие деньги. За год была достигнута безубыточность. Потом мы объединились с другими школьным проектом и делали изделия из гипса — фигурные мелки, магниты на холодильник, фоторамки. Потом дошли до того, что делали фигурные часы из гипса. Мы зарабатывали примерно по 11 тысяч в месяц. Гипс – экологически чистый материал, а мы стремились весь проект сделать как можно более экологичным, например, организовали вторичное использование воды. Попутно занимались благотворительностью, вели социальные проекты – Елена Валерьевна говорила нам, что это обязательная часть программы. К 9 мая мы специально сделали гипсовые часы и подарили знакомым ветеранам. На всероссийском конкурсе «Школьники за продвижение глобального предпринимательства» мы заняли второе место.
— Как получилось, что тебя задержала полиция?
— Однажды я увидел на сайте «Гринпис России» описание всероссийской акции «Зеленый Weekend» и приглашение присоединяться. «Зеленый Weekend» — это акция, цель которой показать, что в России есть люди, готовые вести экологический образ жизни: вести раздельный сбор мусора, осуществлять буккроссинг, устраивать «фримаркеты». И как раз в этот день встретил на городской площади нашего мэра, Суханова Станислава Константиновича. Я подошел, рассказал ему о проекте, он ответил: «Здорово, я обеими руками за, готов все согласовать. За 2 недели до мероприятия придешь, заберешь уведомления и отнесешь в полицию». Я все так сделал. Распространял информацию, приглашал друзей, знакомых. Позвал всю свою школу.
И вот как-то сижу на уроке литературы, сочинение пишу. Заходит завуч, говорит: «Можно Гошу Пьянкова?». Учительница объясняет: «У нас вообще-то контрольная». «Ну надо, ну пожалуйста» — отвечает завуч. Я вообще-то хорошо учусь, я президент школьного органа самоуправления, так что не волновался. Выхожу, смотрю — стоит тетенька из полиции. Так и не знаю, как ее звали, мне никто не представился в этой истории. Тетенька говорит: «Ты что натворил? Тебя вызывает сам начальник полиции». Я прикинул, что наверное, это как-то связано с акцией «Зеленый Weekend». А завуч на прощание пошутила: «Гоша, это связано с экономическими преступлениями?». Я тогда сделал проект акционерного общества «Студенты за продвижение глобального предпринимательства», там был сделан акцент на осознании экологической ответственности через стабильное экономическое развитие». Наверное, поэтому завуч и пошутила про экономические преступления.
И мы спустились вниз, я взял курточку из гардероба. Тетенька спрашивает: «Вести тебя или сам пойдешь?». Пошли мы в полицию, там пропустили без вопросов. Завели на второй этаж, посадили в холодную-прехолодную приемную, я там сорок минут ждал. Потом меня пригласили к начальнику полиции Петрову. Он там сидел со своими помощниками. И говорит: «Это подрыв государственного строя РФ. Гринпис – это экстремистская организация. Да ты хоть знаешь, куда у нас мусор девается? На хрена тебе это надо, парень? Все проплачено американским правительством. Они через интернет молодежь вербуют».
Я говорю: зачем вы мне все это рассказываете?». Петров отвечает: «Ты что, свой дерзкий ум хочешь показать? Что ты натворил? Мне надо на твою акцию народ высылать, а у меня все в отпусках. Зачем все это делать?!».
Тут пришла наша классная руководительница. Она у нас тогда изобразительное искусство вела. И говорит, — да, он у нас такой. Он может разные экстремистские организации придумывать и людей туда заманивать».
Петров начал куда-то звонить, что-то выяснять. Ко мне другие полицейские подсаживались, «доходчиво» мне все объясняли: «подпиши отказ от проведения мероприятия». А организатором значился мой друг Рома, ему 28 лет. Его в городе не было, он тогда уехал в Екатеринбург. Полицейские говорят: «пойдем к Суханову, будем все проверять». Вынудили Рому из Екатеринбурга приехать и написать отказ. Уже после допроса забежала начальница подразделения по делам несовершеннолетних. Увела меня к себе в подразделение, — туда был отдельный вход с другой стороны здания, — говорит: «Звони матери». Мама прибежала в шоке, спрашивает: «Почему он здесь?». Ей отвечают: «Ваш сын пытался организовать экстремистское мероприятие». Меня к этому времени уже трясло. Я говорю: «Ерунда это все». Начальница говорит: «Будем тебя ставить на учет. Я должна взять с тебя показания. Отвечай, где познакомился с этим экстремистом Романом, кто тебя вербовал, сколько тебе заплатили. Расскажи, как тебя оппозиционеры подстрекали, что такое «Гринпис», как ты с ними связался». Заставила меня пойти домой и распечатать все всю переписку с «Гринпис», и ей принести.
— Сколько тебе лет было на тот момент?
— Мне было 14 лет, через неделю должно было исполниться 15.
— Страшно было?
— Очень страшно. Боялся, что выпишут штраф маме, что меня посадят в тюрьму. Особенно когда Петров буквально начал меня словами загонять в угол. Говорит: «Ты, наверное, не работаешь? Вот у меня летом дочка с «Молодой гвардией» мусор убирала». Я ответил, что «Единую Россию» не поддерживаю. Он спрашивает: «Может, и президента?». Конечно, говорю. Петров отвечает потрясенно: «Только никому об этом не говори».
Рома позвонил мне вечером и сказал, что написал отказ от мероприятия. В Гринпис звонить было дорого, поэтому я написал туда по электронной почте и описал ситуацию. На следующий день я получил от них письмо, в котором было написано примерно следующее: «Мы в шоке, будем помогать». Они сразу же связались с мамой, хотели высылать группу мне на помощь, сообщили в общество «Мемориал» в Екатеринбург. Председатель общества созвонилась с моей мамой, но мама решила не делать шума из этой истории. А с «Мемориалом» я потом подружился.
— Как восприняли историю в школе?
— Сначала хотели затаскать по всяким комиссиям. Вторая завуч — Валентина Алексеевна, меня потом долго упрекала, что вот, типа, ко мне доверие резко упало.
— А твои одноклассники?
Одноклассники вообще ничего не поняли. Они далеки от политической ситуации. Часть одноклассников сочла, что я экстремист. Мы вообще об этом говорили только много времени спустя, когда писали контрольную, учительница дала задание и ушла, и мы разговорились. Они реально офигели!
Потом в наш класс пришел мальчик из другой школы. Они с другом увидели на нашей реке Пышме рыбацкие сети. Ловля рыбы там была запрещена, и они набрали 112, сообщили в полицию. Приехало Сухоложское ГУВД. Глядя на сети, полицейские заявили, что в реке ничего нет. А школьников увезли в автозаке, побили и поставили на учет за ложный вызов. Наутро они снова пришли на это место и обнаружили, что вчерашние полицейские достают сети, вынимают рыбу и уезжают. Сейчас-то мы уже в десятом классе, они стали что-то понимать.
— До организации Уикэнда ты занимался какой-либо общественной деятельностью?
— Я был в отделе молодежной политики администрации городского округа. Молодежное правительство, когда организовалось, активно не работало. Я когда пришел, сразу стал сразу же стал налаживать связи со всеми возможными структурами в городе. Все делалось через акции: день борьбы с ВИЧ, помощь ветеранам, дискотеки. Был проект эколагеря. В январе у нас была зимняя школа для талантливых детей в Нижнем Тагиле, там мы организовывали детское молодежное правительство. Я сам нашел конкурс на грант областного правительства, хотел сделать портал молодежных инициатив, чтобы синхронизировать все молодежные проекты, в том числе экологические. Трудно было отправить заявку, поскольку мы не являлись НКО. Но я решил эту проблему, — нашел молодежный парламент Свердловской области. Но серьезные дяденьки в администрации мне сказали: «У нас уже есть сайт отдела молодежной политики. Правда, он не работает, потому что просрочен хостинг, и там домен второго уровня, но это неважно, туда, например, можно залить фотки. А идея портала молодежных инициатив неактуальна и что заявку отправлять не стоит. После этого я прекратил заниматься молодежной политикой в городской администрации.
— А «Зеленый Weekend» так и не состоялся?
— После неудачи с первой попыткой провести акцию из «Гринпис России» мне и маме пришло приглашение в Москву, на осенние каникулы. Нам оплатили дорогу, питание, проживание в гостинице, провели экскурсию по московскому офису, еще мы ездили с руководителем акционного отдела на лодочный тренинг в Капотню. Потом поехали в Питер, там был тренинг для волонтеров, где много говорили о стратегии устойчивого развития, о гиперпотреблении. Я благодарен за это путешествие до сих пор, оно вселяло надежду. Я тогда понял, что Гринпис – это организация, где можно адекватно работать, вести добрые дела. Той же осенью я проводил для «Гринпис» рейтинги супермаркетов.
Летом 2012 года я все-таки провел «Зеленый Weekend». Потом занялся арктическим прокектом, начал собирать подписи в защиту Арктики. Московский офис помогал – прислали значки и футболки. Потом меня пригласили играть в молодежный театр «Призма», там я познакомился с Олей Соболевой, мы собирали вместе подписи в защиту Арктики и собрали 400 подписей.
— Какие у тебя планы на будущее?
— Я хочу продолжить стабильную работу по развитию идей «Гринпис». Я полон желания развивать раздельный сбор мусора в Свердловской области. Провести акцию «Зеленый супермаркет», работать над картой пунктов приема вторсырья. Очень заинтересовала идея помощи ООПТ со стороны волонтеров, у нас как раз неподалеку есть нацпарк «Пушминские боры». Намерен заняться ведением экологических проектов, пригодных для нашего города, делая акцент на раздельном сборе мусора. Так, чтобы это было не акцией, а системой.
Скоро я окончу школу. В России нет адекватного обучения по специальности «устойчивое развитие». Поэтому я буду поступать в бывший «Смольный» — СПГУ. Это первый в России проект либерального образования и Барт-колледжа США. Образование там построено так, что человек сам настраивается на добывание знаний. Не ему дают знания – он сам их ищет. И профилизируется уже в ходе учебы.